В интервью Контрактам Глава Комитета ВР по вопросам топливно- энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Николай Мартыненко рассказал о том, что: 1) нужно изменять структуру Нефтегаза 2) Газпром не будет работать с предприятиями напрямую 3) Кабмин Тимошенко успешнее работает во второй каденции 4) против приватизации
— Газовые переговоры должны быть непубличными
Какое место сейчас занимает РосУкрЭнерго в схеме поставок газа в Украину?
— Меня сейчас больше интересует, газ какого происхождения попадает в Украину. До 1 января официально существовала схема с РосУкрЭнерго. Чей газ поставляли в этом году, мы не знаем. Сегодня РУЭ де-факто на украинском рынке не существует. Газпром заявил, что голубое топливо будет поставлять новый посредник с их стороны, но поставил условие, что половина интересующего рынка, включая продажу газа населению и промпотребителям, будет контролироваться Россией. Естественно, нас это не устраивает.
Сейчас мы имеем фактическую ликвидацию прежних посредников, газ неопределенного происхождения, перспективу получить нового посредника и потерять половину внутреннего рынка. Газовые переговоры ведутся на фоне будущего саммита НАТО в Бухаресте, неработающего парламента, политического кризиса. Мне не нравится, что переговорный процесс ведется настолько публично. Очень часто спекуляции политиков на дискуссионных моментах переговоров подталкивают их участников к неправильным поступкам, которые ослабляют позиции Украины. Правильнее было бы делегировать право вести переговоры доверенным лицам и потребовать от них отчета по результатам.
Представители Газпрома заявили: если Украина будет работать с ними напрямую, о дешевом среднеазиатском топливе можно забыть. Сколько в таком случае будет стоить газ для Украины?
— О дешевом среднеазиатском газе нам давно пора забыть. Мы потеряли доступ к этим рынкам и теперь должны думать, как восстанавливать отношения с нашими традиционными поставщиками в Средней Азии. Быстро этот вопрос, увы, решить не удастся.
Вокруг РУЭ существует слишком много мифов, в том числе относительно дешевого газа от РосУкрЭнерго: мол, компания поставляет в Украину топливо по относительно низким ценам за счет смешивания дешевого среднеазиатского газа и дорогого российского. Такие же мифы будут существовать вокруг любого другого посредника. Поэтому абсолютно понятно желание работать с Газпромом напрямую. За что будет отвечать посредник, если нам снова будут угрожать перекрытием газового вентиля? Ни за что. На сцене опять появится представитель Газпрома и начнет вещать, что Украина должна за газ уже не по $300 за тыс. кубов, а $500, $600. Причем газовая проблема традиционно возникнет в самый неудобный для нас политический момент. В этом вся закавыка. А какой при этом будет посредник — РУЭ или кто-то другой, значения не имеет. Как государству Украине целесообразнее повысить тарифы на транзит российского газа, сделать его экономическим товаром и приблизить стоимость голубого топлива к средней по Восточной Европе — нужно привыкать жить по европейским ценам. Причем к этому должны привыкнуть и промпотребители, и рядовые украинцы, однако определенным слоям населения дотации нужно будет сохранить.
— До сих пор удивляюсь, почему Зинченко обвинил меня во всех грехах
Собирается ли парламент принимать какие-то законы, постановления, направленные на финансовое оздоровление НАК «Нефтегаз Украина»?
— Задача Верховной Рады принимать законы, которые создают правила игры на рынке. Хуже всего, когда парламент начинает во что-то вмешиваться, поскольку депутаты в своей риторике больше оперируют политическими лозунгами. Поэтому Верховной Раде не стоит вмешиваться в дела НАК. Принятие конкретных решений по оздоровлению компании — дело правительства, поскольку Нефтегаз был создан решением Кабмина.
Есть данные, что за некоторыми компаниями, задолжавшими перед НАК, стоят депутаты. Комитет владеет такой информацией?
— Дебиторов НАК великое множество, но конкретных фамилий я не назову. В прошлом году Нефтегазу много задолжали и население, и коммунальщики. Я — председатель профильного комитета, не работник КРУ и не знаю, как из Нефтегаза выводили деньги. Всеми этими махинациями должна заниматься Генпрокуратура, привлекая виновных к ответственности.
Правительство пойдет на повышение цены газа для населения уже в этом году?
— Это политический вопрос. Каждое правительство хочет хорошо выглядеть в глазах избирателей, нынешнее не исключение. Не думаю, что в ближайшее время кто-то решится повысить цены. Хотя стоило бы. Объемы добычи украинского газа падают. А это 20 млрд куб. м, без которых свести газовый баланс страны очень сложно. Рента, выставляемая для Укргаздобычи за добытое топливо, не предполагает инвестиции в развитие. Поэтому не сегодня, так завтра мы будем вынуждены повысить тарифы. Сейчас НАК предлагает поднять цены для населения на 35%. С экономической точки зрения это оправдано.
А для промпотребителей?
— Где-то на 60-70 грн за куб. м. Но это пока прогноз.
Некоторые эксперты предлагают спасать Нефтегаз, изменив структуру НАК, созданную еще Игорем Бакаем, которой свел воедино и поставку, и добычу, и транспортировку газа. Промпотребители договаривались бы напрямую с Газпромом, а НАК работала бы только с населением и контролировала транзит. Выручка от транзита покрывала бы нехватку газа собственной добычи...
— Не спорю — это было бы разумным решением проблемы. Однако реформированием Нефтегаза должно заниматься исключительно правительство. А парламент обязан создать комиссию со специальным статусом, которая будет действовать не как структурное подразделение исполнительной власти, а как независимый орган, который сможет принимать решения с учетом интересов потребителей и поставщиков. Монополия — это всегда плохо. Но, с другой стороны, сдавать весь внутренний рынок иностранным компаниям тоже нехорошо. При этом новым газовым посредником может оказаться УкрГаз-Энерго, но уже с другим названием и собственником.
Я считаю, что нужно либерализировать весь газовый рынок. Сейчас в комитете готовится несколько законопроектов, предусматривающих реформирование отрасли — проект закона о ГТС, о функционировании рынка газа и т. д.
Но если Газпром как продавец будет напрямую работать с покупателем — крупными промышленными предприятиями, посреднические схемы отпадают сами по себе...
— Газ — политический товар. Если бы Газпром был готов работать с нашими предприятиями напрямую, он бы уже сейчас подписывал с ними контракты. Такая практика существовала в середине 1990-х, когда было несколько поставщиков газа. Но потом схему уничтожили. И даже когда говорили о прямых контрактах Газпрома с предприятиями Донбасса, их так никому и не показали.
Виктор Ющенко высказывается в поддержку РУЭ, тогда как Юлия Тимошенко требует немедленной ликвидации посредников. Не усугубляет ли заполитизированность газовой темы публичное противостояние президента и премьера?
— Я поддерживаю позицию президента: перед тем как разрушить старую схему, нужно иметь новую. РУЭ на нашем рынке уже фактически нет (газ в Украину компания уже не поставляет), однако вопрос относительно этого посредника перенесен в публичную риторику и на нем зарабатывают политические очки. Когда стали громко заявлять о своей нелюбви к РУЭ, получили требование Газпрома оплачивать газ по $315 за тыс. кубометров. Правильнее было бы промолчать, провести переговоры и получить приемлемую цену, хотя бы $179 за тыс. кубов.
По судебному решению Украина экспортирует электроэнергию на условиях, записанных в контрактах 2000-2001 гг., несмотря на значительный рост цен. Комитет планирует возобновлять аукционы по продаже электроэнергии на экспорт?
— Я внес законопроект, согласно которому все лицензированные компании смогут участвовать в экспорте электроэнергии, если выиграют в конкурсе. Украина, напомню, не подписала ни одного контракта по экспорту энергии, подписывал монополист — ИнтерЭнерго, которого нужно подвинуть с рынка.
У нас накопилось много проблем с электроэнергетикой. Считаю, что облэнерго не надо было приватизировать. Украинцы будут шокированы дважды: когда повысят цены на газ и на электроэнергию. Существующие мощности электростанций не смогут вырабатывать необходимого объема энергии, и в тариф нужно будет закладывать инвестиции на развитие. Конечный потребитель в любом случае заплатит за все, в том числе за захоронение ядерных отходов — эти расходы в тариф сейчас не внесены. Надо было думать об увеличении мощностей, а не допускать на рынок частников.
Кто-то занимается обещанной дифференциацией поставщиков ядерного топлива?
— Работать с одним поставщиком опасно, особенно, когда речь идет об энергоносителях. Кроме российской корпорации «ТВЭЛ», которая поставляет на украинские АЭС топливо, наша страна работает еще с американской компанией «Вестингауз», сотрудничающей с Энергоатомом. Комитет всячески будет содействовать Энергоатому в поисках других поставщиков, тем более что Россия продает нам топливо по мировым ценам.
Услуги России по хранению отработанного ядерного топлива обходятся Украине в несколько сот миллионов долларов ежегодно. Когда начнут строить хранилище?
— У всех стран с сильной ядерной энергетикой есть свои хранилища. Украинский проект хранилища сейчас на согласовании. Строить его нужно обязательно с учетом мнения местной общины.
Когда вы возглавляли фракцию «Наша Украина», много критиковали тогдашнего премьера Юлию Тимошенко. Сейчас критики с вашей стороны меньше — в этот раз Кабмин Тимошенко работает лучше?
— Я критиковал Юлию Владимировну,
потому что тогда она делала много непрофессиональных вещей. Если она так будет действовать
и сейчас, снова буду критиковать. Пока рано оценивать результаты работы нынешнего
правительства. Могу сказать, что в этот раз правительство Тимошенко лучше наполняет
бюджет. Что-то меняется в газовой сфере.
Вы знаете подлинные причины конфликта между президентом и премьером?
— У людей разные позиции и мнения по одним и тем же вопросам. В дискуссиях президента и премьера нет ничего плохого. Например, в России дискуссий нет, но я такого Украине не пожелаю.
Соратники Тимошенко жалуются, что многие постановления Кабмина блокируются на уровне Секретариата президента.
— Президент пользуется своим правом приостанавливать акты правительства, если считает, что Кабмин превысил свои полномочия, допустил процессуальные либо другие нарушения.
Влияние главы Секретариата президента Виктора Балоги на президента действительно велико?
— Не настолько, как некоторым кажется. Мнение — «не Ющенко, а Балога принимает президентские указы» — надуманно.
Голосование по Закону о госзакупках тоже можно назвать дискуссией? После того как фракция «БЮТ» поддержала законопроект в первом чтении, а НУ—НС нет, начались разговоры о распаде коалиции.
— Из-за этого закона коалиция не развалится. Но у нас действительно было много дискуссий по поводу этого законопроекта. На заседании нашей фракции я предложил отменить все акты по госзакупкам, потому что они катастрофически коррупционны. Фракция меня поддержала, БЮТ — тоже. Их голосование за закон было ошибкой. Тимошенко, насколько я понимаю, ранее не занималась этим вопросом и не направила фракцию на принятие правильного решения...
После скандальных обвинений со стороны Александра Зинченко по поводу «любих друзів» ваши отношения с президентом не ухудшились?
— Нет. Я до сих пор удивляюсь, почему Зинченко обвинил меня чуть ли не во всех смертных грехах. Я тогда не занимал ни одного важного поста и вообще никогда в жизни не работал в исполнительной власти. Суд признал безосновательность всех его обвинений.
Зачем вы, крупный бизнесмен, пошли в политику?
— Очевидно, я видел в ней источник самореализации. По этим же причинам в 2001 году пошел в оппозицию — мои взгляды совпали с взглядами Виктора Ющенко.