Обнародованные главой государства реформы во многом представляют собой компиляцию паллиативных мер из прежних программ, сотканную для услаждения слуха и взора МВФ. Жесткие требования международных финансовых институций умело растворены в общем потоке словес, приправленных вполне социально-демагогической риторикой, и по большому счету не имеют адресата. Потому что ни одна из прослоек общества не может считать предложенную программу «своей». Разве что ура-поклонники президента.
Но и для таковых гораздо важнее гуманитарные вопросы и имиджевая составляющая, нежели реальное реформирование. Какой же станет Украина по итогам реформ Януковича — Азарова? И изменится ли что-либо вообще?
А мог бы и не делать
В принципе, Виктора Федоровича никто не обязывал провозглашать какие-либо реформы. Его имидж управленца-консерватора и «восстановителя» страны из «оранжевого хаоса» мог вообще не предусматривать реформирования. Тем более что до сих пор действителен универсальный предлог — кризис, под который можно любые частичные новации, направленные в первую очередь на тактические цели, считать «жизненно необходимыми», а стратегические — откладывать на отдаленное будущее. Но тут подоспела нужда в кредите МВФ. Да и общество все-таки желало услышать от президента четкий посыл: он будет улучшать жизнь вверенного населения «хотя бы завтра» или нет.
Судя по всему, МВФовские деньги все-таки нужны — в качестве амортизационной подушки.
Кредит не бросят в топку закрытия дыр в бюджете, как при Тимошенко, а положат под семь замков на черный день. Но чтобы этот кредит получить, нужно написать для мировых финансистов нечто, что понравилось бы их неолиберальным мозгам. Потому-то и взяли старые, еще докризисные наработки, сделанные по заказу центра Ахметова, приправили подходящей антиолигархической риторикой (для внутреннего потребителя, сиречь народа) — и выдали на-гора под видом реформ. Получилось нечто очень тусклое, противоречивое и никак не тянущее на какой-либо «украинский прорыв».
Судя по тому что население особо не поняло, что вообще Янукович собирается реформировать, зафиксировав себе только посыл о повышении пенсионного возраста, результат у обнародования программы чисто показательный. Для Европы. Простого обывателя, какового среди электората всех окрасов большинство, все-таки решено пугать не сразу. Проводить болезненное реформирование будут (если будут) неспешно, дабы рейтинг президента не рухнул в тартарары. Так же, как и с пенсионным возрастом, будет и с иным актуальным для населения вопросом — повышением тарифов на газ.
Как таковых, реформ намечается не так уж и много. От правительства, которое хотело бы все заморозить, а вынуждено что-то реформировать, и такой документ получить — новость. Рассмотрим главные пункты предстоящих реформ Януковича — Азарова.
Экономика: немного шума… и ничего
Программа явно несет родовые черты ее авторов. Специалисты американской компании McKinsey, оплачиваемые Ахметовым, писали программу в «жирные» докризисные времена. При этом заказчик не давал задачу говорить о проблемах в металлургическом и химическом секторах — становых хребтах нашей постсоветской олигархономики. А заокеанские специалисты и не утруждали себя необходимостью в эти проблемы вникать. Дело в том, что у них имеется лекало, шаблон для прописывания реформистских мер — одинаковый что для Украины, что для Гондураса и Анголы. Другое дело, что незамысловатый маккинзиевский шаблон нужно было адаптировать под наши текущие реалии — и этим занялся «мозговой штаб» регионалов во главе с Ириной Акимовой. При этом неизвестно, участвовало ли в разработке программы другое полушарие «регионального мозга» — Национальный институт стратегических исследований, руководство которого считают близким к фирташевской группе.
Так что в озвученной программе о ведущих украинских отраслях промышленности с их фантастической энергоемкостью — ни слова: «священных коров» трогать нельзя. Отсутствуют, по совершенно понятным причинам, и назревшие механизмы антимонопольной борьбы: олигархи не желают реальной конкуренции, и потому, если американцы и выписывали что-то на эту тему, в программе эти пассажи не отражены сознательно. Естественно, никаких посылов нет и о прозрачности собственности и создании реестра владельцев. Это означает, что тендерные, приватизационные и прочие коррупционные схемы будут процветать и дальше.
Противоречие наблюдается уже в самой цифре дефицита бюджета. Программа говорит, что дефицит в 2010 году будет 5,3%. Реальный же дефицит уже сейчас составляет 16%. Откуда взялась на порядок меньшая цифра? Неужели МВФ не видит подлинной картины украинской экономики? Или ее не видят составители программы? Второе вероятнее. Но тогда зачем так подставлять президента, торжественного вышедшего на «озвучку»?
Зато программа явно говорит о воссоздании СЭЗ и ТПР, которые именуются «специальными режимами привлечения инвестиций». Это одна из любимых идей регионалов, она, безусловно, будет воплощена в жизнь в обозримом будущем. Возможно, первые СЭЗ снова появятся уже до конца этого года.
Свободная продажа земли, о которой так много говорила оппозиция и вещали «информированные источники», также не состоялась. Этот процесс, если и планировался американцами, в наших реалиях снова отложен на «прекрасное далеко». Думается, правительство и вовсе не собирается этого делать: земля пока еще осталась тем ресурсом, который можно очень прибыльно дерибанить. Возможно, некоторые регионалы на это и рассчитывают — тем более если состоится сдача ключевых промышленных активов россиянам. Чем же тогда поживиться в Украине останется местной братве? Как раз землей.
При этом в программе указано, что земельный кадастр должны составить уже в 2010 году, как и написать закон о рынке земли. Зная оперативность ПР, можно не сомневаться — напишут, если будет дана команда. Если же не будет дана — Украина и через два года может оказаться неготовой к введению рынка земли. Не забываем и про выборы — парламентские и президентские. Левые Януковичу свободную продажу земель не простят, а они — его единственный серьезный конкурент на сине-белом поле.
Ничего не сказано Януковичем и о реформе госсектора. Что и понятно: программу выполнять придется бюрократам высшей пробы во главе с Николаем Яновичем, а они-то уж говорить о каком-либо сокращении расходов на себя, любимых, не собираются. Несмотря на то что сокращение государственных расходов — одно из первейших требований того же МВФ.
Наконец, программа ничего не говорит об энергонезависимости страны. Вряд ли можно предположить, что американцы в первоначальном ахметовском проекте об этом ни слова не написали. Но выглядит все так, будто Украина — энергетически самодостаточная страна. То есть — отметим себе еще раз — модернизации энергоемких производств не планируется. Впрочем, похоже, что Янукович честно решил не писать того, к чему идти не собирается. Как же при курсе на братские объятия с Россией и уже выполненной вроде бы программе по получению скидки на газ еще писать о каких-то механизмах энергетической диверсификации?
Бизнес: большой кнут и маленький пряник
В программе о налоговой реформе сказано не так уж и много. Предполагается, что с этой задачей справится новый налоговый кодекс. Янукович же в своем послании о налогах почти не говорил. Исключение составил посыл о налоге на недвижимость после 2012 года и постепенном снижении НДС в тот же срок. Однако уже в попавшем в печать проекте нового варианта кодекса обе эти новации имеются. Значит, начнем не с 2013 года, а с 2011-го? Ведь бюджетную резолюцию на следующий год правительство планирует сверстать и подать в парламент уже в сентябре. Если к тому времени налоговый кодекс будет принят, бюджет будет составляться с учетом новых налоговых правил.
Зато «расчленение» ненавистного власти единого налога все-таки будет произведено. Предполагается, что именно «единщики» теперь станут дополнительным источником пополнения ненасытного Пенсионного фонда. Взносы в социальные фонды будут выведены из структуры единого налога. С 2012-го планируется ввести единый социальный взнос, который заменит взносы во все фонды — и в Пенсионный, и в фонды страхования по безработице, утраты трудоспособности и страхования от несчастных случае на производстве. И этот взнос также будет уплачиваться отдельно от единого налога. В итоге предлагается, что ставка отчислений в соцфонды составит до 35% доходов физлица.
Еще один благой посыл — переход от разрешительного характера начала предпринимательской деятельности к заявительному. Вроде бы отличная мера. Но тут есть оговорка: кроме видов бизнеса, которые считаются деятельностью повышенной опасности. Ни строительство, ни перевозки (включая туристические), ни даже продажа продуктов питания в этот перечень не входит — везде можно обнаружить источник повышенной опасности.
При этом число работ и видов деятельности, для которых необходимо лицензирование, запланировано уменьшить. Эта норма якобы уже прописана в новом налоговом кодексе.
Медленный ступор
В целом программа носит размытый, осторожный характер и не отвечает на многие вопросы. Некоторые подвижки должны начаться в 2011-м, но большая часть знаковых пунктов программы (как то рынок земли) вообще должна быть реализована только в 2012 году.
Понятно, что за 2010–2014 гг. политико-экономическая ситуация может несколько раз поменяться. Даже при прогнозируемой стабильности правительства Азарова (хотя не факт, что после выборов в парламент именно его оставят осуществлять реформы) различие взглядов разных групп интересов внутри власти плюс какие-либо возможные действия оппозиции могут привести к тому, что реформы пойдут еще медленнее, чем планируется. Или вообще «завязнут» на любом этапе.
Текст: Павел СЕРОВ. Фото Reuters.