В чем приятное отличие местных выборов от итогов так называемого президентского опроса, так в том, что их результаты действительно дают много материала для размышлений. Впрочем, на этом приятное заканчивается.
Главная неприятность: подавляющее большинство граждан не нашло весомых причин принять участие во всем этом действе. Не торкнуло. Либо, наоборот, вызвало острое желание держаться подальше. Рекордно низкая явка отразила нежелание людей принимать участие в чужих играх, и это оценка всех нынешних политических проектов, отсутствия их сколько-нибудь умелой и последовательной работы на местном уровне.
Обсуждать, как распределились голоса по 5-10% между партписками при общем числе проголосовавших в 20-30%, кто кого обошел, большого смысла не имеет, это крохи в абсолютном выражении. К тому же партийное членство для неизменных местных деятелей – часто вопрос случайного выбора: все равно все свои, какие бы партийные значки ни были в ходу в этом сезоне, договорятся. Эта проклятая неизменность давно убивает интерес к выборам.
В то же время легковесные попытки сходу атаковать окопавшихся местных баронов только подчеркнули пустоту оппонентов и отсутствие настоящей конкуренции. Ничто так убедительно не свидетельствует об отсутствии перемен в стране, как уверенные позиции Кличко, Труханова или Кернеса, которому не понадобилось даже появляться в городе, чтобы победить в первом туре. Беда не в том, что старые ушлые мэры удерживают свои посты, а в том, что им для этого не приходится сильно напрягаться: нет противника.
Причем противника нет не только среди условных «новых», но и среди старых партий, претендующих на уникальный опыт, умудренность и даже, всем на зависть, на ядерный электорат. Все обратили внимание, насколько скукожилось представительство «Батькивщины», когда-то гордившейся разветвленной структурой на местах. На довыборах по 208 округу в Чернигове барахтается Олег Ляшко, чью партию прокатили на парламентских и которому теперь не только своего ресурса не хватает, чтобы уверенно обойти малоизвестного «слугу», но не помогло и привлечение к своей кампании Юлии Тимошенко. Какие еще нужны доказательства, что время этих «звезд» прошло?
А вот достижения партии власти лучше всего оценивать не по набранным процентам в местные Рады, хотя и очевидно, что никто к ним всерьез не готовился, и нынче крайне скромные результаты получены не благодаря самоотверженности безответственных ответственных лиц, а исключительно на инерции прошлогодних побед. Идеальным показателем политической и организационной состоятельности «Слуг народа» и Зеленского персонально стала феерически проваленная опросная кампания «5 вопросов от президента». Неприкаянные люди в накидках с картонными коробками надолго останутся в памяти тех, кто их видел. Кто так и не увидел никаких опросников возле своих участков, тоже под впечатлением. То, как все было сделано, с головой выдает уровень управленческих решений нынешней Банковой и исполнительского мастерства подчиненных структур. Если так оформляется личная инициатива президента, можете себе представить, как все работает в прочих, не настолько ответственных и не рассчитанных на показ случаях.
В общем, проблему обновления легитимности местной власти нынешние выборы худо-бедно решили, причем именно худо и крайне бедно, но остро проявили другие проблемы, которыми не первый год больна Украина. Наша демократия носит очень условный характер: избранные представители представителями народа являются в наименьшей степени, и народ на этот счет перестал заблуждаться. Так появился запрос на изменения, которым воспользовался Зеленский, так запрос на Зеленского исчезает на глазах. И никаких гарантий, что в этот раз общественная фрустрация подтолкнет к рождению нового качества политики, потому что предыдущие разы были тщетными. Возможно, бесплодие – базовая характеристика украинского правящего класса.
Выпьем за то, чтобы этот вывод оказался поспешным и ошибочным.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец