Около трех триллионов долларов! Такую сумму убытков прогнозируют эксперты мировой туристической индустрии. А на другой стороне – обычные люди, которые добросовестно собирают на отдых – круглый год труда и экономии. Пострадали все – и те, кто купил себе желанный отдых, и сами туроператоры. В программе «Ранок з Україною», которая выходит по будням в 6:30 на телеканале «Украина», эксперты рассказали, можно ли вернуть деньги за отдых, который не состоялся, и стоит ли их «замораживать».
Вместо отдыха на побережье моря – карантин дома. Миллионы людей по всему миру оказались в такой ситуации. И украинцы – не исключение. Туроператоры в свою очередь предлагают перенос путешествий на другие даты, однако в таком случае придется доплатить немалую сумму. Журналисты «Ранку з Україною» узнали, можно ли за потраченные средства отправиться на отдых, но в меньшем количестве туристов. Оказывается, турфирмы не соглашаются на уменьшение количества людей по ряду причин. Во-первых, сколько будет стоить номер, даже одноместный, или завтрак, за который вроде бы уже заплачено, никто сейчас даже спрогнозировать не может. Во-вторых, авиарейсы, их периодичность и количество мест на борту.
«И туроператору придется нести какие-то дополнительные потери и покупать дополнительные билеты», – комментирует председатель туроператоров Украины Игорь Голубаха в эфире канала «Украина».
Именно поэтому наши эксперты также не советуют «замораживать» путевку. Потому что спрогнозировать, какими будут цены через год – невозможно. На самом деле деньги – это единственное, о чем с туроператором нельзя договориться.
«Средства находятся не в оперировании туроператора, они уплаченные заграницу, в тот или иной отель, в ту или иную организацию, и это определенные неудобства и экономические риски для туроператора», – отмечает эксперт.
Во всем остальном с туроператором можно прийти к компромиссу. Эксперты советуют – оптимальный вариант для обеих сторон – перенос путешествия на три-четыре месяца. Но будьте готовы, что за это придется заплатить на 20-30% больше первоначальной суммы. А все договоренности с туроператором пропишите в дополнительном соглашении.
«Есть пункт закона Украины, согласно которому турист может вернуть все свои средства, кроме уже уплаченных туроператором: авиакомпаниям, отелям, – комментирует юрист Мария Натха в программе «Ранок з Україною». – Карантин и эпидемиологическая ситуация в стране признана форс-мажором. Сейчас мы все находимся в таком специфическом положении и, в принципе, договориться можно о любых условиях и в любом случае. Практика, с которой я сталкивалась, очень позитивная».
Итак, вернуть полную сумму средств невозможно. Договаривайтесь о переносе поездки и подготовьтесь к тому, что придется доплатить 20-30% от стоимости путевки. И главное – туроператоры сейчас готовы рассматривать любые ваши предложения.