Сегодня день рождения классика мирового кино, отечественного кинорежиссера Сергея Параджанова.
Сергей Параджанов (1924-1990) родился Тбилиси. Так случилось, что три страны называют его своим - Армения, Грузия и Украина. В этих странах (тогда еще республиках) Параджанов жил и творил. Кроме них была еще и зона - обычная тюремная зона, место лишения свободы, где Параджанов отбывал заключение. Там он, кстати, тоже был «своим». И вовсе не томился в неволе. По крайней мере, большой разницы между СССР и тюрьмой не видел. Где бы он ни был, где бы ни жил - это человек везде находил источники вдохновения и с непревзойденным артистизмом воплощал в жизнь собственные идеи.
Для него не было высокого и низкого, ведь это «низкое» он всегда умел поднять до уровня высокого - уникальная черта, присущая только настоящему художнику. Кто смог раскрыть гениальную (высокую) прозу Коцюбинского так, как это сделал Параджанов? Тонко почувствовать украинскость, изысканно показать гуцульский мир, раскрыть тайну гуцульской души, тайну человеческих отношений? Параджанов. Или, вспомните его «Ашик-Кериб» или «Цвет граната»...
Но тот же Параджанов мог из кусков разбитых тарелок, бутылок, которые выбрасывали на помойку, и из другого мусора и хлама сделать удивительной красоты вещи (несколько раз выставку работ Параджанова привозил в Киев музей художника в Ереване, и это было незабываемое впечатление). Только Параджанов мог наблюдать за мухой, попавшей в сахарный сироп, а потом с энтузиазмом рассказывать об этом, как о чем-то невероятно грандиозном и захватывающем.
И это было гораздо интереснее слушать, чем мастер-классы многих тогдашних «известных» режиссеров, от которых веяло просто неистребимой советскостью, или же собственным тщеславным эгоизмом (что, кстати, тоже является одним из признаков этой советизации). Параджанов был абсолютно свободным человеком. Поэтому он был своим и среди интеллектуалов, и среди простых крестьян-гуцулов, и среди зэков. Чужим он был только для тех, кого его свобода пугала, раздражала, беспокоила, кто на подсознательном уровне ощущал угрозу собственному упорядоченному миру, упорядоченным и расписанным истинам и вкусам, кто жил по принципу «быть как все».
Поэтому как-то странно рядом с именем Параджанова читать регалии: «народный артист Украины» или что-то в таком роде. Конечно, народный. Но может быть что-то более существенным чем талант и просто звание Художника?