Цена на газ для Украины будет снижена на 30% в обмен на сохранение российской военно-морской базы в Севастополе в течение 25 лет — до 2042 года. Соглашение об этом подписали 21 апреля Виктор Янукович и Дмитрий Медведев. Вопреки ранее распространенному мнению, сохранение базы Черноморского флота в Крыму не потребует внесения изменений в Конституцию.
Основной закон запрещает размещение иностранных военных баз на территории Украины, но уточняет, что судьбу уже существующих баз должны определять международные договоры. Для вступления такого договора в силу теперь необходима лишь его ратификация простым большинством в парламенте, которая и запланирована на 27 апреля.
По словам Виктора Януковича, в этом году соглашение позволит Украине сэкономить $3 млрд, в следующем — $4 млрд. А всего за десять лет (срок действия подписанного в минувшем году газового контракта) — $40 млрд.
Россия также сэкономит, но намного меньше. По официальным данным, на обустройство базы в Новороссийске, в которую могли в 2017 году уйти корабли из Севастополя, в течение 2005–2020 гг. планировалось потратить 92 млрд руб. ($3,2 млрд по курсу на 22 апреля).
Понижение стоимости газа было крайне необходимо украинским властям. Соглашение с Кремлем позволит избежать роста цен на тепло для населения, а также сохранит прибыли промышленности, особенно крупной. В I квартале 2010 года Украина закупала топливо по $305,68 за тыс. кубометров, с апреля цена должна была подняться до $330. Но при этом котельные, обеспечивающие теплом население, покупали газ всего по $73, производители минудобрений — по $198, меткомбинаты — по $237, а остальные промышленные предприятия — по $253 (без НДС, целевой надбавки и тарифов на транспортировку). Разницу в ценах на газ компенсировали НАК «Нафтогаз України» и госбюджет, что было причиной разногласий правительства с МВФ. Теперь эти разногласия смягчены, если не устранены полностью, что дает надежду на скорое получение займа Фонда.
Впрочем, реальная экономия от понижения цен на газ, по всей видимости, — менее $40 млрд. Повышение стоимости уже сейчас заставляет предприятия сокращать потребление газа и переходить на другие виды топлива. При высокой цене этот процесс просто шел бы быстрее.
Политическая и военная выгода, которую получила Россия от сохранения военно-морской базы в Крыму, очевидна не до конца. Со временем значение севастопольской базы будет в любом случае уменьшаться. Большинство кораблей Черноморского флота находятся в преклонном возрасте и не имеют шансов дотянуть не только до 2042 года, но и, возможно, до 2020-го. Семь из одиннадцати находящихся в строю крупнейших суден (полным водоизмещением от 3,2 тыс. до 11,4 тыс. т) весьма устарели — они несут службу уже в течение 27–43 лет (введены в строй в 1966–1982 гг.). А возраст остальных четырех составляет от 19 до 23 лет. Пополнение ЧФ новыми кораблями не является приоритетом Кремля — военное значение флота, фактически запертого в окруженном государствами НАТО Черном море, невелико. А для морской поддержки новой операции, скажем, против Грузии было бы достаточно и небольшой группы кораблей, действующих из Новороссийска.
К тому же не факт, что уступка Украины в вопросе базирования ЧФ, а также другие дружественные жесты являются гарантией лояльности украинского руководства к России в других вопросах. Поэтому вероятно, что соглашение по флоту — всего лишь ширма для других договоренностей. В какой-то степени снижение цены топлива было вынужденным шагом для России — дорогой газ просто не нужен. Раньше украинско-российские газовые соглашения основывались на выгоде для чиновников — скорее всего, так произошло и на этот раз. Источником прибыли в данном случае могут быть, в частности, контракты в атомной энергетике, авиастроении и нефтепереработке, подписание которых ожидается в ближайшее время. Они могут быть выгодны не только для чиновников, но и для Украины, ведь улучшение отношений с северо-восточным соседом облегчает доступ украинских компаний на российский рынок.
Однако в любом случае Российский флот останется в Крыму на 32 года — далеко за пределами политической жизни авторов соглашения. Стоило ли Украине идти на стратегические уступки в обмен на тактические выгоды, станет понятно, возможно, только через десятилетия.
Текст: Константин КРАВЧУК, Контракты