С каждой неделей эпидемия утрачивает новизну, становится привычным фоновым фактором жизни, хотя и сильно портит качество этой жизни. Страдают бизнесы и сервисы, страдают отдельные неудачники, подхватившие таки заразу, корчатся информационные ленты и медиаресурсы. Ничто, кроме коронавируса, не важно и не интересно, а читать, слушать и смотреть о нем нету уже никаких сил. Писать, поверьте, тоже. Разве что найдется какая-то из ряда вон выходящая история.
Интересно, например, как откликнулись на призыв президента Эммануэля Макрона к национальной солидарности ведущие дома моды. Где мода, а где вирус? Лидеры от-кутюр взялись шить в промышленных масштабах медицинскую одежду и маски. Гигант на рынке предметов роскоши LVMH, производящий товары марок Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Moët & Chandon, Hennessy, Chaumet и других, нашел возможность обеспечить медиков 10 миллионами масок, а парфюмерные мощности были переоборудованы на производство дезинфицирующих гелей, которые предоставляются сотрудникам больниц бесплатно.
Их конкуренты из Kering, выпускающие марки Gucci, Bottega Veneta, Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen, Brioni, Pomellato и Kering Eyewear, ответили тем, что закупили три миллиона масок в Китае и сами взялись в ближайшие недели произвести больше миллиона масок и защитных медицинских комбинезонов. Два миллиона евро руководство компании отдало на борьбу с коронавирусом в Северной Италии.
Сразу и не скажешь, что тут сказалось больше: призыв президента, пресловутая социальная ответственность или капиталистический дух соревновательности. Бернар Арно, глава LVMH, и Франсуа Пино, руководящий Kering, давние соперники-филантропы. Когда год назад случился пожар Собора Парижской Богоматери, Пино пожертвовал 100 миллионов евро на его восстановление. Арно, узнав об этом, удвоил сумму собственного пожертвования.
Еще в феврале, когда масштабы эпидемии только нарастали, 100 миллионов долларов на борьбу с коронавирусом отдал Билл Гейтс, а Джек Ма, основатель AliExpress, выполняет роль эдакого чрезвычайного мирового правительства: его помощь поступила в Японию, Южную Корею, Италию, Иран, Испанию и Соединенные Штаты. Он же, с подачи Александра Ярославского, оказал поддержку и Украине. Осознавая всю глубину разницы между тамошним представлением о ценностях и тем, что укоренен в наших «лучших людях», нужно отдать должное таким позитивным примерам: из невозможно игнорировать, к ним хочется, а кто-то нехотя вынужден тянуться, чтобы соответствовать заявленному уровню бизнеса.
Пандемия хотя и больно бьет по глобализации, в то же время заставляет всех следить за всеми именно в режиме единой планеты: как протекает распространение инфекции, какие методы используются, что позаимствовать, чем поделиться. И это касается не только специальных медико-санитарных и организационных мероприятий, но и шаблонов оптимального общественного поведения, образцов человечности. Потеряв на время возможность ездить друг к другу, мы неожиданно стали ближе, пусть и в силу драматических обстоятельств.
Я бы выпил за то, чтобы поскорее маска от-кутюр оказалась забавным сувениром, а не предметом жизненной необходимости. Будем здоровы.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец