Михаил Федоров, аналитик Инвестиционой группы «УНИВЕР»: Если в предстоящем 2020 году не случится какого-либо существенного негативного события для Украины, то есть сотрудничество с МВФ продолжится, не будет обострения ситуации на Донбассе, будет доведена до конца земельная реформа и не будет никаких негативных политических сюрпризов, то у экономики страны есть все шансы для ускорения роста.
2019 год, вероятно, запомнится тем, что все обсуждали приток иностранного капитала в ОВГЗ, то есть в государственный долг правительства. Но мало кто обратил внимание, что те 110 с лишним миллиардов гривен инвестиций иностранцев в ОВГЗ зашли в условиях паузы в сотрудничестве с МВФ, что очень важно при низком кредитном рейтинге страны.
Напомню, что, в текущий момент, стране присвоены следующие кредитные рейтинги от основных мировых рейтинговых агентств:
Standard&Poor’s – «В», прогноз стабильный;
Fitch – «B», прогноз позитивный;
Moody’s – «Саа1», прогноз позитивный.
В этом списке наиболее слабым звеном является рейтинг от агентства Moody’s, которое в конце ноября 2019 года не стало повышать рейтинг с уровня «Саа1», а лишь подтвердило старый рейтинг, поменяв лишь прогноз со стабильного на позитивный. Тогда, в ноябре, «добрых» новостей от МВФ еще не было, и активно обсуждался вопрос по ПриватБанку. Это, видимо, и помешало Moody’s повысить кредитный рейтинг Украины.
Но, насколько я понимаю, в этом году Moody’s все же поднимет рейтинг страны до уровня «B», а рейтинг «В», пусть даже самый низкий в виде «В3», откроет двери в Украину для огромного количества денег из-за границы. Ведь, как не крути, рейтинг «С» для многих финансовых институтов мира является запретительным барьером для инвестиций. Огромное количество денег по своим внутренним нормативам даже не вправе смотреть на активы, у которых нет рейтинга «В» и выше от всех трех основных рейтинговых агентств мира.
Все иностранные деньги, которые зашли в ОВГЗ в 2019 году – это полностью спекулятивный капитал на собственные средства инвесторов, поскольку другой капитал по нормативам банковского регулирования, при всем желании, не мог зайти в ОВГЗ Украины. И тут можно оценивать ситуацию по-разному, по принципу «стакан наполовину полон или пуст». Это конечно плохо, что все иностранные деньги – это спекулятивные деньги, но с другой стороны, можно оценить и по-другому. При рейтинге «С», и без МВФ, в страну вошло более 4 млрд долларов, что же будет с МВФ и рейтингом «В»?
А будет следующее: при повышении рейтинга страны объем спроса иностранцев на ОВГЗ увеличится и очень существенно. При рейтинге «B» от всех трех основных мировых рейтинговых агентств ОВГЗ будут продаваться еще лучше, поскольку мировые банки смогут покупать украинские ОВГЗ. А это вызовет цепную реакцию в мире финансов страны, которая будет позитивна для экономики.
Можно взглянуть на ситуацию так, с позиции закона сохранения энергии (денег). Ведь если портфель иностранцев в ОВГЗ вырастет, еще скажем на 200 млрд гривен, при том, что общий объем ОВГЗ не вырастет, что же останется украинским банкам? На 28 декабря 2019 года из общего объема по ОВГЗ в размере 827 млрд гривен в портфеле банков было 336 млрд гривен, у НБУ 337 млрд гривен, у иностранцев 117 млрд. гривен. Если иностранцы купят еще 200 млрд, то их портфель в объеме поменяется местами с банками Украины. А это, в свою очередь, высвободит огромный объем ликвидности. И куда деваться банкам с деньгами, если вместо 300 млрд у них будет только 100 млрд, при том, что монетарная политика НБУ будет мягче, чем в прошлом году, и ликвидности внутри страны будет больше. Общий объем ОВГЗ не вырастет, поскольку такой необходимости не будет, и, скорее всего, общий объем ОВГЗ даже может сократиться, ведь рефинансировать государственный долг можно будет более дешёвыми деньгами международных институтов.
Банки страны окажутся в ситуации, когда им придется увеличивать свой кредитный портфель, то есть в стране будет расти кредитование при падении ставок. Ведь в стране нет другого инструмента, куда бы еще можно было пристроить сотни миллиардов гривен. В теории, можно купить иностранные активы, но в условиях притока иностранного капитала гривна продолжит укрепляться, а доходности на Западе – это 2-3% годовых. Удержание просто валюты на счетах – это 0% дохода. Банкам Украины придется сражаться с иностранцами за ОВГЗ и тем самым гнать доходность по ОВГЗ еще ниже, до 8-9% годовых. Или же переключиться на кредитование с более высокими ставками. Ставки по кредитам при этом будут снижаться, и общий объем выдаваемых займов будет увеличиваться. Это даст очень сильный дополнительный толчок для роста экономики страны.
Так же, стоит понимать, что государство с бюджетом – это не единственный хозяйствующий субъект в стране, есть еще люди, компании и банки. Условный рейтинг украинских банков и компаний для мировых финансов не может превышать рейтинг страны и, если у страны рейтинг «С», то иностранное фондирование компаний и банков почти невозможно.
Банки на «Западе» не дадут немецкой или американской компании кредит на строительство завода в стране с рейтингом «С» и не могут поставить такой завод в залог. С рейтингом «В» ситуация будет лучше. С данным рейтингом строительство чего-либо на кредитные средства иностранными компаниями в Украине будет уже возможно, а это приведет к росту прямых инвестиций, что так же приведет к ускорению роста экономики.
Но это, конечно же, процесс постепенный, для начала этого процесса нужно дождаться окончательного решения МВФ.
Автор: Михаил Федоров