Контракти.ua

2174  —  08.09.20
Причины аварий на железной дороге – старые вагоны
Причины аварий на железной дороге – старые вагоны

Происшествия на железной дороге Украины все чаще становятся предметом внимания СМИ.

Поверхностного взгляда на упомянутые публикации достаточно, чтобы понять: основную часть происшествий составляют небольшие поломки грузовых вагонов, которые обычно не приводят с серьезным авариям лишь потому, что своевременно срабатывает автоматика – аварийные системы, и машинисты успевают остановить поезда. Но иногда ситуация выходит из-под контроля – и тогда целые составы сходят с рельс. Причина же всех бед весьма прозаична и состоит в несоблюдении регламентных сроков эксплуатации вагонов. Об этом пишет UBR

За кулисами отчетов «Укртрансбезпеки»

Чаще всего информация о различного рода происшествиях на железной дороге присутствует либо фрагментарно в региональных СМИ, либо же в виде комментариев в соцсетях, не получая резонанса в широком публичном поле. Впрочем, можно предположить, что большая часть происшествий на железной дороге вообще остается незамеченной журналистами и пользователями соцсетей.

Но недавно в блоге «Укрзализныця: за кадром», освещающем железнодорожную тематику, были опубликованы ссылки на ряд документов, которые содержат информацию об аварийности на украинской железной дороге. Речь идет о файлах, которые помимо списка аварий на железной дороге также содержат аналитику по различного рода происшествиям за последние несколько лет.

В упомянутом блоге недавно были опубликованы ссылки на еженедельные детальные оперативные сводки Государственной службы Украины по безопасности на транспорте («Укртрансбезпеки»). Эти документы размещены на официальном сайте «Укртрансбезпеки» в полностью открытом доступе, но часто незаслуженно остаются без внимания профильных экспертов. Данные оперативные сводки содержат исчерпывающую информацию обо всех происшествиях на транспорте (в т.ч. и на железной дороге) за тот или иной период.

Опубликованные документы указывают на ряд нарушений и ставят вопрос о компетентности руководства «Укрзализныци» и Мининфраструктуры.

Причина всех бед – несоблюдение сроков эксплуатации

Недавнее обсуждение оперативных сводок «Укртрансбезпеки» в профильных жд-сообществах в Facebook подлило масла в огонь неутихающей дискуссии о необходимости прекратить продление регламентных сроков эксплуатации вагонов. Ведь при анализе оперативных сводок оказалось, что именно пресловутое продление и допуск на железную дорогу подвижного состава с продленными сроками эксплуатации являются причиной большинства происшествий с грузовыми вагонами на железной дороге.

О каких сроках идет речь? Например, нормативный срок службы вагонов, закрепленный в технических условиях для подвижного состава, составляет: 22 года для полувагонов, 26 – для цементовозов и минераловозов, 30 – для зерновозов, 32 – для универсальных и фитинговых платформ, нефтебензиновых цистерн, а также для универсальных крытых вагонов.

На практике же в Украине сложилась критическая ситуация с износом грузового подвижного состава: более 90 тыс. вагонов или свыше 40% всего парка страны уже исчерпали граничные сроки эксплуатации и имеют статус «вагонов с продленными сверх норматива сроками».

Опрошенные эксперты единодушны в своих оценках: использование вагонов после окончания нормативного срока эксплуатации напрямую угрожает безопасности на железной дороге, тем более если принять во внимание, что грузовые и пассажирские поезда в Украине курсируют по одним и тем же линиям.

«На практике фактически речь идет о «поездах смерти»: 35-45 летние груды металлолома изнашивают пути, несут риски катастроф и опасности для жизни и здоровья людей, не говоря уже о вреде для грузов и ущербе для грузоотправителей и перевозчиков», – утверждает глава Комитета по инфраструктуре Федерации работодателей Украины и учредитель «Первой логистической компании» Максим Шкиль.

Все эти старые вагоны пребывают в настолько неудовлетворительном состоянии, что регулярные ремонты им уже просто не в силах помочь.

В результате количество аварий на железной дороге неуклонно возрастает. Их причиной становится использование на железной дороге старых аварийных вагонов (эксплуатируемых вопреки принятым нормативам), ненадлежащее выполнение ремонтных работ вагоноремонтными заводами и депо, «фиктивные» ремонты, а также нарушения в приемке «Укрзализныцей» вагонов после таких весьма условных ремонтов. При этом очень возросло количество инцидентов именно с грузовыми вагонами.

Соответствующие сотрудники «Укрзализныци» осуществляют приемку вагонов на вагоноремонтных предприятиях после выполнения работ в минимальных объемах, которые не соответствуют нормативной документации, тем самым ставя под угрозу безопасность движения на железной дороге Украины.

«Новости «Укрзализныци» последние пару лет напоминают скорее фронтовые сводки: поезда горят, вагоны разваливаются на ходу, колеса растрескиваются и рассыпаются. Все это провоцирует аварии, разрушения и схождение с рельсов целых составов», – утверждает блогер Дмитрий Ивко, позиционирующий себя как инсайдер из Офиса Президента.

Он считает, что причина происходящего кроется как раз в пагубной практике продления нормативных сроков эксплуатации грузовых вагонов.

В сложившихся условиях эксперты рынка видят лишь одно решение: во избежание аварий на железной дороге необходимо прекратить практику продления сроков эксплуатации отслуживших свой срок вагонов. Этого мнения, в частности, придерживаются СЕО компании «ТАС-Логистик» Владимир Иващенко и глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олийнык.

Статистика и примеры происшествий

В соответствии с отчетом «Укртрансбезпеки», в 2019 году на железнодорожном транспорте Украины имели место 1202 транспортных происшествия, в том числе 705 аварий (в которых погибли 354 и получили травмы 232 человека), 473 инцидента без пострадавших, 24 пожара. Сравнив эти цифры с данными за 2018 год, мы окажемся перед фактом, что количество происшествий увеличилось (особенно выросло число аварий с погибшими и травмированными).

Если сопоставить комментарии экспертов о наиболее распространенных причинах происшествий на железной дороге с результатами мониторинга СМИ (опубликованными в в блоге «Укрзализныця: за кадром») и данными оперативных сводок «Укртрансбезпеки», то окажется, что информация из всех перечисленных источников в общем совпадает. Наибольшее количество происшествий случается из-за неисправности роликовых букс, тормозной системы и автосцепок. Некоторые из происшествий случились с вагонами иностранной регистрации (в частности, РФ и Беларуси). Упомянутые неисправности свойственны в первую очередь для старых вагонов, их ремонт является достаточно затратным и трудоемким, а единственное решение – сдать такие вагоны на металлолом.

Такого рода небольшие поломки обычно не приводят к серьезным авариям лишь потому, что своевременно срабатывает автоматика – аварийные системы, и машинисты успевают остановить поезда. Но иногда ситуация выходит из-под контроля – и тогда целые составы сходят с рельс.

Вот лишь некоторые примеры публикаций в местных СМИ и соцсетях о происшествиях в августе текущего года. 13 августа на станции Гречаны Хмельницкой области был аварийно остановлен грузовой поезд, причиной остановки явилась неисправность буксы в старом вагоне-зерновозе с продленным сроком эксплуатации 1986 года постройки (ввезен из РФ). 14 августа между станциями Деевка и Сухачевка Днепропетровской области в одном из вагонов-зерновозов было выявлено задымление, причиной которого стали неисправные тормоза; пожара удалось избежать благодаря слаженным действиям работников вагонного хозяйства. 15 августа на станции Комаровцы Черновицкой области была выявлена аналогичная неисправность буксы грузового полувагона (ввезен из РФ). 15 августа на жд-станции Васильков Киевской области была выявлена неисправность полувагона, принадлежащего РЖД (Россия), а именно неисправность буксы. 17 августа вблизи станции Носовка Черниговской области была выявлена неисправность вагона грузового состава – неисправность буксы (построен в РФ). 17 августа на станции Васильков был аварийно остановлен грузовой поезд, причиной остановки явилась неисправность тормозов вагона-цементовоза, построенного в 1984 году. 17 августа на станции Канкриновка Запорожской области сломался вагон грузового поезда, причина – неисправные тормоза. «Один работников станции Канкриновка рассказал, что сломавшаяся единица подвижного состава – из числа так называемых «вагонов-призраков», «мертвых душ», – пишет «Запоріжжя-Інфо». По предположению СМИ, упомянутый вагон был ввезен в Украину из РФ с нарушением процедуры ввоза и имеет поддельные документы. 18 августа на станции Бровки Житомирской области из-за неисправности тормозов одного из полувагонов был остановлен грузовой состав. 19 августа на станции Рудня-Почаевская в Ровенской области был остановлен грузовой состав, причиной остановки явилась неисправность тормозов вагона-хоппера с продленным сроком эксплуатации. 20 августа на станции Лозовая Харьковской области произошло задымление тележки вагона-цистерны с горючим, полномасштабного пожара удалось избежать.

Но иногда случаются и более серьезные происшествия. Так, 19 августа на станции Клепаров Львовской области с рельс сошли сразу 6 старых полувагонов с углем. А 14 августа на станции Каменское Днепропетровской области на подъезде к Днепровскому металлургическому комбинату сошел с рельс полувагон грузового поезда (номер вагона 56968274). Местные СМИ сообщили, что вагон оперируется компанией «Лемтранс». «Вагон построен на НПК «Уралвагонзавод» (РФ) в 1987 году, т.е. ему уже 33 года. Этот и многие другие полувагоны «Лемтранса» находятся в фактически аварийном состоянии. Напомним, что в июле в Днепропетровской области уже имела место масштабная авария, возникшая из-за аварийных вагонов «Лемтранса». Тогда ночью сошли с рельс два грузовых поезда, авария привела к задержке железнодорожного движения», – пишет «Дніпро-Ньюз».

Подозрительная таинственность

Несмотря на декларируемую транспарентность со стороны руководства УЗ, есть основания усомниться в том, что руководство госмонополиста намерено ознакомить общественность с реальным положением дел на железной дороге.

В частности, ряд СМИ обратили внимание на тот факт, что при сравнении публичных отчетов Мининфраструктуры об авариях на железной дороге, скажем, за 2015-й и за последние пару лет, оказывается, что документ за 2015 год занимает 56 страниц детальной аналитики. А вот аналогичные отчеты за последующие годы содержат всего 4-6 страниц сухих цифр. Сокращение объема публичных документов в 9-14 раз – что это как не попытка скрыть реальное положение дел с аварийностью на железной дороге?

При этом количество аварий из года в год постоянно возрастает (иногда на несколько процентов, а иногда – на десятки процентов). Например, аварийность на железной дороге за 2015 год увеличилась на 42%, после чего, вероятно, и было принято решение сократить объем отчетов об авариях, чтобы не привлекать излишнее внимание общественности.

Если говорить о расследовании происшествий, то «Укрзализныця» проводит их самостоятельно, а какая-либо информация в СМИ о результатах расследований отсутствует. Известно лишь, что в 2019 году были уволены 6 сотрудников УЗ, еще 705 сотрудников получили выговор. Информация о привлечении к уголовной ответственности носит закрытый характер.

Впрочем, Дмитрий Олийнык уточняет: уголовные дела не оказывают должного эффекта, а аварийные вагоны с продленными сроками эксплуатации продолжают курсировать по железной дороге.

Кроме того, эксперты обратили внимание на попытки удаления как из внутренних баз данных, так и из открытых реестров информации о состоянии дел на вагоноремонтных предприятиях. Они, собственно, и обеспечивают капитальный ремонт подвижного состава, которому затем продлеваются регламентные сроки эксплуатации.

Это, например, касается отчета о некоей проверке Управления госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Волынской области №1363085 (2018 год). Данная проверка, имевшая место на локомотивном депо «Ковель», выявила массу грубых нарушений, в том числе в части техногенной безопасности.

Все указывает на то, что подобное состояние дел в локомотивных и вагонных депо – скорее норма, чем исключение. В частности, генеральный директор ООО «Укртранслоджистик» Владимир Кустков обращает внимание на многочисленные нарушения при ремонтах вагонов в депо «Волноваха». Как уточняет основательница «Аурум Груп» Алена Лебедева, именно в этом депо ремонтировали вагон «Лемтранса», который стал причиной схождения с рельс двух грузовых составов в Днепропетровской области летом текущего года. Кстати, этот вагон – из числа тех 18 тыс. единиц, что были недавно списаны в России по истечении регламентных сроков, а затем ввезены в Украину, где их по традиции снабдили документацией о продлении эксплуатационных сроков.

В завершение отметим, что, судя по завесам тайны над всеми опубликованными в блоге «Укрзализныця: за кадром» документами, кто-то в «Укразализныце» и Мининфраструктуры очень не хочет, чтобы истинное положение дел в железнодорожном хозяйстве было предано широкой огласке.

Статьи по теме
Укртелеком не підвищуватиме ціни в 2024 році
Укртелеком не підвищуватиме ціни в 2024 році

Цього року ціни на інтернет від Укртелеком залишаться без змін. Анонсоване багатьма провайдерами підвищення тарифів на послугу інтернет через перехід на нову для них загальну систему оподаткування жодним чином не вплине на клієнтів Укртелеком.
03.10 — 456

“Героїчні будні кожного дня”: відновлення зв’язку на Херсонщині
“Героїчні будні кожного дня”: відновлення зв’язку на Херсонщині

З самого початку деокупації і до сьогодні, попри постійні обстріли та небезпеку, команда Укртелеком продовжує працювати над відновленням зв’язку, щоб забезпечити херсонців і мешканців області безперебійними послугами інтернету та телефонії. 
02.05 — 782

Аеропорт в Україні можуть відкрити вже цього року: який саме і від чого це залежить
Аеропорт в Україні можуть відкрити вже цього року: який саме і від чого це залежить

В Україні після новин про перемовини з авіаційними регуляторами в США та ЄС знову пожвавились розмови про відкриття одного з аеропортів. Експерти називають три можливі варіанти (Львів, Ужгород та Київ), розповідають про візити комісій, які регулярно інспектують стан летовища.
20.03 — 650