Попытка значительно увеличить сбор налогов провалилась. Однако при этом Кабмин уменьшил использование эмиссионных денег и пошел на неожиданный шаг — ограничение государственных расходов. Таковы главные итоги первых тринадцати недель работы правительства Николая Азарова. Если чиновники будут и дальше учиться жить по средствам, у отечественной экономики есть шанс на устойчивый рост.
Азаровщина light
Таких масштабных операций налоговая милиция не проводила уже давно. Ранним утром 23 апреля налоговики начали обыски в офисе ЗАО «Житомирські ласощі», одной из крупнейших кондитерских компаний Украины с годовым оборотом свыше 700 млн грн, а также в домах нескольких ее руководителей. Был задержан генеральный директор ЗАО Евгений Гамов — его подозревали в причастности к уклонению от уплаты сбора в Пенсионный фонд на сумму 4 млн грн. Эта операция стала одним из самых громких примеров активизации налоговиков после прихода к власти правительства Николая Азарова. Кроме зарплаты в конвертах, налоговая милиция взялась за проверки магазинов дорогих брендовых вещей, а рядовые инспекторы массово отказывались принимать отчеты предпринимателей, чтобы искусственно создать повод для штрафа или заставить задекларировать более высокую прибыль.
Впрочем, несмотря на большой шум, усилия по «мобилизации» средств в казну принесли весьма скромные финансовые плоды. Евгению Гамову пришлось провести под стражей лишь три дня, и уже 26 апреля он был отпущен на свободу по решению суда. По словам сотрудника ГНАУ, за истекшие с тех пор полтора месяца претензии налоговиков к «Житомирським ласощам» возросли до 5 млн грн, но изъять средства в Пенсионный фонд не удалось — компания отрицает нарушения закона. Некоторые другие предприятия все же перечисляли доначисленные суммы. По данным департамента по налоговому контролю юрлиц ГНАУ, за полтора месяца выполнения операции «Бюджет» было проведено 216 проверок, в результате которых в казну дополнительно поступило 21,6 млн грн. Это совсем немного — лишь 0,2% суммы ежемесячных налоговых поступлений в бюджет, которые контролирует ГНАУ. Такие деньги никак не могли закрыть бюджетные дыры.
В мае налоговая «мобилизовала» в казну всего 11 млрд грн при плане 15 млрд грн, сообщил замглавы ведомства Сергей Лекарь. Более подробную информацию ГНАУ не публикует, но возможно, что за месяц собрана даже меньшая сумма, чем год назад. По данным Госказначейства, в мае 2009-го налоговики обеспечили перечисление только в общий фонд госбюджета 10,4 млрд грн. Хотя в принципе в этом году сумма уплаченных налогов должна была бы вырасти даже без особых усилий фискальных органов. Вопервых, во второй половине прошлого года были повышены акцизы на алкоголь и дизтопливо. Согласно отчетам Минфина, в январе–апреле повышение акцизов позволяло бюджету получать каждый месяц дополнительно более 500 млн грн по сравнению с уровнем минувшего года. А во-вторых, обороты компаний увеличились из-за инфляции
(в мае 2010-го потребительские цены превысили уровень годовой давности на 8,5%).
Перераспределяй и властвуй
Возможно, низкие результаты налоговой связаны с сокращением практики сбора бюджетных платежей наперед, активно применявшейся правительством Юлии Тимошенко. По данным Администрации президента, за январь–апрель сумма переплаты налогов уменьшилась на четверть, или на 3,1 млрд грн, — примерно до уровня начала 2009 года.
Но есть и другая версия, согласно которой происходит перераспределение налоговой нагрузки с крупных предприятий на малый и средний бизнес. Промышленные гиганты не смогли значительно увеличить уплату налогов из-за ухудшения финансовых результатов, связанных с плохой конъюнктурой на внешних рынках, сообщил Сергей Лекарь. «Металлургические предприятия улучшают свои показатели, однако не до такой степени, как мы рассчитывали», — посетовал он. В то же время в некоторых регионах, в которых нет металлургических предприятий, налоговый «прогресс» огромен. К примеру, по данным винницкого подразделения ГНАУ, в мае регион дал бюджету 170 млн грн — на 57 млн грн больше, чем за такой же период минувшего года. Пока эти перечисления не смогли компенсировать недоплаты крупных предприятий. И налоговики будут пытаться это исправить. «Основным источником для увеличения начислений НДС является работа по повышению уровня налоговой отдачи в торговле» — таков вывод состоявшейся в начале июня коллегии Винницкой налоговой.
Скажи эмиссии «нет»!
Серьезные проблемы со сбором налогов были и у предыдущего Кабмина. Юлия Тимошенко заполняла бюджетные прорехи с помощью кредитов. За минувший год прямой внешний госдолг вырос на $5,9 млрд, внутренний — на 46,4 млрд грн. Заемными средствами было профинансировано около трети бюджетных расходов. Правительство Николая Азарова продолжает эту практику. Всего за два месяца (март и апрель) внутренний госдолг вырос на 13,4 млрд грн (хотя при этом внешний сократился на $0,3 млрд, что в значительной степени стало следствием падения курса евро).
Что изменилось — так это состав кредиторов. Раньше подавляющая часть денег поступала правительству от МВФ и Нацбанка, который фактически предоставлял Кабмину эмиссионные средства. Фонд денег пока не дает, а заимствования у НБУ правительство значительно сократило. С 9 марта по 7 июня портфель гособлигаций (ОВГЗ) в собственности Нацбанка вырос всего на 2,3 млрд грн (для сравнения: с 4 января по 9 марта он увеличился на 16,3 млрд грн, а за минувший год — на 41,5 млрд грн). Конечно, не обошлось без хитростей. В апреле НБУ перечислил в бюджет 3,7 млрд грн своей прибыли. Но в целом объемы финансовой помощи регулятора правительству значительно сократились.
Собственно, помощь НБУ оказалась не так уже и нужна. Начавшийся после президентских выборов приток капитала в Украину наполнил банковскую систему свободными средствами, которые финучреждения готовы были ссудить государству. Главными кредиторами Кабмина стали коммерческие банки и зарубежные инвесторы.
Тем не менее главное отличие бюджетной политики Кабмина Николая Азарова от предыдущего правительства состоит не в смене кредиторов и не в возросшей активности налоговых органов. В апреле госбюджет неожиданно был выполнен с профицитом (в размере 1,7 млрд грн) — впервые более чем за год (если не учитывать ноябрь 2009-го, когда правительство зачло в доходы бюджета помощь МВФ). Кабмин решился на сокращение бюджетных трат. В апреле расходы сводного бюджета составили 26,2 млрд грн — это на 7% меньше, чем в марте, и на 6% меньше относительно апреля 2009-го.
Если правительство продолжит ограничивать расходы, это будет означать крутой поворот в экономической политике властей. Начиная с 2004 года разные правительства активно наращивали государственные расходы, которые шли прежде всего на увеличение социальных выплат. Такая политика приводила к росту налоговой нагрузки на экономику
(в 2004 году доходы госбюджета составляли 26,5% ВВП, в 2008-м — уже 31,2% ВВП), а также провоцировала инфляцию. Во время кризиса сохранение высокого уровня расходов бюджета привело к стремительному росту госдолга. Прекращение роста издержек позволит снизить инфляцию и налоговую нагрузку, а также обеспечить долгосрочную стабильность государственных финансов — в конечном итоге все это необходимо для быстрого и устойчивого роста экономики.
Меньше займов — больше реформ
Впрочем, первые месяцы работы правительства не дали ответа на вопрос, будет ли правительство стремиться жить по средствам. Бюджетное равновесие пока неустойчиво. Апрельский профицит был достигнут во многом за счет невыплаты компаниям НДС. Долг по возмещению этого налога продолжает расти примерно такими же темпами, как и при предыдущем Кабмине. Если за январь–февраль 2010-го сумма невозмещенного просроченного НДС увеличилась на 1,4 млрд грн, то за март–апрель — на 1,3 млрд грн (до 8,9 млрд грн).
Кроме того, сокращение госрасходов может объясняться лишь желанием накопить запас средств в Госказначействе для бесперебойной работы бюджетной системы. Если в начале года остаток средств на едином казначейском счете упал до 1,1 млрд грн, что приводило к задержкам в финансировании бюджетных организаций, то к 1 июня он поднялся уже до 5,5 млрд грн (до кризиса, в 2006–2008 гг., остаток средств на счете в начале каждого месяца редко был ниже 13 млрд грн). По всей видимости, пока правительство занимается ликвидацией схем по выводу средств из бюджета. «В стране сформировалась целая прослойка кровососов бюджетных средств. Теперь мы этих упырей ликвидируем», — заявил Николай Азаров. Но что помешает создать позже подобные схемы с новыми участниками?
Политика ограничения расходов прямо противоречит планам, заложенным в госбюджете2010. Согласно финансовому плану страны, в этом году расходы казны должны достигнуть 324 млрд грн, что на 33,7% больше фактического уровня минувшего года. При этом реальные расходы вполне могут быть даже больше. К примеру, госбюджет предусматривает возможность дополнительного вложения государственных средств в размере 30,5 млрд грн в банки или компании. А одобренная парламентом в начале июня бюджетная декларация предусматривает возможность двукратного увеличения прямого госдолга в течение следующих полутора лет — до 508 млрд грн, или 40% ВВП (на 30 апреля он составлял 239,8 млрд грн, или 25,3% ВВП).
В правительстве уверены, что увеличение госинвестиций, в частности, в машиностроительные предприятия, инфраструктуру и энергосберегающие проекты, способно ускорить восстановление экономики. «Заемные средства должны вкладываться в развитие. Если это будет так, то займов не нужно бояться», — уверяет первый замминистра финансов Вадим Копылов.
Однако, скорее всего, собрать запланированную сумму в казну не получится — ни в виде налогов, ни в виде кредитов. Правительство ожидает от МВФ в 2010 году кредит в размере $2,5 млрд, но шансы получить эти деньги невелики. Прошлогодние кредиты Кабмину были большим исключением в практике работы Фонда, который обычно выделяет средства только центральным банкам.
В любом случае резервы для сокращения расходов есть. Поэтому у Кабмина будет выбор: либо ограничить наращивание бюджетных расходов, либо прибегнуть к помощи Нацбанка. Если правительство выберет первый вариант, это и будет главной реформой, которую осуществит правительство, по крайней мере в этом году. А если она не будет осуществлена, то остальные идеи, заложенные в обнародованной программе экономических реформ, вряд ли будут эффективными.
Что изменилось с приходом нового правительства
Юлия Тимошенко |
Николай Азаров |
ПЕРЕМЕНЫ |
|
Налоговая нагрузка |
|
Предыдущее правительство повысило акцизы, увеличило сбор в ПФ для плательщиков единого налога, а также собирало налоги наперед. Однако часть налоговых инициатив была заблокирована в парламенте и Секретариате президента |
Принят закон о еще большем повышении акцизов, полномочия налоговиков возросли, активность ГНАУ увеличилась, НДС не возмещается (вместо возмещения государство будет выдавать облигации), ужесточен порядок уплаты налога на прибыль, готовится законопроект о сокращении сферы применения единого налога и т. д. Возможностей для блокирования правительственных инициатив у лоббистов теперь меньше |
Печатный станок |
|
С 4 января по 9 марта 2010го |
С 9 марта по 7 июня он увеличился всего на 2,3 млрд грн. Вместо НБУ основными кредиторами Кабмина стали банки и зарубежные инвесторы |
Бюджетная политика Правительство ограничивает рост расходов |
|
В преддверии президентских выборов правительство стремилось максимально увеличить госрасходы |
В апреле госбюджет был выполнен с профицитом (в размере 1,7 млрд грн) — впервые более чем за год |
Отношения с Россией |
|
Подготовка основных проектов украинскороссийского сотрудничества началась еще при предыдущем правительстве (объединение авиастроительных предприятий, строительство блоков АЭС, долгосрочный контракт на поставки топлива на АЭС) |
Начатые ранее переговоры продолжаются, подписан контракт на поставки топлива для АЭС, предметом торга стали политические уступки, причем складывается впечатление, что президент и правительство готовы уступить все, включая независимость |
Реформы |
|
Принятая в декабре 2008-го программа Кабмина имела декларативный характер, ее основное содержание — список нормативных актов, которые было необходимо принять |
Созданная при участии правительства программа либеральных экономических реформ на 2010–2014 гг. представляет собой профессиональный документ, программа имеет конкретно выраженные цели (индикаторы успеха). Тем не менее МВФ и Всемирный банк отметили, что программа недостаточно детализирована |
СТАБИЛЬНОСТЬ |
|
Тарифы для населения Останутся неизменными |
|
Правительство отказывалось санкционировать повышение тарифов на газ и тепло, а также на услуги естественных монополий |
Тепловые котельные, обеспечивающие теплом население, продолжают покупать газ примерно по $70 (без НДС) при цене импортного топлива свыше $230 за тыс. куб. м. Повышение отложено на неопределенный срок — |
Отношения с МВФ Займов пока не дают |
|
С сентября 2009го правительству Юлии Тимошенко не удалось получить займ МВФ |
Возобновление сотрудничества под вопросом. Правительство ищет другие источники кредитов |
Возмещение НДС Долг государства перед компаниями продолжает расти |
|
За январь–февраль 2010го сумма невозмещенного просроченного НДС увеличилась на 1,4 млрд грн |
За март–апрель 2010го эта сумма возросла на 1,3 млрд грн (до 8,9 млрд грн). Введение системы автоматического возмещения НДС отложено до августа и, возможно, коснется не всех компаний |
Текст: Константин Кравчук, Контракты