Yahoo! может стать собственностью Microsoft за $54 млрд. Билл Гейтс предлагал на $10 млрд меньше.
Акционеры Yahoo! посчитали предложенные за компанию $44,6 млрд заниженной суммой и отказали Microsoft. Сейчас в качестве альтернативы поглощению совет директоров поисковика рассматривает возможность слияния с AOL — медиакомпанией под управлением Time Warner, поставщиком онлайновых сервисов и электронных досок объявлений.
Даже отказав Microsoft, Yahoo! в любом случае останется в выигрыше — акции американского поисковика, чьи дела в последнее время шли не очень хорошо, после оферты Microsoft всего за день подорожали на 50%.
31 января, за день до предложения о поглощении, Yahoo! стоила $25,6 млрд. К вечеру 1 февраля капитализация повысилась на $12,8 млрд. Microsoft готова была переплатить $19 млрд.
Щедрость Microsoft легко объяснима. Выкупив Yahoo!, софтверный гигант планировал получить около трети мирового рынка интернет-рекламы, годовой объем которого сейчас достигает $40 млрд, а к 2010 году, по самым скромным прогнозам, увеличится вдвое — до $80 млрд.
Год назад в интервью Контрактам Валерий Лановенко, экс-гендиректор Microsoft Украина, признался, что основной просчет менеджмента Microsoft — поздний выход компании на интернет-рынок: «Мы поздно начали развивать интернет-технологии. Потребовалось более пяти лет, чтобы наверстать упущенное. Начни мы раньше, были бы первыми, а не третьими — после Google и Yahoo!».
Как ищут
Путь в глобальную сеть лежит через Windows и браузер Internet Explorer, принадлежащие Microsoft. Но основной доход интернет-пользователи приносят не разработчику ПО, а владельцам поисковиков и онлайн-сервисов Google и Yahoo!. Чтобы исправить положение, Билл Гейтс и Ко готовы расстаться с $44,6 млрд, лишь бы заполучить готовый интернет-бизнес. Однако топам Microsoft пока не удается убедить совет директоров Yahoo!.
Сейчас больше всех среди поисковиков зарабатывает Googlе. По оценке Microsoft, эта компания контролирует 75% мирового рынка контекстной рекламы. На ее долю приходится 62% всех поисковых запросов, на Yahoo! — 13%, MSN (поисковик Microsoft) — лишь 3%. Причем финансовые показатели онлайн-подразделения Microsoft ухудшились — выручка интернет-сервисов в 2007 финансовом году (завершился 30 июня) составила $2,5 млрд, операционный убыток — $732 млн против $74 млн годом ранее. Выручка Yahoo! составила $7 млрд, однако чистая прибыль в 2007 году снизилась на 12%.
Как зарабатывают
Googlе намного успешнее конкурентов. В 2007 году чистая прибыль компании Сергея Брина и Ларри Пейджа увеличилась на 37% — до $4,2 млрд, выручка — на 56% — до $16,6 млрд. В прошлом году компания купила музыкальный сервис YouTube за $1,65 млрд и ведущего провайдера баннерной рекламы Double Click за $3,1 млрд.
В случае слияния Microsoft с Yahoo! объединенная компания заняла бы более 20% рынка поисковой рекламы США, отмечает аналитик Oppenheimer & Co Сандип Аггарвал. «Укрепив свое положение на рынке online сервисов через поглощение Yahoo!, Microsoft смогла бы конкурировать с Google», — уверен старший менеджер компании Deloitte & Touche USC Андрей Куликов.
В Google считают, что крупнейший производитель ПО намерен монополизировать и рынок интернет-поиска. Дэвид Драммонд, руководитель юрслужбы Google, заявил, что намерение купить Yahoo! свидетельствует о стремлении Microsoft обеспечить себе «непомерное и неправомерное влияние на интернет».
Как дорожают
В Yahoo! опасений Google, похоже, не разделяют. По информации The Wall Street Journal с ссылкой на источник в Yahoo!, поисковик не против стать собственностью Билла Гейтса. Но не за $44,6 млрд, а за $54 млрд. Конец монополии Google — вопрос времени и $10 млрд.
Слишком маленькие
«Возможное
слияние Microsoft—Yahoo! не отразится на украинском рынке онлайн-рекламы, по
крайней мере, в ближайшие 4-5 лет», — считает Алексей Чуксин, директор по
маркетингу ЗАО «Мета» (meta.ua). Эксперт объясняет свой прогноз отсутствием в
Украине представительств MSN и Yahoo! и низким уровнем проникновения интернета
в стране. В прошлом году на размещении рекламы украинские интернет-ресурсы
заработали $12 млн — 0,03% мирового рынка.