В Секретариат уполномоченного по защите государственного языка начиная с 16 января поступило только 195 жалоб.
Об этом сообщает пресс-служба языкового омбудсмена на странице уполномоченного Тараса Кременя в Фейсбуке, сообщает Укринформ.
«Ровно неделю тому назад, 16 января, вступила в силу статья 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». За эти дни в Секретариат уполномоченного по защите государственного языка поступило 195 жалоб и обращений граждан, больше всего которых - из Киева и Киевской области (74), меньше всего - с юга и востока Украины. Львовяне прислали 17 обращений, одесситы и харьковчане - по 12», - говорится в сообщении.
По информации пресс-службы языкового омбудсмена, большинство жалоб касалось отсутствия украинской версии сайтов интернет-изданий и интернет-магазинов (117). О нарушении своих прав в сфере обслуживания заявили 34 гражданина, о размещении наружной рекламы на негосударственном языке - 25, нарушении языкового законодательства в области образования - 4, использовании должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления негосударственного языка при исполнении своих обязанностей - 3.
На телефонную линию Секретариата за дополнительной информацией и консультациями обратились около 50 человек.
«Граждане, среди прочего, просят разъяснить, обязаны ли представители сферы обслуживания предоставлять информацию о товарах и услугах на негосударственном языке по просьбе потребителя. Поэтому обращаем внимание, что, в соответствии с законом, по просьбе клиента, его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, кроме государственного, только в случае, если это приемлемо для обеих сторон. Таким образом, никто не может обязать фармацевта либо продавца обслуживать клиентов на негосударственном языке», - отметили в Секретариате.
У языкового омбудсмена считают, что такое небольшое количество обращений и жалоб на нарушения в сфере обслуживания - самой большой по своему охвату граждан - это и результат эффективной информационной кампании, а также масштабной разъяснительной работы, в ходе которой Креминь лично обратился к тысячам органов государственной власти и местного самоуправления, малому и среднему бизнесу, сетевым предприятиям торговли, медицинским учреждениям, учреждениям образования и социальной сферы.
«Больше всего - это свидетельство законопослушности большинства представителей сферы обслуживания, которые, несмотря на карантинные ограничения, продолжают создавать лучшие условия для граждан Украины», - отметил Тарас Креминь.
Как сообщал Укринформ, 16 января 2021 года вступили в силу нормы статьи 30 Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", которые регулируют использование государственного языка в сфере обслуживания потребителей.
В соответствии с этой статьей, на государственном языке должны обращаться к потребителям во всех сферах обслуживания. В частности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности; физические лица-предприниматели; субъекты хозяйствования, которые обслуживают потребителей (в том числе интернет-магазины).
Такое требование касается не только сферы торговли. Речь идет также об услугах в области образования (в том числе кружки и секции), о медицинском обслуживании, предоставлении социальных, юридических, транспортных и других услуг.
На украинском языке должна подаваться информация в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т.д.
Верховная Рада 25 апреля 2019 года приняла Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Его статьи вводятся в действие поэтапно. Подавляющее большинство его норм вступили в силу 16 июля 2019 года.