Возвращение в Украину миссии Международного валютного фонда вновь позволяет говорить о планах экономических реформ, но не тех, которые обнародуются с высоких трибун и призваны продемонстрировать серьезность намерений власти, а тех, что позволят представителям МВФ составить удовлетворительное для Украины заключение.
В правительстве признают, что деньги Фонда необходимы для того, чтобы выполнить бюджет текущего года. Но заимствования нужны не только для этого. Помимо прочего, это и гарантия необходимых государству инвестиций, и символ того, что страна потихоньку выходит из экономического клинча. Именно поэтому к приезду миссии МВФ в Украине относятся с таким вниманием и делят неполученные деньги, как шкуру неубитого медведя.
Между тем шансов убедить экспертов МВФ у правительства Николая Азарова не так уж и много. И в этом смысле ситуация действующего Кабинета разительно отличается от той, в которой находилось правительство Юлии Тимошенко. Утверждать, что Кабмин Тимошенко был готов выполнять все требования МВФ, было бы большим преувеличением. Не о каких структурных реформах речи на переговорах с миссией Фонда вообще не шло. Более того, правительство Юлии Тимошенко пошло на фактическое закрытие статистических данных о реальном состоянии украинской экономики. То есть сделало то же самое, в чем сейчас обвиняют предыдущее правительство Греции во главе с Костасом Караманлисом. Но в томто и дело, что во время переговоров с предыдущим украинским правительством Запад еще не был поражен «греческой болезнью». Украина вполне оправданно считалась самой больной страной европейского континента, и МВФ было крайне важно не допустить полного краха ее экономики и социального взрыва по соседству с ЕС.
Нынешняя ситуация как раз и отличается от предыдущих переговоров тем, что сегодня в МВФ точно знают, что такое Греция. И понимают, что главные экономические риски сосредоточены уже внутри самого Евросоюза, а не по периметру его границ. Можно сказать, что Запад не может не готовиться к худшему. Неудовлетворительное состояние государственных финансов в Испании и Португалии может потребовать жесткой программы экономии и от этих стран Европы — недавно еще столь благополучных. А греческое правительство эту программу уже осуществляет, несмотря на перманентное забастовочное движение и явное недовольство большей части общества. Можно ли представить себе, что после выдвижения жестких требований Греции Запад рискнет дать деньги Украине просто так? В Афинах, а затем, возможно, в Лиссабоне и Мадриде такое поведение кредиторов воспримут с явным недоумением. В конце концов, у всех перед глазами пример России. После того как Москва согласилась снизить цену для нас на газ — то ли по политическим, то ли по корпоративным соображениям, — Россия постоянно сталкивается с такими же требованиями и от других своих покупателей. Например, от той же Турции, которая, ссылаясь на украинский пример, требует отменить скидку на газ в обмен на разрешение строительства Южного потока. И никакие заявления об исключительной важности для россиян пролонгирования пребывания Черноморского флота не помогают.
МВФ вряд ли пойдет по российскому пути. А это значит, что он будет требовать от Николая Азарова четко прописанной программы экономических преобразований. В случае же выделения экономической помощи согласится предоставлять средства только под конкретный график реформирования страны. Наверное, не нужно объяснять, что в украинских условиях не обойтись без значительных социальных сокращений. А уже это означает, что согласившееся на сокращения правительство моментально станет непопулярным в глазах населения. Но если оно не пойдет на условия МВФ и не получит денег, это может привести к еще более опасным и необратимым социальным последствиям.
Можно сказать, что правительство Азарова попало в ловушку, созданную внутренним положением в стране и мировыми экономическими тенденциями. Украина больна «греческой болезнью» в еще большей мере, чем сама Греция. А то, что руководство страны и само украинское общество упрямо не хотят этого замечать, делает эту болезнь еще более опасной и затяжной.
Текст: Виталий Портников