То, что Дмитрий Медведев фактически привез из Киева «пшик», может радовать Владимира Путина лишь на первый взгляд. Сам Владимир Владимирович понимает, что по украинскому вопросу расхождения с коллегой по тандему у него чисто тактические и сугубо личностные, а отнюдь не концептуальные. Оба российских лидера видят нашу страну возвращенной в орбиту московского влияния и плотно привязанной к России не только трубой, но и иными активами, а также — очень желательно — и «стреноженной» идеологически.
Газ и тормоз России
Но пока в Москве существует и будет актуальна парадигма соперничества между «головами» тандема, на каждый жест Путина будет приходиться контржест Медведева, и наоборот. Там, где один спешит, другой будет притормаживать. От этого скорость интеграции с Украиной попадает под влияние конъюнктурных факторов, завязанных на персональные договоренности. Причем в эти договоренности с обеих сторон встревают местные олигархи.
Как ни удивительно, но большей части российских олигархов поглощение Украины не очень и нужно. Переваривать такую «пищу» чрезвычайно хлопотно, бизнес-конфликты неизбежны. Конкуренция между теми же производителями труб большого диаметра и химическими магнатами, отмеченная премьером Николаем Азаровым, не просто осложняет такую интеграцию, но и создает иным владельцам крупных российских активов ненужные проблемы. Российским олигархам отлично известно, что список тех, кого допустят к приватизации украинских активов, будет ограничен, и выверяться он будет в Кремле при совещательном голосе Киева. Пока интересов Абрамовича, Григоришина или Новинского в Украине никто не отменял. Давать им возможность дополнительно усилиться за счет активов соседнего государства коллеги по олигархическому цеху вряд ли позволят. К тому же разные группы российского олигархата и чиновничества ориентируются на разные «головы» тандема. Ведь если в Украине в 2012 году проходит чемпионат по футболу, то в России — выборы.
«Украинский прорыв», целиком приписываемый Медведеву, значительно усиливает его влияние как политической фигуры и центра притяжения групп российской элиты, не желающей возвращения Путина в президентское кресло. Медведеву предписывается озвучить, особенно сообразуясь с имиджем либерала, иные, отличные от путинских, инициативы на украинском направлении.
Пока Медведев опережает Путина в «приручении» Украины.
О том, что именно последний назначил нынешнего российского президента куратором Януковича в 2004 году, оба нынешних главы государств вспоминать не хотят. Оба считают себя вполне самостоятельными для того, чтобы вырваться из-под оков. Медведев — из-под жесткой руки «стального полковника». Янукович — из-под «чуткого руководства» своих олигархов.
Российский президент хочет, чтобы все дивиденды — в прямом и переносном смысле — от возвращения Украины в зону влияния РФ доставались исключительно ему. Он также желает, чтобы Янукович остался лично его протеже и персональным контактером. Похоже, Медведев считает, что может выиграть у Путина как раз путем успешной «битвы за Украину». Нужно лишь перевести выгодные финансовые потоки от слияния отраслей на себя и своих людей.
А интеграционные инициативы, о которых говорилось, будь они реализованы в ходе визита в Киев, дали бы преимущество Путину — и преимущество огромное. Но Медведев пока ищет другую схему, одновременно объясняя Януковичу, что с ним, Медведевым, работать и дружить комфортнее, чем с Путиным. И Янукович понимает это. Стремясь в силу своего характера не выходить из зоны комфорта и не терять лицо перед психологически более сильным и опытным визави, Янукович, судя по всему, делает ставку именно на работу с Медведевым.
Восстание украинских олигархов
После харьковских соглашений украинский олигархат тревожно встрепенулся. В сближении с Россией отечественные капиталисты увидели потерю своей самостоятельности и превращение Украины из свободной олигархической республики в некое подобие полу марионеточного авторитарного режима, где решения принимаются в столице государствапатрона, а озвучиваются и реализуются не слишком уважаемым, но амбициозным местным ставленником.
И отечественные капитаны бизнеса начали искать выход лично на Дмитрия Медведева, понимая, что играть на комплексах и амбициях человека, желающего стать президентом в обход почти что «непроходимого» и грозного конкурента, можно. Не исключено, а вполне возможно предположить, что в топе украинских «денежных мешков» зреет революционная идея: не стать ли поддержкой для Медведева в соперничестве с Путиным ради того, чтобы обязать Дмитрия Анатольевича вести в настоящем и будущем политику с учетом интересов украинских олигархов? А интересы, по большому счету, у наших одинаковы: получить содействие российского президента в доступе к среднеазиатскому газу, гарантии объемов прокачки газа, неприкасаемости своих активов и даже по выходу на российские рынки сбыта.
Но Медведев оказался хорошим учеником Путина, показав украинским баронам, как ведут себя представители высшей власти в России даже с богачами такого ранга. И в ответ на просьбу о допуске к среднеазиатской трубе сослался на договоры Газпрома с этими странами, согласно которым весь тамошний газ законтрактован РФ на много лет вперед. На том же «голубом глазу» Медведев прокомментировал и гарантии объемов транзита и строительство обходных газопроводов. Такого неуважения не выдержал даже главный олигарх Украины Дмитрий Фирташ и разразился «антиимперской» риторикой, высказавшись против слияния Нафтогаза и Газпрома. Приступ патриотизма у Фирташа, однако, может быть объяснен вполне практическими целями: он заинтересован в возвращении на украинский рынок схем РосУкрЭнерго, ликвидированных Тимошенко с Путиным. Ко всему прочему, такая схема, будь она снова реализована, лишний раз свяжет команды Януковича и Медведева, усиливая обоих, — при сохранении вольницы украинского олигархата и его лояльности к России.
Но даже если за высказываниями Фирташа стоит всего лишь желание вернуть доходы от реэкспорта газа, в любом случае позиция украинского большого бизнеса касательно сдачи таких активов, как Нафтогаз, газотранспортная система и авиапром, сформулирована и выглядит консолидированной. В свою поддержку они позвали выступить даже экс-президента Леонида Кучму, который заодно прошелся и по неправомерно низкой цене продления аренды российского флота. Хотя и упомянул про консорциум, дабы совсем уж не противоречить собственным утверждениям и действиям времен президентства.
Предварительные итоги
Мяч перешел на украинское поле. Следует ожидать, что возможные слияния и поглощения будут происходить с большим учетом интересов украинского бизнеса, что делает стремление Виктора Януковича вырваться из-под контроля украинского олигархата за счет опоры на Россию делом не столь быстрым, как казалось еще в середине мая. Хотя наш президент предпримет для своего вожделенного «рывка» все возможное. Это означает, что большие интеграционные инициативы все равно осуществятся, но в перспективе не скорой, а минимум в течение года и более. Голос отечественных олигархов стал снова слышимым — и это тот редкий случай, когда их интересы, хотя бы частным образом, оказались совпадающими со стратегическими национальными интересами Украины.
Текст: Павел Серов, Контракты