Может показаться, что после смены власти в Киеве украинско-российские отношения переживают ренессанс. В течение шести недель после инаугурации президент Виктор Янукович побывал в Москве дважды, а премьер Николай Азаров встретился с Владимиром Путиным уже на пятнадцатый день после своего назначения. Впрочем, внешнее впечатление может оказаться обманчивым — тон заявлений украинских лидеров в отношении Кремля постепенно становится все более резким.
Киев требует от Москвы снизить цену на газ, причем немедленно. «Мы сейчас хотим получить от российских партнеров ответы на те сигналы, которые посылали президент и правительство Украины», — нетерпеливо заявил Николай Азаров 6 апреля. На следующий день президент отправился в Казахстан с целью, по его собственным словам, «искать союзников и выходить на наших российских партнеров с конкретными предложениями». А ведь союзников обычно привлекают не для того, чтобы совместно дружить с кем-то, а для того, чтобы вместе бороться.
При этом киевские чиновники не спешат говорить, что' они готовы предложить России в обмен на удешевление топлива. Хотя цена ожидаемых ими уступок велика. В 2010 году НАК «Нафтогаз України» обязана закупить у Газпрома не менее 27 млрд кубометров топлива. Его цена в первом квартале составила $305,68 за тыс. кубометров, а во втором повысилась примерно до $330. Если она не снизится, то за год общая стоимость российского газа превысит $8,5 млрд. И если Газпром уступит хотя бы 10–20%, он потеряет как минимум $0,8–1,6 млрд.
Возможно, разгадка в том, что Киев рассчитывает добиться своего не столько за счет уступок, сколько за счет давления. Соответствующие инструменты у правительства есть. Самый очевидный из них — возможные проблемы с транзитом топлива через Украину. «Существует угроза сбоев в поставках и в транзите газа. Сейчас НАК «Нафтогаз України» находится в сложном финансовом положении — не имеет возможности выделять достаточно средств на давно назревшую модернизацию прежде всего из-за несправедливо высоких цен на импортный газ. Уже в этом году НАК не сможет закупить достаточно газа, который закачивается в ПХГ и технологически необходим для обеспечения транзита в зимний период», — объясняет Богдан Соколовский, в прошлом специальный представитель Виктора Ющенко по вопросам международной энергетической безопасности.
Такое мнение, по всей видимости, и было озвучено на переговорах с Россией — его поддерживают не только бывшие, но и нынешние представители власти.
«А что, если мы, например, остановим на полгода ремонт компрессорных станций? Мы зависим от России так же, как и она зависит от нас», — горячится высокопоставленный правительственный чиновник. Через Украину проходит около 65–70% транзита российского газа в Европу (в 2009 году НАК перекачала в европейские страны 92,8 млрд куб. м топлива, объем экспортных поставок Газпрома в этом направлении составил 140 млрд кубометров).
Жесткость позиции украинских чиновников вызвана тем, что они считают стоимость газа значительно и необоснованно завышенной. По данным Газпрома, в 2010 году средняя цена продажи топлива в Европе ожидается на уровне $326 за тыс. кубометров. По расчетам правительства, если вычесть из европейских расценок транспортные расходы, то окажется, что в этом году Украина покупает топливо у российской монополии по самой высокой цене. «Мы хотим, чтобы стоимость газа соответствовала цене для Европы за вычетом транспортных расходов, а также минус скидка за объем и минус сезонная скидка в летний период», — рассказывает чиновник. По его словам, с учетом этих факторов цена в I квартале 2010-го должна была бы составлять $205–220 за тыс. кубометров — на 30–35% меньше действующей. В пересчете на год это позволило бы сэкономить более $2,5 млрд.
Консорциум не поможет
Удешевление газа с помощью экономических уступок, прежде всего за счет передачи магистральных трубопроводов в частичное управление России путем создания газового консорциума, сегодня маловероятно. Все дело в деньгах. Ранее Украина зарабатывала на перекачке российского топлива около $2,3 млрд ежегодно. С января транзитная ставка была повышена с $1,7 до $2,7 (за тыс. кубометров на 100 км), поэтому в этом году выручка превысит $3,5 млрд. И в случае создания консорциума украинскому правительству придется поделиться прибылью от транзита газа, то есть снова отдать деньги Газпрому, только другим способом.
Делать это правительство не хочет. Прибыль от транспортировки российского топлива уже давно используется для поддержания низких тарифов в Украине. К примеру, при цене импортного газа в I квартале 2010-го на уровне $305,68 за тыс. кубометров котельные получали его всего по $73, производители минеральных удобрений — по $198, меткомбинаты — по $237, а остальные промышленные предприятия — по $253 (без НДС, целевой надбавки и тарифов на транспортировку). Но денег НАК «Нафтогаз України» на компенсацию не хватает.
По словам Николая Азарова, чтобы компания могла свести концы с концами при цене импортного газа на уровне $330, в 2010-м Кабмин должен отдать ей из казны 60 млрд грн. Такая помощь увеличивает дефицит госбюджета примерно на 5% ВВП. Пойти на резкое повышение тарифов правительство не готово. Это решение может увеличить затраты только металлургических и химических предприятий в 2010-м примерно на $1 млрд (по сравнению с предыдущим годом). А пересмотр цены газа для котельных повлечет за собой волну многократного подорожания тепловых тарифов для населения по всей стране и нанесет удар по политическим позициям правящей коалиции.
В силу тех же причин не поможет достигнуть компромисса и возвращение на рынок РосУкрЭнерго или другой подобной компании. Посредники получали прибыль за счет закупки дешевого топлива в Средней Азии, которое затем дорого продавалось в Украине и в Европе, а также за счет минимизации уплаты налогов в России. Но теперь прежнего источника прибыли нет — Туркменистан построил трубопроводы в Китай и Иран и теперь не согласится продавать топливо дешево.
Газовая революция
Конечно же, Киев будет добиваться снижения цены на газ с помощью не только кнута, но и пряника. Украина может предложить России участие во многих проектах, например, в строительстве новых энергоблоков на АЭС. Но, похоже, что пряников для достижения цели не хватит и борьба будет длительной и жесткой. Кабмин начал предпринимать шаги в направлении диверсификации источников импорта газа. По словам сотрудника Минтопэнерго, в конце марта правительство приняло решение о подготовке к строительству терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ, англ. LNG, не путать с привычным для Украины сжиженным газом — пропаном-бутаном, англ. LPG) на берегу Черного моря.
Постройка такого терминала позволит закупать топливо в других странах (Катар, Алжир), перевозить его в жидком состоянии (при температуре около -160 0С) на танкерах до Черноморского побережья, а затем снова превращать в газ и доставлять по трубопроводам к потребителям. До сих пор ни одно из правительств не предпринимало активных действий в этом направлении, а Кабинет Николая Азарова принял первое решение менее чем через месяц после начала работы.
С СПГ связаны серьезные перемены, которые происходят на мировом рынке газа. В Европе СПГ теснит топливо, поставляемое по трубопроводам. Еще бы: зачем покупать российский газ по $300, если на спотовом рынке его можно приобрести тогда и по $180. Доля СПГ на мировом рынке газа постепенно растет. По данным Администрации энергетической информации США (EIA), в 1993 году объем мировой торговли сжиженным природным газом составлял 84,9 млрд куб. м, а в 2007-м он был уже втрое больше — 233,9 млрд кубометров. Рост рынка СПГ уже вынуждает Газпром вести переговоры о пересмотре долгосрочных контрактов с европейскими потребителями.
Большие изменения на рынке энергоресурсов может вызвать и еще одна новая технология — добыча сланцевого газа. Если обычный природный газ извлекается из огромных подземных пустот, то сланцевый находится в трещинах в породе горючих сланцев.
В эту породу через скважины закачиваются специальные жидкости, которые разрушают структуру пласта и освобождают газ. Активное использование этой технологии началось в 2000-х годах в США, что позволило этой стране в 2009 году выйти в мировые лидеры по объему добычи газа
(745 млрд кубометров). Недостатками этой технологии являются высокие затраты и быстрая истощаемость месторождений. Несмотря на это, EIA ожидает, что в США добыча сланцевого газа увеличится с 34 млрд куб. м в 2007-м до более чем 110 млрд кубометров в 2030 году. Контракты на исследование и разработку месторождений этого вида энергоресурсов заключаются и в других странах. К примеру, потенциально крупным добытчиком сланцевого газа может стать Польша. В Украине также есть значительные неразработанные запасы «нетрадиционного» природного газа — шахтного метана.
Текст: Константин КРАВЧУК, Контракты