Не всем журналистам так везет, как украинским. Наши, как выяснилось из недавнего комментария главы президентского офиса, нынешней власти вовсе не нужны, потому что она общается с обществом напрямую, без медиа-посредников. А раз не нужны, то, выходит, и безобидны. А безобидных обижать и смысла нет. Значит, ничего украинским журналистам не грозит.
Куда хуже дела обстоят в Мексике, где никто не заявляет о ненужности СМИ для полноценной работы власти. Впрочем, там никто и не говорит о том, что она полноценно работает. Да и кто такое скажет о стране, где убивают в среднем по 94 человека в день. Только за июнь убили больше трех тысяч человек. Во всей Британии, которая снабжает весь остальной мир детективными романами и сериалами, за весь прошлый год совершили убийств в четыре раза меньше, чем мексиканцы за месяц. И только за минувшую неделю среди убитых оказалось трое журналистов, которые поплатились жизнью за свою профессию. Для сравнения, за весь 2017 год в Мексике погибло 12 журналистов.
Гибель Хорхе Луиса Васкеса из газеты «Графико де Халапа» стала десятой смертью журналиста в этом году. Проблема в том, что Васкес предупреждал об угрозах своей жизни, но это ему ничуть не помогло. В стране, где власть, полиция и наркокартели порой неотделимы, помощи ждать неоткуда. Васкес утверждал, что угрозы поступали от мэра Актопана, небольшого городка в штате Веракрус.
Уровень убийств в Мексике бьет все рекорды, на треть превысив прошлые рекордные показатели. Уже в этом полугодии погибло 17 тысяч человек, борьба наркокартелей за влияние носит необычно жестокий характер, и журналисты служат неизменной мишенью. Некоторые пытаются избежать неприятностей и выжить, отказавшись от профессионального долга. На минувшей же неделе газета «Эль Монитор дел Паррал» объявила, что прекращает выпуск бумажной версии и при этом отказывается в дальнейшем выпускать новости, как-то связанные с криминалом или имеющие отношение к политике. Редакцию атаковали неизвестные люди, применив коктейли Молотова, и газета, выходящая в приграничном с США штате Чиуауа присоединилась к тем коллегам, которые давно перестали освещать криминальные новости.
Газета в городе Сьюдад-Хуарес «Норте» перестала выходить весной 2017 года после того, как была убита журналистка Мирослава Брич, которая расследовала связи наркокартелей с местными властями. Ее расстреляли утром, когда она отвозила сына в школу. На месте убийства оставили записку: «За длинный язык». Последний номер газеты вышел с большим заголовком «Adios!», обращенным как к читателям, так и погибшей журналистке.
С 2000 года в Мексике погибло больше ста журналистов, но эта цифра весьма относительная, потому что полиция не всегда связывает смерть сотрудника СМИ с его профессиональной деятельностью, и не все смерти работников маленьких провинциальных медиа или фрилансеров попадают в национальный фокус внимания.
Ситуация тем более печальная и безнадежная, что приведенный к присяге в декабре новый президент Мексики Лопес Обрадор сделал борьбу с преступностью и зашкаливающим уровнем убийств главным лозунгом своей избирательной кампании, но с его приходом массовое насилие лишь выросло. Правда, никто в команде нового президента не рассказывал, что им удастся справиться со всеми проблемами без помощи СМИ. А для коррумпированной власти и наркопреступности, вросших друг в друга, журналисты не представляются безобидными зверушками, которых можно игнорировать. Их, неудобных, регулярно убивают, буквально поставив этот процесс на конвейер.
Хотелось бы выпить за всеобщее здоровье и долголетие, но тосты, к сожалению, на эти вещи влияют еще меньше, чем мнение украинских журналистов на Андрея Богдана. Поэтому просто – за жизнь, а там – как повезет.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец