Контракти.ua

1944  —  16.12.19
Чудо-Борис, или Консерваторы в борьбе за дело рабочего класса
Чудо-Борис, или Консерваторы в борьбе за дело рабочего класса

Британия принадлежит к числу тех немногих стран, чью историю люди подчас знают лучше, чем историю собственной страны. Да и политику тоже. Черчилль и Тэтчер – понятно, но и об экстравагантном Борисе Джонсоне слыхали даже те, кто своего премьера не вспомнит. На минувшей неделе он одержал историческую победу, смысл которой только сейчас начинает до всех доходить.

Большинство в восемьдесят голосов – это действительно исключительный результат, полученный к тому же на фоне трех лет мучительных попыток правящей Консервативной партии как-то воплотить в жизнь итоги июльского референдума 2016 года о выходе из ЕС. Казалось, британцы были в полном праве наказать консерваторов, а они, выходит, их отблагодарили. И все-таки спешить с этим выводом не стоит.

Одна из причин, по которой у Бориса Джонсона все получилось, его очевидный политический талант на фоне полной бесталанности Джереми Корбина, лидера лейбористов. Премьер не стал разбрасываться, а пообещал британцам сосредоточиться и добить-таки надоевшую тему Брекзита. Лейбористы же почему-то решили, что самое время предложить Британии социализм, а на вопрос о Брекзите ответили туманно, пообещав еще один референдум. В результате за консерваторов проголосовала даже часть противников выхода из ЕС, сочтя, что нужно уважать решение 2016 года и пора перестать вилять. Итог: консерваторы добавили 47 мест, лейбористы 59 потеряли.

Чтобы лучше понять грандиозность происшедшего, нужно сравнить эти результаты с данными опросов на начало лета.  По данным YouGov, пройди выборы тогда, лидером стала бы партия Брекзита – 26%, лейбористы – 20%, либдемы – 20%, а консерваторам досталось бы меньше всех – 18%. Партию Брекзита Борис Джонсон за время своего премьерства, отсчет которого пошел в июле, просто съел. А в способность либеральных демократов выйти с третьих позиций британцы не поверили. Кстати, лидер партии Джо Суинсон в своем округе на этих выборах проиграла.

При всех, однако, талантах Джонсона, он так и не стал любимцем публики: 47% британцев относится к нему негативно, и 35% - позитивно. По сравнению с корбиновскими 61% неприятия и 21% признания это выглядит не так плохо, но ведь плохо все равно. Другой момент: как ни странно, несмотря на сокрушительную победу консерваторов, сделавших ставку на Брекзит, примерно с 2017 года и до сих пор противников выхода из Евросоюза в стране больше – пусть и ненамного, но стабильно. Неубедительность и резкое полевение лейбористов и уход части голосов либерал-демократам, последовательно выступавшим против Брекзита, распорошили их голоса, а кто-то и просто не пошел на выборы, но они никуда не делись. То есть триумфатору Борису Джонсону предстоит править страной, которая в большинстве его не принимает и хочет иной политики в отношении ЕС.

Но еще важнее оказалась смена базового электората консерваторов и лейбористов. Привычно считалось, что главные политические силы Британии традиционно различаются по классовому принципу: «буржуи» против «пролетариата». Однако победа консерваторов в традиционно лейбористских округах в депрессивных регионах, голосовавших за Брекзит, в Уэльсе, северной и центральной Англии, показала смещение в сторону немолодого, социально уязвимого, менее образованного избирателя. По данным Financial Times, среди избирателей, занятых малоквалифицированным трудом, голосование за консерваторов увеличилось в среднем на 6 процентных пунктов, а за лейбористов упало на 14.

Очень показательны данные по возрастным группам. Избиратели от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет преимущественно голосовали за лейбористов: 57% и 55%. Консерваторы собрали голоса тех, что постарше: 45-54 лет - 43%, 55-64 лет - 49%, and 65 плюс - 62%. Характерно, что за лейбористов проголосовал динамичный и космополитичный Лондон.

А это значит, что правительство Джонсона, которому неизбежно придется столкнуться с серьезными трудностями ухода Британии в независимое от Евросоюза плавание, расплатится за свои грехи уже на следующем избирательном цикле. Правда, при одном условии: если лейбористы решат проблему лидерства и приведут свои программные положения в соответствие с изменившимся профилем избирателя, утихомирив марксистские фантазии партийных активистов.

Выпить же, конечно, следует за здоровье королевы, которая остается символом британской невозмутимости, несмотря на весь творящийся вокруг кавардак.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Статьи по теме
Він сміється над нами: Борис Джонсон про розмову Путіна і Трампа
Він сміється над нами: Борис Джонсон про розмову Путіна і Трампа

Колишній прем'єр-міністр Британії Борис Джонсон висловився про телефонну розмову президента США Дональда Трампа з російським диктатором Володимиром Путіним про завершення війни в Україні. Він вважає, що глава Кремля не хоче миру.
20.03 — 310

Борис Джонсон підтримав угоду Трампа про рідкісноземельні метали для України
Борис Джонсон підтримав угоду Трампа про рідкісноземельні метали для України

За його словами, нинішній варіант документа вигідніший для України, ніж початковий, і може стати важливим кроком у співпраці між країнами.
26.02 — 310

Мементо Мору, или Когда папа президент
Мементо Мору, или Когда папа президент

Пока Украина задумчиво наблюдает за тем, как развивается комбинация, в результате которой пижона и хипстера Макса Нефедова во главе таможни может сменить символ совхозного производства Василий Цушко, Бразилия куда более живо реагирует на отставку двух своих министров. «Fora Bolsonaro!» - разносится из окон и балконов городов, и эти крики, означающие «геть» президенту Жаиру Болсонару, сопровождаются звонким стуком кастрюль. У карнавальной культуры свои традиции.
27.04.20 — 2820