32238 — 15.06.10
Хочешь жить, умей вертеться: Михаил Бродский обещает заставить предпринимателей забыть о 100%-ной рентабельности
В интервью Контрактам председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский рассказал о том, что: упрощенная система налогообложения будет изменена с 2011 года; предприниматель не может платить налогов меньше, чем наемный работник; 300 тыс. из 1,6 млн предпринимателей-упрощенцев — оптимизаторы; команду Азарова ждут «чистки».
К: Правительство планирует изменить закон об упрощенном налогообложении и сократить перечень видов деятельности, предоставляющих возможность использовать единый налог. Когда будут приняты эти изменения?
Михаил Бродский: Премьер поставил задачу принять закон в июне, чтобы новая система упрощенного налогообложения начала действовать с 1 января 2011 года. Как известно, на введение изменений в налоговое законодательство необходимо шесть месяцев.
К: Зачем менять закон об упрощенном налогообложении?
Михаил Бродский: Я уверен, что предприниматель не может платить налогов меньше, чем наемный рабочий. Сейчас в Украине официальная средняя зарплата — 2100 грн в месяц. И примерно половина этой суммы (1150 грн) еще уплачивается государству в виде подоходного налога, сбора в Пенсионный фонд, а также сборов в другие фонды социального страхования. А малые предприниматели платят всего 200 грн всех налогов. Это несправедливо по отношению к 13 млн пенсионеров и ко всей нации в целом, потому что, кроме 1 млн предпринимателей, есть еще 44 млн непредпринимателей.
Хочу подчеркнуть, что речь о повышении налогов вообще не идет. Но отчисления в Пенсионный и другие фонды нужно платить честно. Ведь это страховка по болезни, инвалидности, это деньги на старость. Бизнесменам придется платить нормальную пенсию своим родителям. Кроме того, выходя на пенсию по возрасту, предприниматель сейчас получает минимальную пенсию 706 грн. Хотя до этого платил сбор в Пенсионный фонд в размере 5 грн (если работал на фиксированном налоге), или 84 грн (на едином налоге). Сегодня предприниматели платят в Пенсионный фонд 2,8 млрд грн в год — это крайне мало. В Европе предприниматели формируют 60% госбюджета, а у нас отчисления во все фонды составляют 0,18%. Получается, у нас те, кто платят — наемные рабочие и бюджетники, — содержат бизнесменов. Такого нет нигде в мире.
К: Однако в Пенсионном фонде хватает средств — все пенсии выплачиваются вовремя...
Михаил Бродский: Пенсионный фонд сейчас дотируется госбюджетом на 65 млрд грн, из них 29 млрд грн — прямая дотация, остальные — покрытие льгот. Где государство берет эти деньги, ведь в бюджете их нет? Печатает. Но это пора прекращать.
К: Для чего же сокращать перечень видов деятельности, которые имеют право использовать упрощенную систему? Риелторам или программистам теперь предстоит обучаться тонкостям бухгалтерского учета?
Михаил Бродский: Сокращение перечня — это серьезная и объемная работа. Есть очень много спорных моментов. К примеру, программисты, которых мы хотим исключить из упрощенной системы, очень возмущаются. Но ведь все знают, что они меньше, чем за $1000, не работают, а те, кто работают на западных заказчиков, получают и по $2000–3000. Собственники интернетмагазинов кричат, что мы убьем их бизнес. Но почему они тогда работают без кассовых аппаратов? Ставишь наценку в 20% — семь из них отдай государству, 13% — это твой заработок. Это нормально. Не будет больше наценки в 100%. Нужно привыкать к другим заработкам. Все хотят стать миллионерами за три дня. Но так не будет. Крутитесь, работайте.
Закон о едином налоге вообще расслаблял людей, расхолаживал предпринимательскую активность. Не успел человек купить киоск, открыть магазин или кафе, тут же нанял работников, а сам отдыхает в Турции. К примеру, мой сын Юрий круглосуточно пропадает на рабочем месте, в кондитерской «Калина»: трудится, общается с клиентами, если надо, то и тарелку подаст. Вообще я большой сторонник семейного бизнеса, и если кого и нужно полностью освобождать от налогов и взносов, то именно семейный бизнес — когда работают только члены семьи. Сейчас мы как раз и работаем в этом направлении.
Правда и в том, что огромное число оптимизаторов присело на единый налог. Я говорю об этом открыто и предлагаю непопулярные меры борьбы. Я защищаю легальный бизнес, то есть создаю для всех одинаковые условия работы.
К: 7% с оборота — такой будет ставка налога для интернет-магазинов?
Михаил Бродский: До такого уровня мы предлагаем снизить единый налог для юридических лиц. Сейчас он составляет 10%. При этом хотим увеличить предельный уровень годового дохода для юрлиц, работающих на едином налоге, — до 5 млн грн. И не надо платить НДС и разные сборы. Трудись сколько хочешь, но если нанял рабочего, оформи с ним трудовые отношения, плати ему зарплату по-честному. Ведь не секрет, что официальные данные по уровню средней зарплаты в стране занижены, реально она составляет не 2100 грн, а около 3000 грн.
Хотя по размеру дохода для юрлиц пока идет дискуссия с налоговой. Мы уже убедили их поднять границу до 2 млн грн, и думаю, что согласуем и 5 млн грн.
К: Какова доля оптимизаторов среди плательщиков единого налога?
Михаил Бродский: Сейчас плательщиков единого налога — 1,16 млн человек, из них до 750 тыс. показывают объемы оборота до 100 тыс. грн. Плательщиков фиксированного налога — еще около 400 тыс. По моей оценке, реальные оптимизаторы — это 300 тыс. человек. Если оценить их оборот — 300 тыс. предпринимателей по 500 тыс. грн в год, то получится 150 млрд грн.
Бесконтрольная система — отсутствие кассовых аппаратов, единой накладной — приводит еще и к тому, что украинские предприниматели продают контрабанду, а отечественные заводы и фабрики стоят.
К: Вы хотите обязать каждого предпринимателя использовать кассовый аппарат?
Михаил Бродский: Кассовые аппараты действительно нужно вводить. Например, если магазин стоит на территории рынка, то это уже не рынок. Яркий пример: Владимирский рынок в Киеве — это ведь не базар, многие торговые точки по сути являются магазинами. Мы не против их работы. Просто ставьте кассовые аппараты, показывайте накладную, где взяли товар, и работайте спокойно. Мы предлагаем разрешить им предельный уровень годового оборота до 1 млн грн.
К: Налоговая уже начала борьбу против предприятий, которые платят зарплату в конвертах. Вы намерены присоединиться к этой кампании?
Михаил Бродский: Около 2,5 млн рабочих в Украине официально оформлены на минимальную зарплату, остальное им платят в конвертах. Можно ввести другую систему минимальной зарплаты: к примеру, один уровень для бюджетной сферы, а для коммерческой — в два раза больше. Кроме того, 5 млн трудоспособных украинцев вообще нигде не оформлены на работу, данных об их занятости нет, хотя, если верить официальной статистике, то безработных у нас только 550 тыс. Но понятно, что часть из этих 5 млн на самом деле работает в тени.
Поэтому сейчас ГНАУ дали право проверять трудовые отношения, штрафовать и наказывать за нарушение закона. Наш комитет также уже прописал норму, что для лишения лицензии на работу достаточно выявить у работодателя даже одного сотрудника с неоформленными трудовыми отношениями.
Но мы также хотим, чтобы налоговая занялась аналитикой. На Западе в основном проверяют аналитическим способом: выбрали месяц, пришли в кафе, ресторан или магазин, отработали этот срок, проверили, собрали чеки и просчитали оборот заведения, определив границу минимальной уплаты налогов. Дальше предприниматель прислал отчет, его проверили. Если он не вышел за границу — работай спокойно, если вышел — тогда к нему придут с дополнительной проверкой. В Европе люди десятилетиями не видят налоговиков, но знают, что за ними следят. А отечественным налоговикам нужен контакт, ведь это деньги. Поэтому количество контактов нужно резко сократить, налоговики должны не выходить из офиса.
К: Если суммировать доходы бюджета и ПФ, получится примерно 40% ВВП. Такой уровень налоговой нагрузки не встретишь не только во многих развивающихся странах, но даже в некоторых развитых. Вы хотите поднять выше?
Михаил Бродский: Секундочку. Я гарантирую, что в Европе на каждый полученный по зарплате евро начисления составляют EUR1,1. И нет других вариантов. У нас — 52 копейки на гривню.
Мы можем говорить о снижении какихлибо ставок, только после того как расширим базу налогообложения. А когда мы собираем налоги только с работяг, госпредприятий и крупного бизнеса, а все остальные не платят, то это неправильно. Давайте сначала заплатят все, тогда мы увидим, что получили дополнительно в бюджет 150 млрд грн, а потом можно и попросить: или повышайте пенсии и зарплаты, или понижайте бизнесу налоги.
К: Но если вы добавите к доходам госбюджета и Пенсионного фонда еще 150 млрд грн, то налоговая нагрузка возрастет примерно до 50% ВВП — это близко к мировым рекордам...
Михаил Бродский: Если предприниматели заплатят эти 150 млрд грн, то мы сразу выведем из тени около 50% ВВП. Валовой продукт сразу увеличится с 1 трлн грн до 1,5 трлн грн. Нам нужно упрощать бухгалтерию, отчетность. А налоги останутся прежними.
К: А если пойти другим путем — сокращать государственные расходы? Ведь они могут быть просто раздуты.
Михаил Бродский: Вы же пользуетесь услугами скорой помощи, дорогами, школами, больницами. Да, возможно, они предоставляют не самые лучшие услуги, но только потому, что вы не платите. Государство собирает у одних граждан и отдает другим. Главное — отследить, чтобы в государстве это не прилипало к рукам. Это тоже проблема. Но это проблема из другой оперы, это из интервью о коррупции.
К: Насколько будет уменьшено количество разрешительных процедур?
Михаил Бродский: Недавно на совещании у премьера было принято принципиальное решение о сокращении числа лицензий на 35%. Никто из чиновников не хочет уменьшать количество разрешений, вводить в действие принцип молчаливого согласия. Но Николай Янович сказал: подготовь мне таблицы, и я сам буду решать. На совещании Азаров по одному спрашивал министров — ты «за» или «против»? «За». Хорошо. Следующий. Именно так и было принято решение о сокращении числа лицензий.
К: Пока это только предварительное решение. А когда оно превратиться в закон?
Михаил Бродский: Думаю, что через зал Верховной Рады этот законопроект пройдет быстро — в ближайший месяц. Будет быстро принят и закон об ответственности чиновников за дополнительное введение незаконных регуляторных актов. Законопроект об уменьшении количества проверяющих органов уже принят в первом чтении. Сейчас мы серьезно работаем над прекращением практики поборов в различные социальные, благотворительные фонды и т. д. У премьера и его команды есть понимание того, что это необходимо запретить, а нарушивших закон наказывать. Правда, некоторые министры не понимают всей полноты своей ответственности и действуют не в унисон с командой. Но думаю, что президент обратит на это внимание, ведь все должны быть политически ответственны за те обязательства, которые на себя взяла команда нового главы государства.
Беседовали Анна Сайченко и Константин Кравчук
Фото Светланы Скрябиной