Очередь на получение бесплатного жилья — пережиток советского прошлого. Сам факт существования этого рудимента социализма в реалиях современной Украины, декларирующей построение рыночной экономики, удивителен. Отказываясь честно признать, что квартирные очереди давно не справляются со своей задачей, крупные чиновники продолжают использовать их как инструмент предвыборной агитации, а мелкие — для личного обогащения.
В прошлом году государство осчастливило очередников 5561 квартирой, потратив на это 1,47 млрд грн, гласит отчет Минтруда. 1629 квартир разделили инвалиды, льготники и учителя. Еще в 1953 заселились госслужащие. Остальные? Вполне возможно, что они действительно достались нуждающимся. Однако в это вряд ли кто-то поверит. Журналисты неоднократно под прикрытием выкупали места в жилищных очередях.
Если верить Госкомстату, годом ранее (в 2008-м) цифра очередников, получивших крышу над головой, была в три раза солиднее — 17 тыс. семей. В то же время в очереди на бесплатную квартиру от государства оставались еще 1,21 млн украинцев, почти 70% из которых ждут жилье более 10 лет. Кто из них еще питает призрачную надежду на бесплатную крышу?
В действительности прошлогодняя благотворительность государства носила громкое название «антикризисной программы по поддержке строительной отрасли и обеспечению жильем граждан». Улавливаете, как тонко расставили приоритеты чиновники? Правда, властям не удалось помочь ни тем ни другим. 1,5 млрд грн для строителей тоже погоды не делают. В начале прошлого года для того, чтобы пережить кризис, они просили минимум 4 млрд грн.
Многочисленные льготы и пособия, раздача квартир призваны снизить издержки малообеспеченных граждан в период кризиса или реформ. Однако забота о социально незащищенных слоях населения и запуск механизмов экономического роста — это разные вещи. Пренебрегая последним, мы только умножаем категорию людей, нуждающихся в помощи государства, загоняя себя в ловушку. Деньги имеют свойство внезапно заканчиваться, особенно когда экономика не работает, а ведь льготы — это социально чувствительная, читай опасная, тема.
Правительство формально делится бюджетными средствами, не особо задумываясь над результатами своей щедрости. В 2008 году потери сводного бюджета только от налоговых льгот составляли 17,8 млрд грн, в 2009-м — прогнозировались на уровне 21,3 млрд грн, а в 2010-м — 24,7 млрд грн.
Государственная щедрость и отсутствие контроля — вот причины того, что свободные экономические зоны с льготным налогообложением превращаются в Украине в острова контрабандистов, объединения инвалидов — в крупных импортеров алкоголя и нефтепродуктов, механизм льготного возмещения НДС — в очередную кормушку нечистоплотных налоговиков, а льготы на проезд в автобусах и поездах проделывают все новые и новые дыры в бюджетах транспортных компаний. Вдумайтесь: в 2009 году затраты только «Укрзалізниці» на перевозку пассажиров-льготников составили 510,8 млн грн, а компенсировано было 165,6 млн грн.
Традиционно в правительственных мерах по повышению социальной защищенности граждан профессионализм уступает место популизму. Вместо полноценной пенсионной реформы получается игра мизерными повышениями социальных выплат, вместо реформирования рынка недвижимости, удешевления квартир и строительства социального жилья — раздача ни на что не влияющих крох, вместо масштабной налоговой реформы — предоставление налоговых льгот отдельным предприятиям. Все это малоэффективно и больше напоминает игру в социализм, нежели социальную защиту.
Но бывают случаи, когда государственная благотворительность достигает своей цели. Как правило, происходит это, если речь идет о спасении бизнесов весьма состоятельных граждан. Для прикрытия часто используются благородные цели. Именно так поступило прошлое правительство, выделив Запорожскому автомобильному заводу, который связывают с известным БЮТовцем, огромный правительственный заказ ($400 млн) на переоборудование китайских Chery в «инвалидки». Формально повезло всем: китайцам (они получили хороший заказ), собственникам завода (и они получили хороший заказ), рабочим (у них есть работа и пусть небольшая, но зарплата) и, в конце концов, инвалидам — они стали конечными потребителями благ предыдущих звеньев этой цепи, получив какое-никакое, но все же транспортное средство. Теперь внимательно наблюдаю за действиями нынешнего правительства. Возможно, у инвалидов появится еще и уголь.
Текст: Олег ПЛАСТОВЕЦ, Контракты