Говоря о термине «новые», следует понимать, что самые известные из многочисленных «третьих», «четвертых» и «независимых» политпроектов уже даже успели «состариться» за последнюю кампанию, как, например, бренды Сергея Тигипко и Арсения Яценюка. Но местные выборы оживили их ожидания и надежды. Пользуясь подарком от Януковича, прорываться «на места» будут как иные былые кандидаты в президенты, например Олег Тягнибок и Анатолий Гриценко, так совсем новые структуры — как сугубо регионального, так и показательно «надпартийного» характера.
Создание таких проектов, как «Обновление страны» Валерия Наливайченко или «Харьков – Вперед!» Александра Фельдмана только обозначают тенденцию: началась перегруппировка сил и персон на местах. И это хорошо: тотальное господство ПР, равно как и однозначная монополия Тимошенко на оппозицию, больше не являются неизбежной данностью.
Проверка выборами
Уныло серая картинка безраздельного правления Партии регионов, «добивающей» отсиживающуюся по углам оппозицию, и снисходительно разрешающую покритиковать себя нескольким разрешенным персонам, еще недавно казалась реальностью предстоящего года. Про осенние выборы уже никто не думал, но тут Виктор Янукович решил показать свою верность Конституции. На то у него было несколько причин. Прежде всего, местные выборы все-таки требовала провести Европа. Требовала негромко, но раз уже власть снова завела свою «многовекторную арию», то советы и укоры из Брюсселя и Страсбурга по поводу неопределенности с датами местных выборов начали раздаваться все отчетливей, создавая поддержку обвинениям оппозиции в узурпации власти.
Вторым фактором стало как раз состояние этой самой оппозиции. Здесь Янукович и ПР проявляют одновременно циничную практичность и общее недопонимание ситуации. Потому что под оппозицией они по-прежнему видят только Тимошенко. Борясь с этим вечным врагом и делая из уже изрядно потрепанной «Косы» украинского Троцкого, власть не только концентрирует вокруг нее ядерный электорат, делая последний все ожесточенней и преданней лидеру (неядерный от нее давно сбежал), но и, в упоении, игнорирует возможности, которые появляются у Тимошенко в связи с местными выборами. Например, ее представители могут, уже после самих выборов, объединяться в местных советах с идеологически близкими группами, или же с группами, которые, пользуясь непримиримой позицией «леди Ю», будут таким образом давить на власть. Тимошенко может и неформально работать в связке с политсилами еще в ходе выборов — причем как с правыми, так и с левыми. Например, ненависть той же Витренко к Януковичу никто не отменял. А вот денег у некогда железной Натальи нет. У Тимошенко тоже маловато, но в борьбе я Януковичем все средства хороши… А ведь имеется еще и обиженный в кадровых раскладках Балога, и тот же Тигипко, который, по слухам, получил карт-бланш у Коломойского, и со временем может начать перекупать БЮТовские структуры, или же, что вероятнее, отдельных бывших тимошенковских функционеров. И список это можно продолжать. Но ПР и Янукович видят в выборах лишь возможность добить Тимошенко. Результат такой достижим лишь частично — даже с помощью мажоритарки, которую планируют ввести на всех уровнях, дабы прикупить нужных бизнесменов и чиновников. Они ведь тоже не лыком шиты, и понимают, что места под «крышей» ПР на всех не хватит, да и гарантий особых нет.
Потому опасность со стороны других потенциальных альтернативных политпроектов — как уже существующих, так и только создаваемых, власть может упустить. Над ней настолько нависает все еще опасная тень тимошенковской косы, что, пользуясь борьбой власти лишь с этой тенью, в местные советы может пройти кто угодно. Начиная от Тигипко и Тягнибока и заканчивая любой партией условного местного олигарха Редькина, который не период выборов может и договориться с Партией регионов, дабы не мешала получить мандат, а затем все равно продолжать «грести» исключительно под себя...
Мажоритарный минус
Возращение мажоритарной системы в этом плане решит лишь тактические проблемы Партии регионов. На то есть несколько причин. Первая — до сих пор не оговорен механизм, согласно которому могут выдвигаться мажоритарщики. Если появится возможность выдвигаться от партии, не будучи ее членом, для многих политиков это станет возможностью хорошо договориться с властью, одновременно оставаясь формально не связанным членством в ней. ПР, кстати, такая система более чем выгодна — и с политической, и с финансовой точки зрения. У нее нет цели формально загнать всех мажоритарщиков в свои ряды – достаточно будет факта выдвижения от ПР, или, особенно для регионов Запада и Центра, фактического сотрудничества с властью после избрания – в отработку «закачанных» в того или иного мажоритарщика средств. Но если власть пойдет по пути связывания рук мажоритарщикам членством в ПР, многие могут разбежаться по иным политсилам, особенно с учетом того, что господство «регионалов» пока не тотально, и существует возможность для маневра.
Собственно, эту возможность маневра можно считать второй причиной, по которой частичная мажоритарка может нести опасность для Партии регионов. Для очень многих локальных бонз, с точки зрения длительной перспективы, может быть выгодно ассоциировать себя с какой-либо малой политсилой, укрепив ее своим финансовым ресурсом или именем, чем быть растворенным в большой централизованной и жесткой структуре ПР. А малые партии и лидеры, жаждущие, пока не поздно, заявить о себе на всеукраинском поприще, ждут и с готовностью привечают всех, кто готов обеспечить их интересы на местах. Многим «раскулаченным» властью бизнесменам, чье число постоянно возрастает, прямая дрога в «Сильную Украину», «Фронт перемен» или в локальные политпроекты. Есть возможность «приложиться» и к партии «Гражданская инициатива» Анатолия Гриценко, к политблоку Виталия Кличко, записаться в ряды спонсоров новой структуры, создаваемой экс-главой СБУ Валерием Наливайченко. Озлобление на власть или опасение ее, а также аппетиты «регионалов», требующих слишком большую плату за «крышу», для очень многих представителей среднего класса, желающих защитить свой бизнес, может стать стимулом прийти с предложением в иным партиям.
Третья причина, которую ПР точно не видит, решая тактические задачи тотального проникновения на все уровни власти, заключается как раз в том, что малым политсилам удобнее всего начинать с мест, с конкретного городского и сельского избирателя, доказывая ему свою полезность в решении проблем и демонстрируя возможность критики власти на конкретных примерах его местожительства. Критика эта может любой – «конструктивной» либо радикальной, вплоть до откровенно крайней риторики - но именно тот факт, что новые политпроекты получают возможность «зайти» к людям через местные выборы, укрепляет их и создает почву для рывка на будущие выборы парламентские. Да, для этого новоявленным «новым оппозиционерам» придется показать своим избирателям конкретные результаты – заасфальтированные дороги, улучшенную экологию, решение коммунальных проблем, и весь тот комплекс вопросов, который волнует абсолютно каждого обывателя. И оттого ситуация, когда этим политсилам приходится начинать с мест, да еще и условиях жесткой конкуренции между собой и с властью (не следует забывать и про цепляющийся за остатки влияния БЮТ), является для них очень поучительной. Симпатии избирателя таким образом и нужно завоевать – «услышав каждого», как утверждал действующий президент, а не «въехав» на голой риторике и внешней харизме лидера в здание под куполом, дабы сразу же избавиться от ощущения минимальной ответственности перед избирателями. Предстоящие выборы выявят, кто действительно достоин составить оппозицию действующей власти. Эти достойные будут вознаграждены затем на выборах парламентских, даже если власть будет их максимально фальсифицировать. Но к такой фальсификации население останется равнодушным лишь тогда, когда не увидит со стороны местной власти, уже действующей к тому времени два года, конкретных действий. Если же функционеры Яценюка, Тигипко, Гриценко, Тягнибока, Фельдмана и многих других покажут на местах практическую заботу о населении, превратить выборы 2012 года в тотальный фарс власти будет труднее. Какой бы всемогущей на тот момент она себя не ощущала.
И, конечно, рвение оппозиции создает стимул и для самой Партии регионов, заставляя ее также решать проблемы на местах. Ибо, если этого делаться не будет, реальный уровень поддержки ПР к 2012 году будет не столь высоким, как хотелось бы власти. Понятно, что админресурс и «правильные» подсчеты выровняют такую нелицеприятную ситуацию, но последствия могут быть теми же, что и в 2002-2004 году: оппозиция начнет наращивать сторонников, несмотря на то, что будет по-прежнему поделена между вождями. В конце концов, все вернется на круги своя: возможно появление некого общего (или признаваемого большей частью) лидера альтернативных сил, которого выставят затем, в 2015 году, соперником Януковичу.
Деление на группы
В связи с местными выборами у протестного к нынешней власти электората появляются широкие возможности выбора. Но на этих выборах могут проявиться и иные неожиданности: жители городков и поселков могут голосовать за людей, не связанных с властью, но зато известных. Равно как и не голосовать за персонажей, официально отмеченных верховным благоволением. Конечно, практически все мэры стремятся заручиться поддержкой правящей партии, но не всем это удается – по понятным причинам. На уровне небольших городов и районов контроль над «правильным выбором граждан» будет возложен на областные власти, но тут как раз возможны проколы – очень многое будут решать деньги, а их может занести любой, включая и потенциально нелояльных деятелей.
Согласно последней статистике, на данный момент в парламент могут пройти партия Сергея Тигипко «Сильная Украина» (8,1%), и Блок Арсения Яценюка «Фронт перемен» (4,1%). Более одного процента сторонников начитывают «Свобода» (1,4%), блок Владимира Литвина (1,3%), «Наша Украина» (1,1%) и блок Виталия Кличко (1,1%).
Но партии Ющенко и Литвина, как уже проверенные выборами всех уровней и получившие оценку избирателей, рассматривать здесь не будем, как, естественно, и Компартию. Гораздо интереснее понять, какие шансы имеются у политсил, которые еще не проходили проверку выборами, или проходили ее лишь локально (как «Свобода»), не имея возможности заявить о себе во всеукраинском масштабе.
Итак, если поделить «малых» фигурантов предстоящей местной кампании на категории, выключив из нее тех, кто уже представлен в центральной власти (сюда следует включить и почти выработавшую свой ресурс «Нашу Украину», а также «Единый Центр», фактически загнанный на локальный уровень), то вырисовывается следующая картина. Потенциальные «альтернативщики» (которые могут, конечно, оказаться и «попутчиками» власти) делятся на две группы. В первую входят политсилы, чьи лидеры и действия известны по всей стране, и претендующие в дальнейшем на получение мест на парламентских выборах. Они могут уже иметь представительство в местных органах власти (как Тягнибок), или же только стремится его получить (как Тигипко, Яценюк или Гриценко). Лидеры этих сил баллотировались на президентских выборах, и рейтинг их партий условно равен набранным ими процентам. Они стремятся конвертировать свой личный рейтинг в конкретные места для своей партии, и просто обязаны благодарить ПР за милостиво предоставленную им возможность доказать избирателями свою полезность, пока не стерлась память о набранных процентах, и все еще можно играть на лозунгах и ожиданиях «третьей силы».
Ко второй группе относятся местные политсилы, не претендующие, по сути, на парламентские выборы (хотя их лидеры и могут озвучивать подобные амбиции). Некоторые их них могут быть известны в своих регионах уже несколько лет (одесская партия «Родина» Игоря Маркова) или же быть созданными совсем недавно («Харьков – Вперед!» Александра Фельдмана). Эти силы сосредоточены на максимальном наборе баллов в своих регионах. Выход этих партий на всеукраинскую арену не заказан, но может быть осложнен законодательным запретом на политблоки. Если и такой запрет будет введен, то амбициозным локальным вождям предстоит договариваться о слиянии своих структур с более крупными партиями, что обычно приводит к сомнительным результатам. Однако такое вполне возможно.
В третью группу можно включить пока только одну политсилу, чье идеологическое обличье еще не сформировано, но которая, похоже, изначально избрала тактику «с мест – в парламент». Это «Обновление страны», создание которой озвучил бывший шеф СБУ Валерий Наливайченко. Партия создана явно под запрос на «третью силу», и пока что может считаться самой «темной лошадкой» на предвыборном поле.
Тень Тягнибока накрывает Галичичну?
ВО «Свобода» уже имеет представительства в гор- и облсоветах Тернополя и Львова. Сам Тягнибок является депутатом Львовского облсовета. Тактической задачей партии является удержание и расширение своих позиций. Стратегической – прохождение в законодательные органы всех западных областей (за понятным исключением Закарпатья и Буковины), и курс на парламентские выборы 2012 года. Причем за Тернопольский облсовет на предстоящих местных выборах Тягнибок может не беспокоиться, так как выборы в Тернополе состоялись только в марте 2009 года. Шансы сохранить свои позиции во Львове также велики – следует помнить, что именное Тернопольский и Львовский облсоветы, где представлена «Свобода», осудили Харьковские соглашения и пытались устроить импичмент своим губернаторам-регионалам за участие в ратификации оных. Что касается внедрения Тягнибока на новы территории, то шансы эти также представляются существенными. Со стороны власти в отношении главного «социал-националиста» страны проводится такая тактика: сделать все возможное, чтобы не допустить расширения административного влияния его партии в Галичине, но если результаты выборов в какой-либо местный совет будут явно в пользу Тягнибока, стараться особо не фальсифицировать результат, дабы не раздражать совсем уж местное население и не пиарить тем самым лишний раз «клятого бандеровца». В конце концов, эпатажные идеологизированные акции Тягнибока играют только на руку ПР, которая получает регулярную возможность тыкать пальцем на «фашиствующую Галичину», таким образом сохраняя популярность у своего электората и у России, которую всегда можно попугать искусственным расширением «фронта националистической опасности», попросив под борьбу с «заразой» дополнительную финансовою помощь. Для постулирования тезиса о «страшном Тягнибоке» власти вообще не нужно особо напрягаться: своими действиями она сама создает нужную почву для буйного цветения «Свободы». Однако через два года, на парламентских выборах, наших социал-националистов будут максимально «щемить»: позволить Тягнибоку пройти в Верховную Раду для ПР – дело немыслимое. Против этого задействуют все ресурсы. Пусть «буйствует» на локальном уровне - за родимым Збручем.
Пока что, на местных выборах. у «Свободы» есть шансы провести своих людей в Хмельницкий, Ивано-Франковский и Волынский областные и городские советы, и в районные и сельские советы почти всей Западной Украины. Однако большинства он нигде не получит – как в силу объективных причин (сильно много желающих «попастись» на поле Западной Украины), так и субъективного желания власти, которое, в данном случае, совпадает с желаниями иных политсил: давать Тягнибоку новые важные посты в местных органах власти, повторяя историю с Тернополем, никто не хочет.
Проверка рейтинга: Тигипко и Яценюк
Для третьего и четвертого призеров президентской гонки выборы – истинный подарок. Их достаточно высокий личный рейтинг позволяет надеяться на получение представительства во всех регионах страны, кроме Донбасса и Крыма. Шансы Тигипко максимально велики на Днепропетровщине, сильны на Одещине и Киевщине, у него есть шансы получить места в советах Харьковской, Херсонской, Кировоградской, Черкасской, Запорожской областей. Тигипко, даже будучи во власти, остается самым сильным конкурентом ПР в «сине-белом» поясе. Рост его рейтинга будет зависеть от сути и первых шагов реформ, которые собирается объявить власть, и от общей ситуации в стране. Тигипко будет максимально использовать свои возможности как члена властной команды для пиара себя на ТВ, но одновременно выступать с критикой «ретроградов» в Кабмине и «перегибов» (или же «непоследовательности») власти в проведении реформ. Вице-премьеру по экономике обеспечена лояльность телеканалов и СМИ Игоря Коломойского, который таким образом, пытается найти себе защитника и лоббиста от более чем возможной показательной экспроприации многих базовых активов. Мешать Тигипко власть не будет, особенно если считать Сергея Леонидовича проектом этой же власти. Даже если он вдруг выйдет из правительства накануне выборов, это может быть всего лишь тактическим ходом — для создания видимости оппозиционной деятельности. Однако, в любом случае, Тигипко явно получит серьезное представительство на местных выборах, что уверенно сохранит его политсилу в тонусе для будущих выборов в парламент. Под его флаг могут прийти работать многие мажоритарщики Юга и Востока: с одной стороны, пока он еще во власти, есть шанс лоббировать свои интересы путем демонстрации лояльности, с другой — это работа на перспективу, в третьих — возможность защитить бизнес на местном уровне.
Что до Яценюка, то главный «записной оппозиционер» популярен теперь гораздо меньше. Непоследовательность его риторики как кандидата в президенты, и нынешняя критика власти, которая, фактически, реализует многие положения, записанные в программе «Фронта перемен», по-прежнему остаются камнем преткновения для увеличения его «усохшей» электоральной базы. Объективно шансы Яценюка можно охарактеризовать как небольшие, но вот если власть решит ему неформально подсобить… Гарантированно рассчитывать на места он может лишь на родной Буковине. Частично голоса Яценюку может дать Украина центральная. Западная Украина в целом «Кролика» не приемлет, уже дав ему справедливую оценку как политику, да на тамошнем поле и конкуренция будет слишком высокой. На Востоке большинство будет «закрыто» ПР и ассоциированными с нею мажоритарщиками, а также коммунистами и отчасти Тигипко. Однако у Яценюка есть возможность провести своих людей в Центре и на Западе как раз по мажоритарной системе.
Преодолеть «непроходимость»: Анатолий Гриценко
На выборах президента бывший министр обороны получил 1,2% голосов. С объединенной оппозицией «имени Тимошенко» он также себя не ассоциирует. Потому перед ним на местных выборах будет очень сложная задача – провести во власть хотя бы некоторых своих людей. Пока что его подготовку возглавляемой им партии «Гражданская позиция» к местной кампании нельзя назвать особо активной, но ситуация может измениться, тем более с началом предстоящих «реформ Януковича». Гриценко может рассчитывать на поддержку тех регионов, где дислоцированы воинские части и имеются военные городки: его не без основания считают лоббистом людей в армейских погонах, обиженных на власть: ПР откровенно «кинула» армию, даже изъяв соответствующий раздел из нынешних текстов предвыборной программы. У него также имеется определенная возможность провести своих людей по мажоритарным округам, хотя бывший министр обороны в этом случае исповедует осторожную тактику, стараясь не «обжечься» с кем-либо из возможных представителей.
По словам самого Анатолия Гриценко, двигать свою политсилу он намеревается не во всех регионах. «Выдвигать своих людей мы будем не во всех регионах, а прежде всего там, где у «Гражданской позиции» есть достойные кандидаты, и где мне, как кандидату в президенты, была оказана большая поддержка. Это, например, Черкасская область, где в некоторых населенных пунктах я получил от 6% до 24% голосов. Это Тернополь, где за Гриценко проголосовали 5,3% избирателей. Будем выдвигать кандидатов в Киеве, во Львовской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Сумской и Черниговской областях, в Виннице, на Волыни... Точечно примем участие в выборах в Донецкой, Днепропетровской и Одесской областях. А вот в Крыму в местных выборах на этот раз участвовать не будем, дабы не распылять силы и ресурсы».
Такая тактика, которая вполне пригодна для молодой партии, у которой пока в активе лишь весьма небольшой рейтинг ее лидера. Во власть бывший министр обороны собирается «заходить» осмотрительно и осторожно, притом располагая лишь небольшими средствами. В нынешних условиях непредсказуемого поведения власти и откровенного манипулирования датами выборов такие действия для него вполне логичны.
«Местные» окапываются и наступают
Запрет на создание политблоков, и особенно блоков «имени кого-то» ударит не только по Тимошенко или Литвину, но и по локальным бонзам и боссам. Например, блок того же Виктора Пилипишина «Киевляне – прежде всего!» или Блок Кличко не смогут уже выступать в прежнем виде на киевских выборах, как, впрочем, и Блок Леонида Черновецкого, который придется срочно переименовывать. А ребрендинг – дело долгое, и снова-таки, денежное. Держава в очередной раз находит источники доходов, и заодно окончательно сводит в ничтожество Литвина и еще более существенно добивает Тимошенко, которая становится уже не лидером БЮТ, а только партии «Батькивщина». Так что отныне на местах также останутся только партии – либо филиалы всеукраинских, либо локальные объединения, которые, если и именуются «всеукраинскими», то лишь «для большого понта». Их возможности в своем регионе, и, тем более, за его пределами, ограничены, по большому счету, лишь финансами. Но с практической точки зрения такие потуги выглядят нерационально. Хотя некоторые персоны, возглавляющие регионалы структуры, известны во всей Украине.
Возьмем, например, Харьков. Порвав с БЮТ и войдя в коалицию, известный олигарх из «первой столицы» Александр Фельдман тут же заявил о создании объединения «Харьков – Вперед!». Теперь его люди в местных органах власти отправляются вместе с шефом в «автономное плавание». Претендовать на должность мэра Фельдман явно не планирует, но ставит себе понятную цель сохранить и упрочить свое присутствие и влияние в горсовете, а возможно, также в совете областном.
Вот что он сам говорит о решении создать собственный региональный политический проект: «Еще на парламентских выборах 2007 года ощущалась усталость людей от абстрактной политики и запрос на конкретику и местный патриотизм. То, что я мог сделать в этом смысле в рамках БЮТ – делал. Я всегда говорил, что являюсь в политике в первую очередь харьковчанином, а потом уже членом каких-то партий или фракций.
Главной задачей общеукраинских партий является обеспечение победы их лидеров на президентских выборах и прохождение в парламент. Местные проблемы харьковчан, львовян или запорожцев, по большому счету, никого не интересуют. Мы всегда как-то подспудно понимали, что региональные филиалы общеукраинских партий не могут эффективно защищать местные интересы. Если бы не мой выход из БЮТ – мы бы все равно делали чисто местный политпроект.
Наш политический проект не намерен сливаться с общеукраинскими партиями. На парламентские выборы будем договариваться с будущими участниками о поддержке на прозрачных условиях – мы вам обеспечим работу и дадим процент, а вы Харькову потом дайте то-то и то-то… А на президентских выборах будем доверенными лицами в регионе от тех кандидатов, которые что-то делают для Харькова, и которые возьмут перед нашей территориальной общиной дополнительные обязательства».
Пример Фельдмана более чем показателен. Он демонстрирует один из ярких образцов политической акробатики, причем проделанный достаточно изящно, без громкого клеймления былых соратников и стремления быть «святее Папы Римского» в отношениях с властью. Войдя в коалицию персонально, он не открещивается своего членства в БЮТ и гордится сделанным в рамках этого блока. Действия харьковского олигарха могут стать примером для иных локальных магнатов, особенно тех, кто был связан с былой властью, и теперь желает сохранить свой бизнес. В ближайшее время можно и нужно ожидать появления иных сил, которые могут последовать примеру Фельдмана. И действовать эти силы могут даже в координации друг с другом, оговаривая общие методы борьбы. Причем, чем меньше внешне будут связаны между собой представители таких политсил, тем сложнее будет отследить синхронизацию их финансовых потоков. Местные «денежные мешки» мешки готовы объединиться, вернее, их в к этому вынуждает власть — отнюдь не «аккуратным» к ним отношением.
Если пример с политсилой А. Фельдмана имеет очевидный бизнесовый подтекст, то в регионах готовы «к прыжку» и проекты иного свойства. Многие из них носят откровенно эпатажно-радикальный характер. Классический пример – партия «Родина» в Одессе, возглавляемая небезызвестным Игорем Марковым. При титуле «всеукраинская» она пока сосредоточена на ожесточенной локальной борьбе с мэром Э. Гурвицем. «Родина» представлена в Одесском горсовете, правда, появилась она там не в результате выбора населения, а путем «почкования»: ее лидер Игорь Марков прошел в горсовет по квоте ПСПУ, но затем порвал с бесперспективной Витренко и организовал свою фракцию. Известная своими активными действиями в ультра-пророссийском духе, «Родина» играет на Одещине примерно ту же роль, что и Тягнибок на Галичине, но, в отличие от последнего, пока не замечена в парламентских амбициях. На предстоящих местных выборах она явно улучшит свой показатель в городском совете, и станет надежным попутчиком Партии регионов. Даже если мэр Одессы чудом сохранит свой пост, с новым большинством, которое явно образуют ПР и партия Игоря Маркова, ему будет еще более некомфортно. Кстати, ПР вполне может пойти на такой шаг, дабы, не меняя политического ландшафта в Южной Пальмире стратегически, максимально связать руки излишне «самовольному» одесскому градоначальнику.
Пример «Родины» показывает, что некоторые локальные бренды, постулируя, в основном, сугубо идеологическую тематику, могут держаться на плаву в своих регионах достаточно долго - до тех пор, пока не выполнят некую заданную миссию. Обычно с уходом главного объекта ненависти (мэра, губернатора, просто бизнес-конкурента) подобные проекты начинают испытывать трудности с поддержанием имиджа. Но Маркову пока это не грозит, даже если одесский мэр потеряет власть: «Родину» сохраняют на плаву хотя бы для окончательной маргинализации влияния в регионе Натальи Витренко, которая ныне хочет снова подхватить знамя борьбы с Януковичем с крайних леворадикальных позиций.
Разведка на местности
Бывший глава СБУ Валерий Наливайченко оперативно созидал к предстоящим выборам общественную инициативу «Обновление страны». Название, в общем-то, перекликается с «Фронтом перемен», и статус «общественной инициативы» является очевидно временным – до тех пор, пока движение обрастет финансовым «мясом», или же будет признано неперспективным и закрыто. Налицо явный расчет на «длинный старт» нового проекта: судя по словам В. Наливайченко, этап раскрутки нового движения на местах будет не быстрым, но начнется как раз с изучения местных потребностей. Цель, которая пока не озвучена открыто, но которую нетрудно просчитать – это выход на парламентские выборы 2012 года. Однако не исключено, что уже в ходе предстоящих местных выборов в регионах появятся люди, лоббирующие именно это движение. С ним также могут пойти на сотрудничество некоторые мажоритарщики.
Цитируем Валерия Наливайченко: «Я продолжаю сотрудничать с общественными организациями и активистами, которые поддерживали нас во многих проектах. Вместе мы создали общественную инициативу «Обновление страны». Это надпартийный, не вождистский проект. … Мы уже имеем партнеров во многих городах — в Днепропетровске, например, это Общественный актив Днепропетровска, инициативы Львова, Севастополя, Чернигова. На основании потребностей конкретных регионов, местных программ (качество питьевой воды в конкретном населенном пункте, качество и доступность образования в конкретном городе, качество здравоохранения в конкретной больнице) будет сформирована общенациональная программа».
То есть налицо явно просчитанная местная, региональная, специфика в «раскрутке» нового политпроекта. Объяснений может быть два: либо движение пока только «принюхивается» к ситуации, ищет финансы и не претендует особо «светиться» на выборах 31 октября, либо все-таки пойдет на них, но не как единое объединение, а как внешне независимые группы гражданских активистов и отдельные граждане. Потенциально подход, избранный бывшим начальником Службы Безопасности, представляется достаточно продуманным, но какой-либо результат его прогнозировать сейчас невозможно: движение еще не вышло из зачаточного состояния. Между прочим, не исключена сокоординация действий Наливайченко с «нашей Украиной» Ющенко. Возможно также предположить, что в ходе своих объездов территорий активисты «Обновления» будут критиковать не только власть, но и работать против иных политсил – помимо все того же БЮТа, это могут быть и Тягнибок, и Тигипко, и некоторые особо независимые местные лидеры. И в этом случае окажется, что «Инициатива» Наливайченко действует в объективном согласии с правящим режимом. В конце концов, от разведчиков всего можно ждать…
* * *
В любом случае, даже в ситуации, когда предстоящие местные выборы будут подвергаться мощнейшему прессингу админресурса и мягкому обману со стороны одобренных властью мажоритарщиков, повсеместную и полную лояльность избранных советов обеспечить будет невозможно. Янукович торопится до зимы – и, со своей стороны, он прав: рейтинг пока высок, ненавистная Юля слаба, остальные еще, вроде бы, не «оперились». Да и Европа оценит такое внимание к демократии. Но, увы – с высоты Печерских холмов не все заметно. А в регионах идет свое брожение, в котором усиленно квасят дрожжи «средние и малые» политсилы. Из них и будет формироваться новый политический ландшафт Украины эпохи Януковича.
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA