Контракти.ua

54437  —  22.02.08
Вложив $50 тыс. в украинские акции, можно заработать 70-80% годовых. Спецпроект «Личные финансы»
Вложив $50 тыс. в украинские акции, можно заработать 70-80% годовых. Спецпроект «Личные финансы»

Самостоятельно вложив $50 тыс. в украинские акции, можно заработать 70-80% годовых. С меньшей суммой выходить на фондовый рынок физлицам невыгодно.

Светлана СЛЕСАРУК, Елена ШКАРПОВА, Контракты

Аналитик украинской инвесткомпании Николай Поляков в прошлом году заработал на фондовых спекуляциях 1100% дохода. Фантастический результат Поляков объясняет грамотно cоставленным инвестиционным портфелем: на 75% инвестпортфель спекулянта состоял из быстрорастущих акций третьего эшелона. Еще четверть портфеля — бумаги энергогенерирующих компаний (первый-второй эшелон). Другие инвестиционные инструменты (депозиты, недвижимость, золото и пр.) Поляков не признает — доходность по депозитам в прошлом году была ниже уровня инфляции, а рынок недвижимости замедлил рост.

Максим Дмитриев, генеральный директор представительства крупной западной компании в Украине, наоборот, считает, что самостоятельная игра на отечественном фондовом рынке не оправдывает риски: «Инвестиции в акции слишком рискованны. Если инвестор не связан с фондовым рынком профессионально, он может потерять все свои вложения». По мнению Дмитриева, украинский фондовый рынок весьма слабо регулируется государственными органами: «При нынешнем уровне рейдерства и тяге мажоритарных собственников к размыванию пакетов акций любые вложения в бумаги — это инвестиционная катастрофа».

Отдайте ваши денежки

На Западе большинство фондовых инвесторов торгует через интернет (см. В открытом доступе). В Украине интернет-трейдинга нет. Препятствий для создания электронной площадки немало: фондовый рынок невелик, многие акции сложно купить или продать из-за низкой ликвидности, разработка и внедрение соответствующих технологий для электронной торговли стоят довольно дорого.


Стать мелким акционером украинского предприятия, бумаги которого торгуются на фондовом рынке, можно только с помощью брокера инвестиционной компании. Торговцы акциями предлагают два вида услуг индивидуальным клиентам: с участием и без участия инвестора в формировании портфеля. В первом случае решения о покупке или продаже бумаг принимает инвестор, брокер лишь выполняет заказы клиентов. Инвестор и торговец подписывают договор о брокерском обслуживании.

Если инвестор не планирует участвовать в управлении портфелем инвестиций, клиент заключает с торговцем договор о доверительном управлении. Впрочем, подобный документ не более чем красивое название, юридической силы у него нет. «По законодательству брокер не имеет права принимать деньги в управление», — предупреждает Алексей Домашенко, начальник брокерского отдела ИФК «АРТ Капитал».

Порог (сумма для входа) на фондовом рынке немалый. Крупные торговцы вроде ИК «Альфа Капитал», Concorde Capital, Dragon Capital соглашаются работать с клиентами, располагающими суммой не менее $100 тыс. Небольшие конторы готовы обслуживать инвесторов с суммами от $20 тыс. Правда, неденежному клиенту придется самостоятельно составлять инвестиционную стратегию. Задача брокера: купить акции тех компаний, которые выбрал клиент.

По словам Алексея Домашенко, неформальное требование рынка — вкладывать в одну позицию (акции одной компании) не меньше 50 тыс. грн. Стоимость многих голубых фишек довольно высока: акции Укрнефти, например, стоят 320-330 грн за штуку. Минимальный лот — 200 акций, впрочем, и этого бывает недостаточно для успешной торговли. К тому же вкладывать лишь в 1-2 позиции рискованно. Если акции двух компаний одновременно упадут, инвестор может потерять все свои вложения. А потому брокеры советуют открывать как минимум пять позиций. Соответственно, минимальная сумма для инвестиций в ценные бумаги — приблизительно $50 тыс.

Расходы на вложения в акции немалые. Клиент должен открыть счет у хранителя ценных бумаг (чаще всего это банки), куда зачислят приобретенные акции, оплачивать услуги хранителя, брокера, перечислять государству налог с полученной прибыли.`

Брокерское обслуживание обходится в 0,5% за каждую операцию покупки-продажи акций. Комиссия брокеру, как правило, не ниже заранее установленной суммы. Многие инвестконторы просят как минимум 400-500 грн за одну сделку. А если управляющий портфелем перевыполнил план (например, принес клиенту 60% доходности вместо ранее оговоренных 50%), ему причитается бонус — до 15% годовой прибыли инвестпортфеля.

Налог на доход с физлиц (15%) начисляется на чистую прибыль (доход минус первоначальные вложения и расходы на обслуживание). Услуги хранителя ценных бумаг — самая малая статья расходов инвестора. Открытие счета в ценных бумагах, зачисление и списание с него акций, а также ежемесячная абонплата — около 50 грн в год.

План Наполеона

Виталия Канапецкайте вложила в акции $4 тыс. Инвестор купила акции Укртелекома и Укрнефти — обе позиции по $2 тыс. «Я знакома с несколькими брокерами инвесткомпаний. Они согласились поторговать для меня акциями. Незнакомые брокеры не взялись бы работать со столь небольшой суммой», — говорит Канапецкайте. Акции Укртелекома инвестор купила «с земли» — родственник инвестора получил небольшой пакет госмонополиста еще в ходе приватизации. Купив бумаги чуть ниже рыночной стоимости, Канапецкайте продала акции через брокеров на фондовом рынке. Прибыль от этой операции составила 20%.

Сколько можно заработать на акциях

частное размещение


Акции Укрнефти инвестор покупала на фондовом рынке. Виталия приобрела небольшой пакет по 310 грн в мае 2006-го и продала их спустя две недели по 360 грн. Навар инвестора на этой сделке — 16%, а общая доходность портфеля — 18% (без учета расходов на услуги хранителя и комиссионные брокеру).

Инвестиционная стратегия Виталии Канапецкайте — высокорисковая. За короткий период времени инвестор вложила свободный капитал в две позиции и быстро продала их. Через месяц после спекуляций Канапецкайте украинский фондовый рынок резко просел из-за мирового биржевого кризиса. Выгодно продать купленный пакет акций инвестор-индивидуал смогла бы только спустя полгода, когда стоимость бумаг вернулась к докризисным значениям.

В целом инвестстратегию определяют по трем показателям: периоду вложений, уровню риска (ликвидности бумаг, бизнес-стратегии эмитента и пр.) и степени вовлеченности инвестора в формирование портфеля.

Торговцы уверяют: самая выгодная стратегия — долгосрочная. «Мы рекомендуем клиентам инвестировать в акции на год-два», — говорит Денис Долматов из Альфа Капитал. С ним соглашается Александр Панченко, инвестиционный управляющий КУА «Миллениум Эссет Менеджмент»: «В последние несколько лет рынок растет, при этом он довольно сильно волатилен (в краткосрочном периоде котировки то падают, то растут). При вложении в акции на длительный срок не обязательно быть продвинутым торговцем и постоянно следить за событиями на фондовом рынке — в конечном счете бумаги все равно вырастут».

Успех «длинной» инвестиции во многом зависит от выдержки инвестора. Специалисты рекомендуют анализировать фондовый рынок глобально, т. е. не обращать внимания на временные провалы, интересоваться развитием отраслей в перспективе 2-3 лет, возможностями компании занять большую долю рынка и пр., не обращая внимания на временные трудности в компании или отрасли. Минус долгосрочной стратегии в том, что инвестировать на длительный срок приходится только тот капитал, который не потребуется в ближайшие год-два.

Инвестор может попросить брокера установить стоп-лоссы — ордер на продажу бумаг по достижению заранее определенной минимальной цены (это может снизить убытки клиента). Стоп-лоссы полезны клиентам, активно торгующим и вкладывающим на короткий срок. Однако, если бумага упала ниже цены покупки (принесла инвестору убыток), брокеры не рекомендуют закрывать такую позицию: при продаже клиент потеряет деньги не только на снижении стоимости бумаги, но и на комиссионных торговцу.

Агрессивная (высокорисковая стратегия) — инвестиции в акции второго-третьего эшелона. Голубые фишки, второй эшелон и облигации украинских компаний — объекты покупки при среднерисковой стратегии. Консервативное вложение — на 80% сделки с акциями индекса ПФТС. Вне зависимости от предпочтений инвестора торговцы рекомендуют диверсифицировать портфель: минимум 20% вкладывать в высоколиквидные бумаги (индекс ПФТС, некоторые бумаги второго эшелона).

Многие брокеры не советуют инвесторам связываться с корпоративными облигациями: «Облигация — достаточно рисковый инструмент: проверить реальную платежеспособность эмитента не так просто. Лучше положить деньги на депозит и получить доходность, соизмеримую с процентами по облигациям», — говорит Алексей Домашенко.

По словам торговцев, большая часть индивидуальных инвесторов работают в тандеме с брокерами: прислушиваются к их советам, однако решения о структуре портфеля принимают самостоятельно. Как правило, перед наполнением инвестпортфеля клиент определяет приемлемую доходность (например, заработать не менее 50% в год), определяет сектора экономики, в которые он планирует вложить деньги, и срок инвестиций. Задача брокера — подсказать, какие конкретно бумаги могут принести прибыль, указать на возможные риски инвестиций в данные акции. «Многие инвесторы недостаточно знакомы с рынком, но при этом не доверяют брокерам. Поэтому практически все сделки индивидуального инвестирования брокеры согласуют с клиентами», — говорит Александр Панченко.


Александр Борисов, PR-менеджер отечественной бизнес-группы, начал вкладывать в фондовый рынок, будучи «морально подготовленным»: понимал, что такое ПФТС и чем занимается биржа, следил за котировками некоторых бумаг, был лично знаком с собственниками инвесткомпаний и брокерами. «Не стоит вкладывать в ценные бумаги без понимания, как устроен фондовый рынок», — советует инвестор.

Осенью 2005 года Борисов вложил $45 тыс. в бумаги нескольких украинских компаний. Стратегия инвестора была консервативной: практически всю сумму он отдал за голубые фишки и второй эшелон. Запланированный срок инвестирования — 2 года. Однако зимой 2006-го инвестору пришлось продать портфель бумаг. Около 30% средств приходились на акции химпрома (весьма популярный актив в 2004-2005 гг.). В 2006 году резко выросла цена на газ, акции химических предприятий сильно упали. На газовых новостях просели и бумаги металлургических компаний, в которые Борисов тоже вложился. Убытков этот инвестпортфель Борисову не принес, но и заработал инвестор совсем немного: чистая прибыль составила 5%.

Со вторым портфелем Борисову повезло больше. Он вложил $60 тыс. в акции генкомпаний (Днепроэнерго, Западэнерго и др.), сектор FMCG (например, бумаги пивоваренного завода «Славутич»), банковский сектор. «Почти за год стоимость портфеля выросла на 80%», — не скрывает своей радости Борисов. Расставаться с этим портфелем инвестор не собирается еще 2 года.

Никому не нужный

Брокеры инвестиционных компаний и управляющие активами уверяют: инвесткомпании стараются по максимуму предоставить клиенту информацию о состоянии фондового рынка, акциях конкретной компании. Все аналитические отчеты ИК доступны инвестору, каждый месяц или раз в квартал (в зависимости от условий договора между брокером и инвестором) клиенту высылается отчет о состоянии его портфеля. Сделки проводят мгновенно, как только инвестор изъявил желание купить или продать акции. Однако клиенты инвестбанков говорят, что эти условия выполняются лишь отчасти.

Основная проблема при индивидуальном инвестировании — невнимание брокеров и инвестиционных управляющих к клиентам, считает Александр Борисов. «Дозвониться до инвестменеджеров практически нереально — все рабочее время они проводят на встречах с крупными клиентами — представителями западных инвестфондов, вкладывающих в наш рынок по несколько миллионов долларов», — жалуется Борисов. По словам инвестора, его первый портфель брокер наполнял бумагами целый месяц.

Отечественные инвесткомпании действительно работают в основном на крупные российские, европейские и американские инвестиционные фонды. Такие инвесторы вкладывают в украинский рынок как минимум по $5 млн каждый. Брокерам выгоднее работать с такими клиентами — комиссионные выше. По словам Борисова, первый инвестиционный портфель не принес ему убытков в начале 2006-го лишь потому, что он вовремя попросил брокера продать акции химкомпаний. «О том, что бумаги падают, узнал от знакомых аналитиков из инвесткомпании-конкурента. Мой брокер об этом даже не сообщил», — вспоминает Борисов. Впрочем, избавиться от акций тоже оказалось непросто: заказ на продажу брокер выполнил только через 3 дня, когда котировки акций упали еще сильнее.

Бывает, брокеры не оповещают клиентов об изменениях, внесенных в портфель. Дмитрий Зинчак, собственник компании по изготовлению мебели, инвестирует в акции украинских предприятий уже 3 года. За этот период несколько компаний, в акции которых он инвестировал, провели допэмиссии. «Я, как миноритарий, имел право поучаствовать в допэмиссии, однако не знал об этом. Брокер подписался за меня на покупку акций, не проинформировав меня. О подписке я узнал из аналитического отчета о состоянии моего портфеля — через две недели после начала подписки», — говорит Зинчак.

Другая проблема при инвестировании в отечественный фондовый рынок — отсутствие аналитики на украинском и русском языках. Большинство инвестбанков пишут аналитические отчеты об отечественных компаниях на английском — в расчете на западных клиентов, отчеты о состоянии портфелей инвесторов (в том числе клиентов из Украины) — тоже. «Инвестор из Украины должен либо самостоятельно разобраться в английской биржевой терминологии, либо нанять переводчика», — предупреждает Борисов.

Впрочем, Борисов и Зинчак не жалеют об инвестициях в акции украинских компаний. «В долгосрочной перспективе — через 3-4 года — отечественные бумаги подорожают настолько, что прибыль от инвестиций перекроет любые расходы на брокерское обслуживание и моральный ущерб от общения с местными торговцами», — единодушны инвесторы-индивидуалы.

И действительно, индекс ПФТС за прошлый год поднялся на 135% (второй в мире показатель роста фондового рынка после китайского). По словам аналитиков, в прошлом году инвесторы могли вложить в любую бумагу — подорожали практически все акции. Потеряли лишь инвесторы компаний, осуществивших закрытую допэмиссию (в которой не участвовали миноритарии). Яркий пример — Запорожсталь. Компания увеличила уставный капитал в три раза, пакеты мелких инвесторов обесценились.


Инвестировать в акции на один год (чтобы изъять деньги с рынка в начале 2009-го) аналитики не советуют. По прогнозам инвестбанкиров, в этом году рынок вырастет в лучшем случае на 40%. С учетом расходов на обслуживание и разницы в котировках на покупку и продажу прибыль инвестора составит около 20%. А вот если вложить деньги в украинские акции в этом году, а продать пакеты в конце 2010-го, 100% дохода гарантированы.

 

А как у них

В открытом доступе

Фондовые рынки в США, Европе, Японии — одни из самых простых и доступных инструментов для инвестиций. На этих рынках физлица являются основными участниками биржевой торговли: на них приходится до 60% всех сделок. Большая часть электронных торговых платформ предоставляют информацию о котировках, возможность торговать, доступ к аналитическим отчетам о бумагах и состоянии фондового рынка, услугу технического анализа (исследование изменений котировок и прогноз роста/падения акций), помогают автоматизировать торговлю. Большинство операторов рынка электронной торговли предлагают клиентам кредиты (маржинальная торговля, т. е. с плечом).

Стать трейдером несложно: достаточно выйти в интернет и положить на счет торговца $2-3 тыс. Комиссионные организаторов торговли — от $7 до $30 за сделку с количеством акций не более 1-5 тыс. штук.

Впрочем, у интернет-трейдинга есть недостатки. «На некоторых платформах персональные данные клиентов и их торговые счета слабо защищены от несанкционированного доступа», — предупреждает Дмитрий Мошкало, первый заместитель генерального директора КУА «Фоил Эссет Менеджмент».

Крупные клиенты (с капиталом от $200 тыс.), как правило, не работают через электронную биржу — их обслуживают брокеры инвестиционных компаний. Крупнейшие инвестдома мира — Salomon Brothers, JP Morgan, Merrill Lynch и Goldman Sachs — берутся за индивидуальное обслуживание инвесторов с капиталом от $0,5-1 млн.

 

Чужой опыт

Первый-второй

Александр Охрименко,
cоветник председателя правления Укргазбанка, инвестирует только в ликвидные акции

— Мой критерий выбора ценных бумаг очень прост: вкладываю исключительно в акции первого и второго эшелонов. Сейчас работаю с ценными бумагами 8 эмитентов: акциями Укртелекома, Укрнефти, Западэнерго, Енакиевского металлургического завода и пр. В 2007 году на вложениях в акции заработал 72% годовых.

Попутно отслеживаю деятельность еще 22 эмитентов — планирую докупить несколько позиций. Но, по-моему, приобретать пока рано. Думаю, в конце февраля — начале марта будет небольшая коррекция рынка. Вот тогда можно будет вкладывать.

Основные недостатки инвестиций в украинский фондовый рынок — высокие риски (в основном связаны с внезапной приватизацией/реприватизацией эмитента) и узкий выбор бумаг. Очень сложно анализировать рынок — практически отсутствует качественная информация о компаниях, часто приходится искать инсайдерскую информацию. Существует проблема защиты прав миноритарных акционеров.

Преимущество нашего рынка — быстрый и высокий заработок на акциях. На рынке довольно много покупателей и продавцов, при этом большинство бумаг высоковолатильны (их цена постоянно колеблется), что способствует высокой доходности. По сравнению с другими рынками (в России, на Западе) в Украине услуга по регистрации счета у хранителя ценных бумаг довольно дешевая и простая. Правда, открыть маржинальный счет (т. е. работать с плечом на коротких позициях, торгуя бумагами по несколько раз в день) практически невозможно. Но рано или поздно украинский рынок к этому придет.

Статьи по теме
Ціни на овочі: в Україні здешевшав один з базових овочів
Ціни на овочі: в Україні здешевшав один з базових овочів

На ринку збільшилася кількість пропозицій моркви.
вчера, 17:27 — 276

Можуть втратити виплати: як українцям зараховуватимуть трудовий стаж за кордоном
Можуть втратити виплати: як українцям зараховуватимуть трудовий стаж за кордоном

Зміни до закону дозволяють враховувати страховий стаж, напрацьований за кордоном, крім Росії.
вчера, 15:27 — 252

Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
21.11 — 329