Михаил Сорока (1911-1971) - известный украинский политический деятель, правозащитник, члена ОУН, многолетний узник польских и советских концлагерей.
В заключении Михаил Сорока провел 34 года - половину своей жизни. Его жена - Екатерина Зарицкая отдала мордовским концлагерям 25 лет. После четырех месяцев счастливой семейной жизни, 22 марта 1940 года, за причастность к деятельности ОУН Михаил Сорока и Екатерина Зарицкая были арестованы большевиками и уже больше никогда в жизни не видели друг друга.
Только в 1991 году (в двадцатую годовщину смерти Сороки), многолетняя разлука закончилась - разобщенные жизнью, они соединились в могиле, когда прах Михаила Сороки был перевезен из Мордовии и вместе с прахом жены перезахоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Их единственный сын Богдан (известный украинский художник-график), родился во львовской тюрьме в сентябре 1941 года, и уже с первых лет сознательной жизни стал объектом психологического террора чекистов. В 1952 году Михаила Сороку обвинили в измене родине, антисоветской агитации, организации подполья и подготовке восстания, которое в его отсутствие произошло в Воркутинских лагерях.
После неслыханно жестокого следствия его приговорили к смертной казни, которую заменили на 25 лет заключения. В 1954 Михаил Сорока, находясь в Степлаге, участвовал в Кенгирском восстании политзаключенных, написал гимн повстанцев «В горячих степях Казахстана». С 60-х годов он отбывал наказание в мордовских лагерях.
Везде, где был Михаил Михайлович, он организовывал литературные, исторические, религиозные вечера, поддерживал заключенных духовно и идеологически, за что его считали идейным патриархом политзаключенных советских концлагерей. Задолго до смерти Михаил Сорока изложил собственное жизненное кредо в одном из писем: «...Я никому никогда не сделал обиды сознательно.
Если и пришлось кому переживать из-за меня, то вопреки моему желанию... Чувствую себя спокойным, потому что моя совесть чиста, потому что то, за что уже пришлось много страдать лично, именуется Правдой. Чувство справедливости собственных поступков всегда будет источником равновесия и покоя души. Пока будет господствовать несправедливость, ложь, притеснение - до тех пор мне будет плохо жить, я буду бороться с этим. И потому, что чаще всего силу имеют те, что пользуются перечисленным, они будут держать за решеткой тех, кто выступает против господства зла...»