Рауль Чилачава: Будучи наймитом автомобильных импортеров и дистрибьюторов не смог пройти мимо поста будущего/прошлого мера Киева – Ирины Верещук. В нем Ирина утверждает, что 82 процента украинцев выступает за доступные авто и призывает Минфин: «знизити акцизи на вживані недорогі авто, а компенсувати це за рахунок нових та дорогих авто. Це зробить авто більш доступним середньому українському домогосподарству. Це може бути одним з кроків підтримки нашого середнього класу під час коронакризи з боку Президента».
Надо сказать, что меня сильно насторожили 18 процентов украинцев, которые получается выступают за недоступные авто и повеселил термин «доступные авто». Сама же формула экономического автомобильного чуда делает Ирину кандидатом на Нобелевскую премию в сфере эксель-экономики.
Но давайте по порядку. Я обожаю опросы, которые звучат приблизительно так: вы за дешевые подержанные автомобили? Вы за дешевое топливо? Вы за дешевую коммуналку? О, вас тоже начинают настораживать 18 процентов респондентов, которые ответили нет? ))))
Эксель-экономика – псевдоэкономическая теория, в которой украинские чиновники и политики утверждают, что если поднять цену на какой-то товар, то спрос на него не изменится и будет продано то же количество товаров. На самом деле, как свидетельствуют продажи спиртных напитков и сигарет – часть производств уходит в тень и к концу года эксель-таблицы налоговиков показывают, что корову передоили. Та же самая история случится, если поднять акцизы и пошлины на новые автомобили. Они не просто не компенсируют убытки – они их увеличат.
Но самая большая ржака заключается в том, что либерализация рынка подержанных автомобилей уже произошла. Просто для этого Ирине нужно выйти из Фейсбука и загуглить статистику продаж. Докладываю: в октябре текущего года в Украине было продано 8.4 тыс. новых авто и 38.8 тыс. подержанных. Т.е. продажи «недоступных» б/у в 4.6 раз превышают продажи новых «доступных» авто, которые в Украине благодаря барыгам-автоимпортерам иногда стоят даже дешевле, чем в ЕС. Напомню, что по мнению Ирины – эти самые 8.4 тысячи покупателей должны компенсировать покупку для 38.8. Ведь Вы же не думаете, что затраты на себя возьмут импортеры? За все в нашей стране платит исключительно конечный покупатель. При этом потребитель уже так запутался в конспирологических теориях, что периодически на полном серьезе спрашивает импортеров: почему новый автомобиль в салоне стоит дороже, чем биток из США? Очевидно, что многим уже нужны доступные мозги.
«Доступные авто» – это удивительный термин, который может конкурировать лишь с термином «честная цена». Здесь я снова иду гуглить: средняя номинальная зарплата в Украине 10.537 гривен, средняя пенсия 3400 гривен, средняя стоимость коммунальных услуг в Украине – 3000 гривен. Не трудно подсчитать, что доступный автомобиль для украинского пенсионера – это катафалк, аренду которого должны будут оплатить родственники. Что касается работающего украинца – трудно понять зачем ему автомобиль, если у него нет денег на еду, одежду и обувь.
Поддержка среднего класса в коронавирус – это вообще шедевр. Вот закрыл, например, Дима Борисов свои рестораны. Остался должен по кредитам, инвесторам, поставщикам, сотрудникам, а государство ему: Димон, вот есть Опель Корса 1991 года выпуска за 1000 евро. Так что продавай свой Porsche Taycan Turbo за 160.000 евро, садись на доступный автомобиль и не говори, что мы тебя не поддержали.
Конечно, Ирина возразит, что Борисов — это не средний класс, а очень даже состоятельный человек. Ок, Ирина, но в Украине нет среднего класса в европейском понимании. Он сдох или из последних сил выплачивает ипотеку и удерживает на плаву бизнес сильно похожий на самозанятость. У него уже есть Опель Корса 1991 года выпуска, нужны деньги на зарплаты, аренду, лечение и налоги. По большому счету средний класс это чиновники, мусора, прокурорские и судьи. Ирина, они не будут оплачивать акциз лохам. Лохи (мы) – их кормовая база, а не наоборот.
Я убежден, что термин «доступный автомобиль» является прекрасной иллюстрацией того, куда движется наша страна. Мы не хотим автомобиль экологичный, надежный, безопасный, качественный. Мы хотим доступный и желательно битый. Как доступное жилье от Элита-центр и Укрбуд или доступная медицина в Феофании. Все это нам 30 лет предлагают доступные политики, потому что они строят не богатую, не процветающую, не конкурентную, не технологичную, а доступную страну. Во всех смыслах. Мы строим не Швейцарию, где люди получают большие зарплаты и покупают дорогие автомобили, а дрейфуем в сторону Сомали, где как известно вы всегда можете купить автомат Калашникова по очень доступной и даже честной цене.
Автор: Рауль Чилачава, журналист, автор и ведущий программы «2 лошадиные силы»