От событий в Беларуси просто невозможно оторваться, зрелище народа, разгибающего спину, завораживает неимоверно. Из Украины это смотрится с особым чувством: нам ли не понимать этих людей.
Беларусов, даже самых вольнолюбивых, пугает одна мысль, что у них случится Майдан, но тут их нужно огорчить: он у вас уже случился. Именно в тот момент, когда десяткам тысяч людей одновременно стало понятно, что нельзя не выйти на улицы, несмотря на серьезную опасность жизни и здоровью, все и произошло. А после того, как пережито чувство единения с огромным количеством соотечественников, разделяющих ваше представление о гражданском достоинстве, и их счет пошел на сотни тысяч, как в это воскресенье, невозможно даже представить, чтобы подчиниться рыку сверху: «А ну обратно в стойло!»
Понятно, когда боятся нашего майданного опыта, имеют в виду жесткие стычки с милицейским спецназом и смерти людей, но и такой опыт у беларусов уже есть. Поверьте, у нас тоже никто не хотел умирать, как не хотели умирать Александр Тарайковский и Александр Вихор. Никто не был против, чтобы Янукович убрался с миром. И смерти в Киеве стали происходить далеко не в первые дни и недели протеста. Мучительно хотелось бы, чтобы проводы Лукашенко не затягивались на долгие месяцы, но если машина репрессий не остановится, эскалация насилия неизбежна, и народное сопротивление примет активную форму. Из нынешних сотен тысяч на улицах останутся далеко не все, но именно те, кто не дрогнет, получат шанс добиться свободы для своей страны. Борьба всегда имеет свою цену, договориться о скидках не получится, хоть охрипни в мольбах о мире и ненасилии. Отвести такое развитие событий и пытаются люди, словно упрашивающие судьбу: «Не надо Майдана!»
Есть в этом заклинании-мольбе и нежелание заполучить какую-нибудь гибридную гадость при активном участии России. Кого с кем, почему и зачем – эти рациональные вопросы отступают перед иррациональным страхом перед кремлевскими кознями, которые способны вогнать в огонь и кровь, кажется, любой народ, до которого дотянутся. А к беларусам чего тянуться, вот они. Да, в беларусских протестах нет антироссийской направленности, но они антипутинские по определению. Кремлю происходящее в Беларуси – как серпом по тому яйцу, где хранятся секреты политического долголетия Путина, и гадить из России будут любыми способами. Соответствующая машина наверняка уже запущена, умоляй – не умоляй.
Есть, к большому сожалению, в нежелании беларусов видеть у себя Майдан и еще одно опасение. Оно напрямую связано с результатами того, что Украина получила после народного восстания зимой 2013-2014 годов. За время, что прошло с тех событий, наша страна могла пройти путь, который не оставил бы сомнений в том, что все было сделано правильно, жертвы были не напрасны, потенциал свободного народа несет страну вперед, к восторгу одних и на зависть другим. Однако хвастаться, в общем, нечем. Те черти, которых свистом гоняли со сцены Майдана, все-таки стали главными выгодоприобретателями от народной победы и сделали все, чтобы перемены носили косметический характер, глубинные пласты системы остались нетронуты.
Сейчас в Беларуси остро стоит вопрос ответственности за преступления, совершенные ОМОНом и другими правоохранителями на прошлой неделе. Так вот, у нас, кроме мелких исполнителей, да и то далеко не всех, никто не ответил, до сих пор. А тогдашний адвокат расправ, высокопоставленный сотрудник МВД Олег Татаров, сейчас и вовсе работает заместителем главы офиса уже нового президента: да, президентов мы меняем легко, да толку-то.
Нет, винить в этом украинцам некого, кроме самих себя, и в этом смысле Майдан совсем не завершен, и в таком, незавершенном виде, он не вызывает позитивных эмоций у соседей, которым еще предстоит столкнуться со всеми прелестями политики, которой у них четверть века просто не было. Пусть бы наши уроки пошли им впрок.
Вот за это и стоит выпить.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец