Контракти.ua

546  —  24.09.19
"Бюджет без шкурняков": какие изменения ждут главную смету страны

Проект госбюджета на 2020 наследует идеи прошлого правительства.


От государственного бюджета, проект которого взяла в работу Верховная Рада, зависит, сколько денег будет в нашем кошельке в следующем году. Это большая касса взаимопомощи, в которую скидываются все граждане с помощью налогов, пошлин, комиссий и т.д. А правительство каждый год делит эти средства.
Бюджет рассчитан, исходя из курса доллара 28,2 грн. Расходы на субсидии – 47,6 млрд грн – почти на 7 млрд грн меньше, чем в бюджете-2019. А вот прожиточный минимум хотят повысить на 200 грн, до 2027 грн. Эти цифры не очень понравились парламенту, да и правительство обещает переписать проект бюджета на 2020 год.
Кабинет министров спешил вовремя подать проект бюджета в Верховную Раду и уложился в дедлайн – 15 сентября. В правительстве Гончарука свое детище неофициально окрестили "бюджетом без шкурняков".
"Справочно, "шкурняк" – это тема, которая лоббируется в интересах отдельных политиков. Один из первых терминов, о котором я узнал на новом месте работы. Надеюсь, скоро снова его забуду", – пояснил на своей странице в Facebook министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет.
"Эти "шкурняки" появляются во время внесения изменений в бюджет в парламенте. То есть, как правило, Министерство финансов вносит в парламент "скелет." А уже потом он обрастает "хотелками" депутатов. По такими "шкурным" моментам и нужно будет оценивать внесение правок в бюджет и голосование окончательной редакции бюджета", – говорит экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Длительное рассмотрение документа в Раде и внесение правок еще впереди. И в правительстве не исключают, что ко второму чтению проект бюджета-2020 может существенно поменяться. Хотя существующие показатели в Кабмине считают реалистичными. Поступлений предусмотрели 1,08 трлн гривен. Основной источник наполнения бюджета – налоги.
"У правительства нет намерения повышать налоги, чтобы наращивать доходы. Это неправильный путь. Налоги нужно постепенно уменьшать, но делать их одинаковыми для всех", – объяснил премьер-министр Алексей Гончарук.
Расходов запланировали на 91 млрд гривен больше, чем расходов – 1,17 трлн грн. Дефицит бюджета ожидается на уровне 2,09% и, по оценкам экспертов, должен удовлетворить международных кредиторов. А вот рост ВВП на уровне 3,3% вызвал немало замечаний.
"На словах говорится про рост ВВП на 5%. А в реальный документ вкладывают 3,3%, почти на 2% меньше. Это вызывает огромные вопросы и у населения, и у экспертов, и у инвесторов", – подчеркивает Кущ.
"Я практически уверен, что 5% ВВП будут заложены в бюджет ко второй версии. И более того, я уверен, что это параметр достижим. На 2021 2022 годы нужно ставить 7%, и это хороший ориентир для того, чтоб двигать Украину вперед", – не соглашается экономический эксперт Данил Монин.
Именно от развития экономики – темпов ее роста – зависит благополучие граждан. Но пока что зарплаты и пенсии растут не так быстро, как хотелось бы. С 1 января 2020 года минимальную зарплату повысят на 550 гривен – до 4723 грн; средняя, по прогнозам, вырастет на 1700 гривен – до 12 043 грн. Дважды в течение 2020 года вырастет минимальная пенсия – в сумме на 131 грн, до 1769 грн. Прожиточный минимум к концу года должен достичь 2189 грн, хотя реальный вдвое выше – 4251 грн.
"Все параметры: минимальная зарплата, прожиточный минимум – все осталось от правительства Гройсмана. Ничего не поменялось. Они так и планировали такой же уровень минимальной зарплаты, такое же поднятие прожиточного минимума", – отмечает Монин.
Остальные социальные выплаты вырастут лишь на уровень инфляции – как ожидается, она составит 6%.
Финансирование по основным бюджетным статьям немного увеличили:
расходы на обороны вырастут на 34 млрд грн, до 245 млрд грн;
на образование – на 8 млрд грн; до 136,4 млрд грн;
на ремонт дорог – на 20 млрд грн, до 69,7 млрд грн;
на охрану здоровья – на 10 млрд грн, до 108 млрд грн.
"Охрана здоровья – 108 млрд грн. Это больше, чем в 2019 году. И полностью заложены в бюджет расходы и на первичную медицину, и на реимбурсацию стоимости лекарств, и на экстренную медицину, и на старт вторичной медпомощи с 1 апреля", – рассказала министр финансов Украины Оксана Маркарова.
"Пропорционально: то, что повышено на Национальную службу здоровья, то уменьшено на субвенцию в местные бюджеты. Фактически мы видим централизацию медицины на уровне государственного бюджета. Они продолжают курс предыдущего правительства", – комментирует  Монин.
Из нового – уменьшение расходов на субсидии с нынешних 59 млрд грн до 47,5 млрд грн. В 2019 году каждый четвертый украинец имел право на помощь. В 2020-м ожидается еще меньше субсидиантов после верификации.
Кроме того, агрохолднигам отменят дотации, зато 4,4 млрд грн на доступные кредиты для покупки земли, продажу которой планируют открыть с 1 октября 2020 года.
"В целом государство имеет сейчас 11 млн гектаров государственных земель. Соответственно, я думаю, частично будут продаваться эти земли. Уже речь идет точно о 400 тысяч гектаров Национальной Академии сельхознаук", – отмечает Монин.
По предварительным оценкам, один гектар земли может стоит 70 тыс. грн. И это существенное наполнение казны.
А вот поступления от приватизации пока что скромные – всего 5 млрд грн.
"Все замерли в ожидании, что сейчас вынырнет очень приличная сумма поступлений в бюджет. Если распродать все это имущество, то можно даже не 20 млрд грн привлечь, а значительно больше. На самом деле, когда все увидели 5 млрд грн гривен, то это вызвало небольшой шок. Потому что, оказывается, никто ничего особенно продавать не собирается", – недоумевает Кущ.
Но в правительстве уверяют, что вопрос приватизации активно обсуждается и анализируется.
"Мы скоро планируем сменить руководство Фонда государственного имущества. И это новое руководство фонда, как мы ожидаем, в течение двух недель даст реалистичный план того, что в следующем году планируется к приватизации", – заявил премьер-министр Гончарук.
Курс доллара остался в соответствии с майским прогнозом – 28,2 грн. При этом укрепление гривни не идет на польщу наполнению бюджета, уже заявили в Счетной палате.
"Такое резкое укрепление гривни – на 13% – не выгодно для бюджета. Идет недобор в бюджет таможенных поступлений примерно на 20%. И это невыгодно экспортерам, потому что лишает их части экспортной выручки. В то же время, такая резкая ревальвация гривни выгодна внешним кредиторам. Когда они репатриируют свой доход и вывозят его к себе в страны, они получают более высокую валютную доходность", – объясняет Кущ.
Расчеты с кредиторами оказались в приоритете правительства. Значительная сумма пойдет на обслуживание и погашение государственного долга – 438,1 млрд грн. Для этого привлекут 380 млрд грн новых займов.
Возможно, бюджет на 2020 год – последний годовой бюджет в истории Украины. Ведь в правительстве Гончарука стремятся изменить подход к его планированию. Смету хотят составлять сразу на три года. И это не украинское ноу-хау. Например, бюджет Евросоюза принимают на семь лет, а в Германии закон позволяет выполнять отдельные части бюджета на протяжении нескольких лет. По замыслу украинских чиновников, такое среднесрочное планирование позволит, в частности, постепенно уменьшить государственный долг – рассказали в новостях "Сегодня" на телеканале "Украина".

 

Статьи по теме
Чи можлива бюджетна криза і які ризики кредиту на 50 млрд доларів: оцінка експерта
Чи можлива бюджетна криза і які ризики кредиту на 50 млрд доларів: оцінка експерта

Новий кредит на майже 50 млрд доларів, схвалений лідерами G7, несе ризики скорочення фінансування від партнерів на двосторонній основі, але гарантує, що бюджетної кризи найближчими роками в Україні не буде.
16.06 — 177

Міністр фінансів назвав втрати економіки України від обстрілів енергетики
Міністр фінансів назвав втрати економіки України від обстрілів енергетики

Обстріли Росією енергетики України призведуть до економічних втрат та зменшення надходжень до державного бюджету.
23.05 — 232

Дефіцит держбюджету сягнув 1,5 трлн грн
Дефіцит держбюджету сягнув 1,5 трлн грн

Дефіцит державного бюджету сягає 1,5 трлн грн (або 23% ВВП) за 2024 рік.
12.05 — 256