Если ваш ответ - для защиты от монголов, то это не совсем так.
Великая Китайская стена, построенная на протяжении двух тысячелетий для укрепления северной границы Китая, состоит из нескольких перекрывающих друг друга стен, идущих параллельно друг другу. В совокупности они простираются более чем на 21 000 километров - более половины окружности Земли. Но действительно ли эти обширные стены со средней высотой 7,8 метра защищали Китай от внешнего мира?
Ответ во многом зависит от того, как вы определяете успехи и неудачи стены. Китайцы построили стену как шедевр оборонительной архитектуры, и хотя китайские войска, контролирующие эти барьеры, безусловно, помогли предотвратить атаки некоторых потенциальных захватчиков, Великая стена ни в коем случае не была неприступной. Другими словами, иногда это помогало защитить Китай, а иногда нет.
С другой стороны, это также была демонстрация богатства, архитектурного мастерства и инженерного мастерства императорского Китая. В этом отношении она, несомненно, преуспела и продолжает делать это, поскольку правящая Коммунистическая партия приняла стену как патриотический символ.
Китайцы начали возводить стены на крайнем севере страны примерно в 700 г. до н.э., но только после того, как Цинь Шихуан объединил враждующие государства Китая и стал первым императором в 221 г. до н.э., проект Великой стены начался всерьез. Согласно Британнике, он приказал крестьянам соединить уже существующие форты, чтобы защитить свою растущую империю от различных кочевых племен монгольского региона. Позже императоры расширили и укрепили стену, добавив маяковые башни, которые можно было зажигать, чтобы посылать сообщения о предстоящих набегах. К 1300-м годам стена стала напоминать то, как выглядит сегодня.
Стена помогла Китайской Империи подготовиться к вторжению, выиграв драгоценное время для мобилизации сил Китая. Он также использовался, чтобы заманить вражеские войска в компромиссные ситуации, согласно книге Артура Уолдрона, профессора международных отношений на кафедре истории в Университете Кембриджа, "Великая китайская стена от истории до мифов". В 1428 году, например, одному китайскому генералу удалось прижать монгольские армии к стене, придавить их без выхода и нанести им поражение.
Но Великая Китайская стена не гарантировала безопасности. Стена не является непрерывной - изначально она использовалась для укрепления обороны там, где географическое положение было менее сложным для армии, а в некоторых случаях враги просто шли по разным участкам. Однако один из самых печально известных провалов стены привел к концу целой династии правителей.
"Она практически не обеспечивала защиты величайших строителей стен из всех, династии Мин, от их наиболее опасных противников, маньчжур на северо-востоке", - сказала Джулия Ловелл, профессор современной китайской истории и литературы в Лондонском университете Биркбека. Разочарованный китайский генерал просто открыл ворота, чтобы пропустить маньчжур в Китай, сказала Ловелл. Затем в 1644 году маньчжуры основали династию Цин, которая просуществовала до 1912 года.
По словам Ловелла, из-за ее окончательного провала к XIX веку многие люди в Китае считали Великую китайскую стену "чрезвычайно дорогостоящим стратегическим безумием".
Это негативное восприятие сохранялось довольно долгое время. "Обычным людям приходилось много лет трудиться, чтобы построить его, и он стал мощным символом императорского гнета", - сказала Луиза Эдвардс, заслуженный профессор истории Китая в Университете Нового Южного Уэльса в Австралии. Но затем это было чем-то вроде реабилитации в 1912 году, когда националистическая революция изгнала последнего императора Цин и установила республику. В отсутствие монарха новые лидеры искали способы объединить обширную страну с множеством различных культур. "Они искали символы, чтобы создать новую национальную идентичность", - сказала Эдвардс.
Великая китайская стена, как один из крупнейших строительных объектов в мире, построенный трудолюбивыми жителями Китая, была прекрасным примером того, чего можно достичь с помощью единства. "Это было немного похоже на пиар", - добавляет Эдвардс. Когда коммунисты пришли к власти в 1949 году, то же повествование соответствовало их политической идеологии. Эдвардс сказала, что современный успех стены заключается в той же символической ценности. "Символика всего этого очень важна", - сказала она. "Это его настоящая и непреходящая сила".