Эрих Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» перечислял традиционные способы преодоления страха — медикаменты, секс, сон, общение с людьми. Но одним из самых действенных приемов вытеснения страхов всемирно известный психотерапевт считал агрессивность.
«Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, мучительное чувство страха тут же исчезает», — писал один из основателей неофрейдизма. Словом, дай психологу пять минут подумать и три часа поговорить — и он объяснит пользу не только агрессии, но и самого страха.
Перефразируя классика, если человек конструктивен, то он конструктивен во всем. А люди, добивающиеся успеха, вынуждены быть конструктивными, по¬этому даже в своих страхах видят не только минусы. «Я работаю на фондовом рынке. Мною движет, с одной стороны, желание заработать, с другой — страх потерять деньги, — рассказывает Контрактам глава инвестиционной группы «ТАСК» Сергей Бродович. — Боязнь утраты заставляет просчитывать риски, и в этом плюс, а минус в том, что опасения могут удержать от инвестирования даже в перспективные проекты».
Бизнесмену страх необходим как воздух, уверен доктор Энди Гроув, один из основателей корпорации Intel. В деловой жизни беспокойство, неотъемлемый спутник прогресса, заставляет предпринимателей разумно рисковать, творчески мыслить, усложнять цели и безукоризненно их достигать. «Когда дело касается бизнеса, я верю в паранойю. Я беспокоюсь, когда товары придерживают и когда их выпускают преждевременно. Я переживаю, если заводы плохо работают, и волнуюсь, когда у нас слишком много заводов. Я не уверен, тех ли людей нанимаю, и переживаю, если их дух ослабевает», — пишет Гроув в своей книге «Выживают только параноики».
Все опасности, вызывающие у бизнесмена страх, условно можно разделить на три группы: реальные — объективно угрожающие здоровью и благополучию, мнимые — не угрожающие личности, но воспринимаемые как угроза, и «престижные» — угроза потери реноме, боязнь оказаться в ситуации, когда профессионализм и деловые качества будут обесценены, — считает киевский психотерапевт Сергей Ветров. «Мы менее подвержены страхам, присущим обычным людям, поскольку психологически более закалены. Зато, например, страх покушения на жизнь у нас интенсивнее», — рассказывает один из собственников девелоперской компании SV Development.
Возникновение тревоги и страха биологически целесообразно для адаптации в неблагоприятных условиях и мотивации к дальнейшим действиям. Если человек боится конкретных явлений, людей, вещей, обстановки — значит, он имеет возможность изменить ситуацию таким образом, чтобы избежать негативных последствий, выработать стратегию ведения бизнеса, построения отношений с партнерами. «Беспокойство у любого нормального предпринимателя должно быть постоянно, — уверен Петр Чернышов, генеральный директор компании «Славутич, Carlsberg Group». С ним солидарен бизнес-тренер Михаил Вейсберг: «У предпринимателя каждый день — вызов, а страх — это адреналин. Страх помогает бизнесу. Мы из страха изымаем пользу, деньги».
Внимание: тревога!
Как нетрудно догадаться, лидерами среди людей трудоспособного возраста, пораженных сердечно¬сосудистыми заболеваниями, остаются вечно волнующиеся представители предпринимательского склада. Они в несколько раз чаще страдают от высокого давления, приступов стенокардии, ишемической болезни сердца, инфарктов и инсультов. В то же время именно эти люди имеют реальный доступ к качественной и дорогой медицине. Но даже она порой бессильна избавить бизнесмена от последствий чудовищных нервных нагрузок и стрессов. А стрессовые состояния, как известно, часто возникают как раз из навязчивых мыслей и страхов, переживаний и опасений, то есть из всего того, чем так богата деловая жизнь на постсоветском пространстве. Современному предпринимателю государство фактически не оставило шансов честного ведения бизнеса: многочисленные взятки, сокрытие доходов формируют в подсознании владельца компании чувство вины и одновременно страх быть обличенным. Эти негативные эмоции разрушают личность, считает психосоматика (наука о влиянии мы¬слей человека на его тело). «Влияние страха ответственности на развитие сердечно-сосудистых заболеваний давно доказано. Он служит причиной гипертонии, атеросклероза, язвы желудка, инфаркта и инсульта, унесших больше человеческих жизней, чем все войны», — констатирует психофизиолог Юрий Щербатых.
Бегство от страха
Страх поддается лечению и самолечению. Понятно, что тяжелые расстройства: фобии, стойкие тревожно-депрессивные состояния, навязчивые страхи — требуют лечения у специалистов. Психотерапия и медикаменты могут лишь снизить уровень беспокойства. Для тех же, кто не довел себя до крайних состояний, вполне эффективен активный отдых.
Например, владелец одной из киевских софтверных фирм забывает о страхах во время прогулок на природе: «После тяжелой рабочей недели утром в субботу или воскресенье еду на велосипеде 20-25 км — настроение обязательно улучшается». А один из владельцев девелоперской компании SV Development борется со страхами путем их упреждения: «Не езжу на автомобиле быстро, покупаю оружие, нанимаю охрану для самозащиты, слежу за здоровьем».
Михаил Вейсберг предлагает предпринимателям сформировать 20–30 опасений, начинающихся словами: «у нас не получится», «у нас не хватит денег», «этого не разрешат», «сотрудникам это не понравится», и переформулировать их во чтото позитивное. Например, «у нас не получится», но «мы попробуем, поймем, что не получается, и сделаем по-другому», или «сотрудники это не поддержат, но мы найдем тех, кому это интересно, и сформируем из них отдельную временную бригаду и с ней двинемся дальше». «Поначалу участники дискуссии не очень охотно включаются в работу, но когда они составляют план действий, я вижу улыбки на лицах — страх отступает. Если понятно, что делать, то боязни нет», — говорит он.
В трудных ситуациях бизнес-тренер советует сформировать «группу поддержки» — составить список коллег, друзей, родственников, которые могут поддержать в тяжелых ситуациях, помочь решить конкретные проблемы. Вполне возможно, что к ним и не придется обращаться, но осознание того, что они есть, придает уверенность и изгоняет страхи.
Избавиться же от простого временного страха нетрудно: нужно не побояться объявить о нем окружающим. Бояться не страшно, страшно — не бояться.
КТО ЗАРАБАТЫВАЕТ НА СТРАХАХ
Производители и продавцы лекарств
Суть страхования (жизни, имущества, сделки, грузов и т. д.) заключается в предоставлении страховой защиты. Потребность в этом может быть порождена конкретным страхом, а способность к защите — осознанием его силы и последствий оправдавшихся опасений, что мотивирует личность обезопасить себя и имущество путем обращения в страховые организации. Страховые компании накапливают крупные суммы денежных средств для возмещения ущерба до наступления страхового случая. Эти средства могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и др. Объем инвестиций страховых компаний в мире составляет около $19 трлн.
Актриса и певица из США Дженнифер Лопес несколько лет назад застраховала свое тело в общей сложности на $1 млрд — самая крупная в мире сумма «телесного страхования». Лопес заключила договор страхования от несчастного случая, застраховав, в частности, ноги — на $400 млн, грудь и ягодицы — на $300 млн, волосы — на $50 млн. При повреждении перечисленных выше частей тела не по вине актрисы страховая компания обязуется возместить ей многомиллионный ущерб.
10 самых необычных фобий
1. Аблютофобия — страх перед мытьем.
2. Акрибофобия — опасение не понять смысл прочитанного.
3. Гефирофобия — боязнь пройти по мосту.
4. Иофобия — боязнь случайного отравления.
5. Кристаллофобия — боязнь прикосновения к стеклянным предметам.
6. Моттефобия — боязнь моли.
7. Омброфобия — боязнь попасть под дождь.
8. Паралипофобия — боязнь, что ошибочные действия могут причинить вред близким людям.
9. Сидеродромофобия — боязнь езды в поездах.
10. Хайрофобия — боязнь засмеяться на похоронах.
Текст: Надежда Гончарук, Контракты