Контракти.ua

702  —  23.04.21
Российские «учения» – это наши учения тоже. Итоги и выводы
Российские «учения» – это наши учения тоже. Итоги и выводы

Алексей Копытько: Одна из важнейших составляющих той эскалации, которую организовала Россия, это оценка Кремлём нашей реакции на их действия. Поэтому мы сами как общество должны максимально объективно оценить свою реакцию.

1. Война идёт 8-й год. Даже если они сейчас полностью отведут переброшенные войска (в чём я сомневаюсь, в Крыму наверняка что-то «заблудится»), наши оккупированные территории пока такими и останутся. Когда, не если, а именно КОГДА они в следующий раз соберутся нас масштабно попугать, они будут лучше подготовлены. Поэтому и мы должны отреагировать лучше, чем в этот раз.

2. Тот факт, что масса украинских граждан «выдохнула» после одной фразы Шойгу, за которой ещё не известно, что последует – это показатель. Показатель того, насколько люди были накручены. Также это показатель, какой может быть реакция в случае реальной эскалации.

3. Негатив в том, что общество балансировало на грани паники. Позитив в том – что в панику не скатились. Это немало. Это обнадёживает. Думаю, Россия отметила, что шатать нас изнутри прямой военной угрозой стало гораздо сложнее. Теперь на секунду представьте, что было бы, если бы продолжали работать каналы Медведчука? Отсюда весьма прикладная задача: ослабить факторы, провоцирующие панику, и усилить факторы, работающие на повышение стойкости.

4. Уверен, специально обученные люди детальный разбор сделают. Если в общих чертах, то наша задача сводится к одному – научиться переносить стресс без истощения. Россия никуда не денется. Надо повышать готовность дать отпор в условиях постоянно нависающей угрозы. Среди прочего, это значит научиться преобразовывать свой страх в энергию. Не бояться – не получится. Но страх в идеале не должен вызывать ступор и неконтролируемые реакции.

5. Надо научиться «бояться по очереди». И знать свою «очередь». Нет необходимости всем находиться в постоянном напряжении – это выматывает и сжигает ресурсы. Надо быть готовым действовать должным образом в случае возникновения той или иной ситуации. А в остальное время жить той жизнью, которой вам позволяют возможности.

6. Если перефразировать глубокую мысль одного мэра (который, кстати, в этот раз сделал грамотное и своевременное заявление): чтобы быть готовым – надо готовиться. Идеальная ситуация – создать себе и своей семье минимальный запас прочности. Завести привычку периодически тестировать свою готовность. Чтобы не искать в истерике «тревожный рюкзак», который вы собрали в 2014 году. Чтобы не вспоминать в момент стягивания войск, что вы давно собирались подлечить коленку/ухо/печень. Чтобы не оказалось, что у вас на 5 гаджетов одна зарядка. И что свои «эвакуационные» ботинки вы утопили на рыбалке. Оно всё очень банально, но, когда подавляющее число граждан готово на уровне этой банальщины – это страшная сила, непреодолимая для врага.

7. Совершенно очевидные решения просятся на уровне государства. Во-первых, развитие территориальной обороны. Не с задачей обеспечить мобрезерв для регулярной армии, а с задачей превратить любой населённый пункт в крепость. Во-вторых, это реанимация гражданской обороны. Даже не столько бомбоубежищ, сколько систем оповещения и разъяснения гражданам, как действовать.

8. Я проводил несколько исследований, где одним из элементов была поверхностная оценка ГО. Это было очень смешно. Я уже частично это описывал пару лет назад. По легенде в установленных точках должны находиться промышленные сирены для оповещения. В одной точке сирены давно не было. Даже удивились, что должна быть. Во второй она сломалась, и заменить нечем, потому что давно не производят. А покупать новую – зачем? В третьей сирена была (лежала в кладовке накрытая ветошью), ибо она была под сеть 380 вольт, а такой сети на объекте после нескольких реорганизаций уже не было. А покупать другую – зачем? Но больше всего меня проблематизировал древний инженер по ГО, у которого сирена была в порядке, и он мог ей бибикнуть в любой момент. Если перевести его тезис с мата на язык, не нарушающий нормы сообщества, то суть сводилась к тому, что люди не знают как действовать и их никто не тренирует. Вот завыла ближайшая сирена, а вы гуляете на улице с ребёнком. Что делать? Прятаться? Куда? Убегать? Оставаться на месте? Т.е., сигнал тревоги повышает тревожность, а не служит руководством к действию. Например: что-то визжит – включи телевизор/радио/лезь в интернет/в дию, ещё куда-то.

9. Предположим, в этот раз всё закончится разрядкой. А что если через какое-то время объявить что-то вроде усечённого военного положения в паре областей центра Украины и посмотреть, как оно на самом деле? Или попытаться внезапно разместить на телеканалах учебный выпуск экстренного сообщения. Могут быть сюрпризы, которые стоит выявить заранее.

10. Итого. В целом наше общество проявило себя очень неплохо. Из школьной программы нам хорошо известен образ – козак, пашущий землю с саблей и/или мушкетом за спиной. У нас выбора нет – мы должны научиться так жить. Я уверен, что правильный настрой украинского общества будет одним из обстоятельств, которое заставит кремлёвскую верхушку поумерить пыл и отказаться от реальной эскалации. И наоборот.

Если вас не поглотят аграрные подвиги на огороде или не предвидится полёта в Турцию с целью оказания туристической помощи, то грядущие выходные – хорошее время провести инвентаризацию и осмыслить степень своей личной готовности к неприятностям вследствие возможной эскалации.

Автор: Алексей Копытько, блогер, общественный деятель, координатор проекта «Информационное сопротивление»

Статьи по теме
Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів
Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів

Максим Колесников: Трохи антизради, бо вже сил нема бачити це нагнітання та ниття про те, як ми приречені після перемоги стикнутися з повним триндецом. Пройдусь по деяким пунктам, від яких особливо вже тіпає.
11.08.23 — 556

Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу

Виктор Небоженко: Кремль, на примере «запутанности» европейской истории и границ, пытается «раскачать» одновременно поляков и немцев на взаимный и общеевропейский реваншизм. В России набирает обороты мощная кампания стравливания Германии и Польши.
28.07.23 — 597

Россия, ракеты и украинские порты: в чем логика таких атак?
Россия, ракеты и украинские порты: в чем логика таких атак?

Игорь Тышкевич: Российская Федерация концентрируется на обстрелах портовой инфраструктуры Украины. Об этом свидетельствует география последних ракетных атак. И, увы, в той же логике события, вероятнее всего будут развиваться в ближайшие недели.
20.07.23 — 607