Это может послужить нам предупреждением.
В районе, где сейчас встречаются границы штатов Колорадо, Юты, Аризоны и Новой Мексики, древние общества пуэбло процветали, а затем несколько раз терпели крах на протяжении 800 лет.
Каждый раз, когда они восстанавливались, их культура трансформировалась. Эту изменчивую историю можно увидеть в их глиняной посуде и невероятных каменных и земных жилищах, которые они создали. В течение 300 из этих лет некоторыми народами пуэбло, которые также использовали татуировки тушью, правила матрилинейная династия.
Как и в случае распада других древних цивилизаций, социальные коллапсы предков пуэбло совпадают с периодами изменения климата, но фермеры пуэбло часто переживают засухи, предполагая, что их коллапсы были не только условиями окружающей среды.
Итак, археологи внимательно изучили то, что происходило в этих обществах до 1400 года н.э., что привело к их временам потрясений. Использование анализа древесных колец деревянных балок для строительства зданий позволило исследователям построить временные ряды продуктивности сообществ пуэбло.
Пиковые периоды строительства приходились на периоды благоприятного периода выращивания кукурузы, хотя в среднем в эти периоды климатические условия для выращивания кукурузы были не лучше, чем в периоды перерыва в указанном строительстве.
Новое исследование показало, что, хотя общества часто довольно быстро восстанавливались после убаюкивания строительства, наблюдались явные замедления восстановления, которые совпадали с увеличением признаков насилия.
Такое замедление работы системы можно увидеть в других региональных крахах древних обществ, таких как европейцы эпохи неолита, которые не имели никакого отношения к изменению климата. Это также особенность сложных систем, столь же разнообразных, как тропический лес и человеческий мозг.
"Эти предупреждающие сигналы оказываются поразительно универсальными", - сказал ученый из Университета Вагенингена Мартен Шеффер. "Они основаны на том, что замедление восстановления после небольших возмущений сигнализирует о потере устойчивости".
Шеффер и его коллеги подозревают, что медленно накапливающаяся социальная напряженность - например, неравенство благосостояния, расовая несправедливость и общие беспорядки - истощала социальную сплоченность, пока все, что потребовалось, - это немного большее давление со стороны новой засухи, чтобы привести их к краху. Похоже, что это произошло с народами пуэбло примерно в 700, 900 и 1140 годах нашей эры.
Однако в конце 1200-х годов сочетание засухи и внешнего конфликта побудило исконные народы пуэбло навсегда покинуть этот регион .
"Сплоченные общества часто могут найти способы преодолеть климатические проблемы", - пояснил археолог из Вашингтонского государственного университета Тим Колер.
"Но общества, раздираемые внутренней социальной динамикой любого рода - которая может быть разницей в уровне благосостояния, расовым неравенством или другими разделениями - являются хрупкими из-за этих факторов. Тогда климатические проблемы могут легко стать очень серьезными".
Древние народы пуэбло действительно нашли способ процветать в другом месте, возможно, резко изменив свою культуру еще раз , и сегодня их потомки живут на племенных землях, окружающих пустые места, которые когда-то были центром мира пуэбло. Их история является важным предупреждением.
"Сегодня мы сталкиваемся с множеством социальных проблем, включая растущее неравенство в благосостоянии, а также глубокие политические и расовые разногласия , так же как изменение климата больше не является теоретическим", - сказал Колер. "Если мы не готовы противостоять вызовам изменения климата как сплоченное общество, возникнут настоящие проблемы".
Если мы хотим избежать повторения истории, нам лучше обратить внимание.