Украина осмелилась признать очевидное и впервые приняла участие в международном тестировании PISA (Program for International Assessment), оценивающем базовые знания 15-летних учащихся: читательская грамотность, математическая грамотность и знание естественных наук.
Двухчасовой тест открыл Украине глаза на реальное состояние дел в школьном образовании. Это не ЗНО, где проверяют знания конкретных предметов, не психологический тест. Это проверка того, насколько школьники приспособлены к жизни в современном мире, умеют воспринимать информацию на родном языке, производить бытовые расчеты и знают ли законы природы.
Если кратко – доигрались. Как прокомментировала результаты Министр Анна Новосад, получили PISA-шок.
Страна, которая запускала ракеты в космос, строила самолеты и одной из первых расщепила атом, оказалась на последних позициях среди европейских стран по уровню школьного образования. И пока мы громко восхищались финской школой, страны с советским прошлым ее тихо догнали.
Значит, дело не столько в прошлом, сколько в настоящем – умении взять лучшие практики, развиваться и быть готовым к переменам.
Советское образование – уже история, его уже нет и не будет.
А чем знаменита 20-летняя образовательная история независимой Украины? Разговорами о реформах, упадком уровня подготовки в педагогических вузах и падением имиджа профессии учителя? А тем временем два злейших врага образования, коррупция и забюрократизированность системы, идут в ногу, растаптывая все ростки прогресса. Они живут на всех уровнях, начиная с школьных классов и продолжая структурами управления образованием на региональных уровнях, а может, даже и выше. Сломать нельзя оставить. Где ставим запятую?
Что у нас действительно осталось – это индивидуальное обучение. Нет, не с репетиторами, а с педагогами-энтузиастами, которые отбирают талантливых учеников и готовят их к олимпиадам. Готовят хорошо, так что периодически названия наших школ звучат на международных конкурсах и соревнованиях. Но это же ведь заслуга не школ, а отдельных школьников и педагогов, которые их научили. Что делать тем, кому не повезло встретить такого учителя?
Кстати, что интересно: дети ведь учатся дома, копируя поведение родителей. А ведь родители тех 15-леток как раз получали то самое советское образование. Почему же тогда их дети не освоили навык чтения? Кто не подал им этот личный пример думать, развиваться, и где пробуксовала система?
Вернемся к тестам PISA. Украине предстоит долгая и кропотливая работа, чтобы не скатиться еще ниже. Пока в мире по всем параметрам лидирует Азия, особенно Китай и Сингапур, но тут как говорится, не все так однозначно. Школьники в этих странах учатся днями и ночами, уровень стресса зашкаливает за все мыслимые нормы, поэтому эти же страны лидируют в статистиках депрессий и нервных срывов у детей. Нужны ли результаты такой ценой? Не думаю. А вот за Азией сразу идет Эстония. Вот там дети счастливее, живут в интернете, чувствуют себя свободными и почти не знают бюрократии, потому что все, что можно, там уже оцифровали.
Словом, PISA поставила диагноз украинской школе. Ожидается стадия отрицания, страха и, наконец, принятия неизбежности реальных реформ.
Автор: Эдуард Рубин, бизнесмен, ученый