В первых числах марта 2020 года коалиция организаций представляющих женщин, живущих с ВИЧ и употребляющих наркотики приняла активное участие в заседаниях рабочей группы 77-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Женеве.
2 марта 2020 года Евразийская Женская сеть по СПИДу, в коалиции с БО «Позитивные женщины» и БО «Клуб «Свитанок», подготовили и подали перечень вопросов по выполнению Украиной конвенции CEDAW в отношении женщин, живущих с ВИЧ, и женщин, употребляющих наркотики. Эти вопросы обсуждались во время заседания предсесcионной рабочей группы 77-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Женеве в рамках в неформальной встречи с представительницами гражданского общества.
В частности, Елена Стрижак, председательница правления БО «Позитивні Жінки» обратила внимание Комитета на проблему криминализации ВИЧ в Украине и на тот факт, что согласно данным Государственной Судебной Администрации в 2015-2018 годах только женщины осуждались по статье 130 Уголовного Кодекса Украины «Заражение вирусом иммунодефицита человека либо иной неизлечимой инфекционной болезни».
Среди прочих кейсов были озвучены:
Кейс 1. В октябре 2018 года в Сумской области ВИЧ-положительная женщина была приговорена к пяти годам заключения по части 4 статьи 130 УК Украины за укусы другого лица. Рассматривая дело, судья применил часть 4 статьи 130, которая заключается в преднамеренном инфицировании ВИЧ, которого, по факту, не произошло.
Кейс 2. В декабре 2016 года в Николаеве ВИЧ-положительная женщина, обвиненная по части 1 статьи 130 за половые отношения без презерватива, которые не привели к инфицированию ВИЧ, и оправданная в первой инстанции, после апелляции истца получила наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год.
В своем выступлении Светлана Мороз попросила Комитет обратить отдельное внимание на женщин, употребляющих наркотики, в зоне военного конфликта, и на ситуацию с ВИЧ-положительной социальной работницей Клуба «Свитанок» Натальей Зелениной, которая была приговорена к 11 годам лишения свободы за хранение препарата «Бупренорфин», легально полученного в программе заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ) Винницкого облнаркодиспансера.
В перечне вопросов Украинские активистки также подали запрос на то, какие меры предпринимаются государством для защиты родительских прав женщин, живущих с наркозависимостью, и обеспечения их доступа к программам заместительной терапии, в частности, отмены нормы, устанавливающей «хроническое употребление наркотиков» основанием для лишения родительских прав в Семейном Кодексе Украины (статья 164).
Один из членов Комитета задал уточняющие вопросы по доступу наркозависимых и ВИЧ-положительных женщин к шелтерам. Светлана Мороз прокомментировала, что в приюты, которые существуют за счет государства, сложно попасть: женщинам, употребляющим наркотики они, как правило, отказывают. Согласно типового положения о приюте для людей, пострадавших от домашнего насилия и/или гендерного насилия в приют не принимаются пострадавшие лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Она также обратила внимание, что Украина до сих пор не ратифицировала Стамбульскую Конвенцию (Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашнем насилии).
Интервью с Еленой Стрижак, председательницей правления Благотворительной Организации «Позитивні Жінки»:
Как вы встретили начало весны 2020 - 1 марта – день нулевой дискриминации?
День выдался достаточно динамичным и насыщенным. В основном, конечно, это был перелет из Киева в Женеву с пересадкой в Стамбуле с целью принять участие в заседании рабочей группы 77-ой сессии ООН Комитета ООН по Ликвидации всех форм дискриминации по отношению к женщинам. В аэропорту Стамбула мы со Светой Мороз (председательницей Евразийской женской сети по СПИДу) рисовали плакат в поддержку нашей подруги Наташи Зелениной, которую в декабре незаконно осудил к 11 годам тюремного заключения т.н. «суд ДНР» за наличие при себе препаратов заместительной поддерживающей терапии. Мы старались сделать все для того, чтобы именно в этот день начать активные действия на пути к ее освобождению. Уже вечером этого дня Света развернула плакат в Женеве.
Следующий день также был очень важным для вас – на 2 марта были запланированы ваши выступления на неформальной встрече с членами Комитета. Каковы общие впечатления от заседания? На чем вы акцентировали внимание во время выступления?
Это было мое первое участие в работе Комитета и меня вдохновила возможность говорить о проблемах и потребностях женщин, живущих с ВИЧ. Меня поддерживала в этом Евразийская Женская Сеть по СПИДу и международная женская организация International Women’s Rights Action Watch Asia Pacific (IWRAW-AP). Помимо Украины на заседании выступали представительницы женских неправительственных организаций из Йемена, Никарагуа, Германии, Японии. Регламент был жестким – на каждую страну 10 минут. Обсуждение продолжилось и после окончания заседания. Я искренне надеюсь, что наши проблемы были услышаны членами комитета и будут внесены в список вопросов к государству относительно выполнения Украиной конвенции Комитета ООН по ликвидации всех форм насилия над женщинами. Я сделала акцент на необходимости декриминализации передачи ВИЧ-инфекции, а именно, внесения изменений в Криминальный кодекс Украины, в виде поправок в Статье 130.
Какими на ваш взгляд должны быть первые 3 шага в борьбе с дискриминацией ВИЧ-позитивных женщин в Украине?
«Дело Натальи Зелениной» находится на сегодняшний день в ведении адвокатов Центра Стратегической судебной защиты Украинского Хельсинского союза по правам человека и готовится к подаче на рассмотрение в Европейский суд по правам человека. По мнению адвоката ЦСС УГСПЛ Евгения Чекарева данное дело является одним из самых сложных в судебной практике юристов УГСПЛ и требует максимального привлечения внимания СМИ и государственных органов Украины.
Текст Светлана Мороз (ЕЖСС), интервью Сергей Мясоедов (УГСПЛ)