Контракти.ua

1197  —  17.11.20
«Доступное авто»: прекрасная иллюстрация того, куда движется наша страна
«Доступное авто»: прекрасная иллюстрация того, куда движется наша страна

Рауль Чилачава: Будучи наймитом автомобильных импортеров и дистрибьюторов не смог пройти мимо поста будущего/прошлого мера Киева – Ирины Верещук. В нем Ирина утверждает, что 82 процента украинцев выступает за доступные авто и призывает Минфин: «знизити акцизи на вживані недорогі авто, а компенсувати це за рахунок нових та дорогих авто. Це зробить авто більш доступним середньому українському домогосподарству. Це може бути одним з кроків підтримки нашого середнього класу під час коронакризи з боку Президента».

Надо сказать, что меня сильно насторожили 18 процентов украинцев, которые получается выступают за недоступные авто и повеселил термин «доступные авто». Сама же формула экономического автомобильного чуда делает Ирину кандидатом на Нобелевскую премию в сфере эксель-экономики.

Но давайте по порядку. Я обожаю опросы, которые звучат приблизительно так: вы за дешевые подержанные автомобили? Вы за дешевое топливо? Вы за дешевую коммуналку? О, вас тоже начинают настораживать 18 процентов респондентов, которые ответили нет? ))))

Эксель-экономика – псевдоэкономическая теория, в которой украинские чиновники и политики утверждают, что если поднять цену на какой-то товар, то спрос на него не изменится и будет продано то же количество товаров. На самом деле, как свидетельствуют продажи спиртных напитков и сигарет – часть производств уходит в тень и к концу года эксель-таблицы налоговиков показывают, что корову передоили. Та же самая история случится, если поднять акцизы и пошлины на новые автомобили. Они не просто не компенсируют убытки – они их увеличат.

Но самая большая ржака заключается в том, что либерализация рынка подержанных автомобилей уже произошла. Просто для этого Ирине нужно выйти из Фейсбука и загуглить статистику продаж. Докладываю: в октябре текущего года в Украине было продано 8.4 тыс. новых авто и 38.8 тыс. подержанных. Т.е. продажи «недоступных» б/у в 4.6 раз превышают продажи новых «доступных» авто, которые в Украине благодаря барыгам-автоимпортерам иногда стоят даже дешевле, чем в ЕС. Напомню, что по мнению Ирины – эти самые 8.4 тысячи покупателей должны компенсировать покупку для 38.8. Ведь Вы же не думаете, что затраты на себя возьмут импортеры? За все в нашей стране платит исключительно конечный покупатель. При этом потребитель уже так запутался в конспирологических теориях, что периодически на полном серьезе спрашивает импортеров: почему новый автомобиль в салоне стоит дороже, чем биток из США? Очевидно, что многим уже нужны доступные мозги.

«Доступные авто» – это удивительный термин, который может конкурировать лишь с термином «честная цена». Здесь я снова иду гуглить: средняя номинальная зарплата в Украине 10.537 гривен, средняя пенсия 3400 гривен, средняя стоимость коммунальных услуг в Украине – 3000 гривен. Не трудно подсчитать, что доступный автомобиль для украинского пенсионера – это катафалк, аренду которого должны будут оплатить родственники. Что касается работающего украинца – трудно понять зачем ему автомобиль, если у него нет денег на еду, одежду и обувь.

Поддержка среднего класса в коронавирус – это вообще шедевр. Вот закрыл, например, Дима Борисов свои рестораны. Остался должен по кредитам, инвесторам, поставщикам, сотрудникам, а государство ему: Димон, вот есть Опель Корса 1991 года выпуска за 1000 евро. Так что продавай свой Porsche Taycan Turbo за 160.000 евро, садись на доступный автомобиль и не говори, что мы тебя не поддержали.

Конечно, Ирина возразит, что Борисов — это не средний класс, а очень даже состоятельный человек. Ок, Ирина, но в Украине нет среднего класса в европейском понимании. Он сдох или из последних сил выплачивает ипотеку и удерживает на плаву бизнес сильно похожий на самозанятость. У него уже есть Опель Корса 1991 года выпуска, нужны деньги на зарплаты, аренду, лечение и налоги. По большому счету средний класс это чиновники, мусора, прокурорские и судьи. Ирина, они не будут оплачивать акциз лохам. Лохи (мы) – их кормовая база, а не наоборот.

Я убежден, что термин «доступный автомобиль» является прекрасной иллюстрацией того, куда движется наша страна. Мы не хотим автомобиль экологичный, надежный, безопасный, качественный. Мы хотим доступный и желательно битый. Как доступное жилье от Элита-центр и Укрбуд или доступная медицина в Феофании. Все это нам 30 лет предлагают доступные политики, потому что они строят не богатую, не процветающую, не конкурентную, не технологичную, а доступную страну. Во всех смыслах. Мы строим не Швейцарию, где люди получают большие зарплаты и покупают дорогие автомобили, а дрейфуем в сторону Сомали, где как известно вы всегда можете купить автомат Калашникова по очень доступной и даже честной цене.

Автор: Рауль Чилачава, журналист, автор и ведущий программы «2 лошадиные силы»

Статьи по теме
Том Купер: війна в Україні. 27 травня 2023. Застереження
Том Купер: війна в Україні. 27 травня 2023. Застереження

«Політичні» міркування Тома Купера завжди пройняті сарказмом. Такий собі знущальний монолог про недосконалість світу – найбільше дістається, звісно, росії, де проблисків розуму він, схоже, вже взагалі не бачить. Наприкінці – критика вилазки в бєлгородську область, сенс якої Куперу не зрозумілий. Обіцяє, що за кілька днів буде новий огляд про стан справ на фронті.
29.05 — 463

Свій серед своїх: суспільство і військо після Перемоги
Свій серед своїх: суспільство і військо після Перемоги

Сергій Собко: Майже півтора року широкомасштабної війни яскраво ілюструють очевидне – регулярного війська недостатньо для боротьби із чисельнішим ворогом впродовж тривалого часу. Тому держава вимушена проводити мобілізацію цивільного населення. Як зазначив Головнокомандувач Збройних Сил України генерал Валерій Залужний «Війну починають кадрові військові, а завершують вчителі, інженери, бухгалтери». Саме тому кінцевий результат війни залежить від того, наскільки вчорашні цивільні зможуть адаптуватися до військової служби та до умов бойових дій. Від того, яким сержантом буде вчорашній вчитель, яким сапером – вчорашній інженер і яким стрільцем – звичайний бухгалтер.
23.05 — 244

"Они всегда будут рядом, готовые ударить в спину". Стоит ли надеяться на распад России?

Ян Валетов: В очередной раз читаю предсказания о том, что вскоре – какие-нибудь пять-семь лет! – и Россия развалится! И не кто-то там озвучивает такой прогноз, серьезные люди говорят! Згинуть наши вороженьки, як роса на сонці... Честно говоря, удивляюсь безответственности предсказателей и наивности верующих в скорый неизбежный распад.
05.04 — 543