Потребительские цены в Украине продолжают снижаться второй месяц подряд. В апреле дефляция составила 0,4%, в мае — 0,6%. Эта тенденция может быть сигналом того, что в нашей стране заканчивается эра быстрого роста цен. Причиной дефляции в мае стало падение цен на некоторые виды продовольствия. За месяц яйца подешевели на 29,8%, молоко — на 6,4%, картофель — на 4,7%, сахар — на 4,7%.
«Это сезонное понижение — весной увеличивается производство молока и яиц. Кроме того, скоро новый урожай, поэтому производители и торговцы стараются сбыть продовольствие старого урожая», — объясняет Сергей Наливка, директор консалтингового агентства «ААА». По прогнозу Минагрополитики, в 2010-м урожай сахарной свеклы составит 16 млн т — в полтора раза больше, чем в минувшем году (10,1 млн т). Большинство остальных товаров в мае подорожали, хотя рост цен был незначительным — от 0,1% до 1,1%.
Впрочем, обычно весной сезонные факторы приводили только к замедлению роста потребительских цен, а не к их снижению. «Дефляция в мае — явление почти уникальное. В истории гривни это произошло только в 2002 году (на 0,3%). А дефляция в апреле–мае зафиксирована впервые», — отмечает Валерий Литвицкий, руководитель группы советников главы НБУ. Падение цен в этом году связано также с увеличением предложения — крупные производители наращивают поголовье коров и расширяют производство яиц, добавляет Сергей Наливка.
Но у дефляции есть и более глубокие причины. Продолжает сокращаться спрос. Только в январе–апреле розничный товарооборот уменьшился на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го (за весь минувший год сокращение составило 16,6% год к году). Украинцы стали более бережливыми, полагает Валерий Литвицкий. В мае сумма депозитов физлиц в украинских банках выросла на 1,5%, а с начала года — на 10,8%.
Меньше тратит теперь и правительство. К примеру, в апреле госбюджет впервые за длительный период был выполнен с профицитом. Расходы сводного бюджета были на 7% меньше, чем в марте, и на 6% меньше относительно апреля минувшего года. «Мы стремимся достичь таких показателей дефицита (бюджета по итогам года. — прим. ред.), которые будут меньше запланированных», — заявил Николай Азаров 2 июня (подробнее об изменениях в экономической политике правительства смотрите здесь).
Кроме того, снижение потребительских цен стало следствием жесткой денежнокредитной политики, которую НБУ проводил в 2009-м. За минувший год денежная масса сократилась на 5,5%, а сумма наличных вне банков увеличилась всего на 1,5%. Для сравнения: в 2008 году денежная масса выросла на 22%, в 2007-м — на 52,2%, в 2006-м — на 34,7%.
Урожай и другие сезонные факторы будут толкать вниз цены на продовольствие до сентября. Это делает возможным снижение инфляции по итогам года до уровня менее 10% — впервые за последние семь лет. За первые пять месяцев 2010¬го потребительские цены повысились на 3,7%, за последние 12 месяцев — на 8,5%. Год назад в январе–мае инфляция составляла 7,4%. По прогнозу правительства, в этом году рост потребительских цен достигнет 13%.
В связи с дефляцией НБУ может снизить учетную ставку на 0,5 п. п. — до 9,75%, считает Валерий Литвицкий. Рано или поздно снижение темпов роста цен должно также привести и к уменьшению ставок по кредитам.
Но пока дефляция сокращает прибыли бизнеса. Разница между оптовыми и розничными ценами уменьшается. Пока розничные расценки падают, цены производителей стремительно растут. В мае они повысились на 4,4%, с начала года — на 14,9%, а за последние 12 месяцев — на 27,9%. Кроме того, доходы многих компаний будут сокращаться из-за снижения потребительских расходов.
Рост цен производителей — одна из причин, которые могут ускорить инфляцию осенью. Подстегнуть рост цен может и повышение тарифов естественных монополий, в частности, поставщиков жилищнокоммунальных услуг. Но самые большие риски ценовой стабильности кроются в политике правительства. Если Кабмину не удастся собрать достаточное количество налогов и привлечь внешние кредиты, он может потребовать от Нацбанка увеличить эмиссию.
Текст: Константин Кравчук, Контракты