Мендзыздрое на Балтийском побережье. Летом здесь курортный сезон: аниматоры, вечеринки, дискотеки. Кто бы мог подумать, что рядом с зоной отдыха может возникнуть конфликт с дракой между украинским заробитчанином и его работодателем.
Украинец Богдан Семьяновский демонстрирует запись на телефоне. На ней записаны крики поляка в адрес украинца. Богдан утверждает, что стал жертвой побоев от рук польского работодателя, когда работал у него в кафе.
"Он меня ударил, выбил моей головой стекло и гнал меня работать. Я же не какая-то собака, чтобы он гнал меня работать", – говорит житель Белой Церкви Богдан Семьяновский.
По словам мужчины, из-за угроз он был вынужден спешно покинуть Польшу, даже не успел снять побои. Заработанные деньги также не получил.
Чтобы разобраться в ситуации, нашли кафе, где работал пострадавший украинец. Однако заведение оказалось закрыто. Сразу звоним господину Аркадиушу, который якобы избил украинца. Но тот все отрицает.
"Неправда. Он просто мстит. Не знаю, за что", – говорит поляк.
Просим господина Аркадиуша об интервью на камеру. Он – в нескольких километрах от нас. Но получаем отказ. В настоящее время стороны не выдвинули официальных претензий друг к другу. Хотя бы потому, что доказать, что на самом деле происходило в этой комнате, крайне сложно.
Как только "Сегодня" завершают съемку – приходит сообщение из города Гдыня, это в четырех с половиной часах езды от Мендзыздрое. Заробитчане сообщают нам, что почти три десятка украинских работников верфи работодатель "кинул" на 120 тысяч злотых – это около 720 тысяч гривен.
"Человек просто скрылся и не отвечает на телефонные звонки. В его офисе сказали, что его нет – ищите, где хотите", – говорит один из украинских заробитчан.
Вместе с ним мы идем в офис, но нам не открывают.
"Люди есть, я видел, что они появлялись внутри, – тени есть, они там были", – говорит заробитчанин.
Отправляемся туда, где должны защитить брошенных на произвол судьбы украинцев – в инспекцию труда. Но там просят принести новые документы о легальности трудоустройства. Уже есть подозрение, что работники работали неофициально.
"Если это подтверждается, инспекция труда должна сообщить в пограничную службу, и человека сразу же депортируют", – объясняет нам заробитчанин.
Оказавшись в тупике, мужчина решает вернуться в Украину, если друзья и знакомые купят ему обратный билет.
"Денег нет, на поезд мне нужно 400 злотых, чтобы доехать хотя бы до Украины", – говорит он.
"Сегодня" также встретились с супругами Торянык, которые остаются в Польше, даже несмотря на то, что несколько работодателей еще не выплатили мужу и жене зарплату. Последний работодатель задолжал, в переводе на украинскую валюту, более 20 тысяч гривен. Пока так и не насобирали на собственное жилье в Украине.
"Купила два пуфика. В одном храню стирку, моющие. Во втором храню продукты", – рассказывает Ольга Торянык в новостях «Сегодня» на телеканале «Украина».
Их комната на 18 квадратных метров – это и кухня, и гостиная, и спальня. И место для мечтаний о родине.
"Там наши семьи. Здесь мы всегда будем чужие. Даже когда у нас здесь появятся друзья. Но родное – там. Дети снятся, внуки снятся", – говорит украинка Ольга Торянык.
Держаться на чужбине помогает музыка. По вечерам Ольга под аккомпанемент гитары мужа Ярослава поет украинские песни.