10 шокирующих фактов, которые скрывают от вас космические туроператоры
Космос уже не есть пределом мечтаний человека. Интрига космических путешествий, которые обещают стать доступными даже далеким от Космоса любопытным вояжерам, не дает покоя разным авиационным компаниям в странах, где наиболее всего развита космическая отрасль (собственно, США и Россия).
Некоторые частные компании уже называют себя «космическими туроператорами», предлагая всем желающим незабываемые ощущения от прикосновения к неизведанному. Удовольствие это не из дешевых, ведь речь идет об использовании сверхдорогих аэрокосмических технологий. Однако не похоже, чтобы пионеры космического туризма хоть немного сбавили свою космическую скорость. Того и гляди, путешествия на Луну станут такой же данью времени, как сегодняшние турпакеты all-inclusive куда-нибудь на турецкое или египетское взморье.
Восторженно наблюдая за полетом «Теслы» на орбите Земли, фанаты Илона Маска уже всерьез пакуют чемоданы в анонсированное путешествие на Марс. Но тот факт, что у отдельных финансово успешных предпринимателей вполне удачно получается запускать во внеземное пространство всяческий космический мусор, еще не говорит о реальной возможности человека на полном серьезе колонизировать далекие неизведанные миры.
Что же на самом деле продают под видом головокружительного космического приключения? И о каких рисках для здоровья умалчивают организаторы сего мега-крутого аттракциона?
Космический простор
В этом году Космос, возможно, изменит свои границы. Вернее, границу с Космосом изменят земляне. В Международной авиационной федерации (FAI) предложили понизить на 20 км, со 100км до 80 км, условную границу с Космосом. Это существенно для некоторых космических туроператоров, которые уже порядка десяти лет продают билеты в космические путешествия.
Пока только две компании - американская Blue Origin и британская Virgin Galactic – предлагают суборбитальные полеты на высоте порядка 100 км. Если предложение FAI о понижении границы с Космосом будет принято, количество предложений космического вояжа может существенно возрости. Всех прелестей космической жизни в таком полете не ощутить, но испытать невесомость и любоваться нашей планетой можно. Билет на борт восьми местного космического аппарата SpaceShipTwo компании Virgin Galactic обойдется около $250000 за двухчасовое любование зеленой планетой. Первые полеты уже забронированы.
Космическое селфи
Первое, что спешат делать пассажиры самолетов, летящих на заграничные курорты, - запечатлеть свой восторг на фоне безграничной голубизны небесного простора. А что уж говорить о тех, кто доберется до орбиты Земли! Но будьте готовы к тому, что на снимках окажутся пара-тройка одинаковых «человечков в скафандрах». Красивое селфи на фоне планеты-мячика или Солнечной короны в черной бездне проще и дешевле сделать в декорациях планетария.
Космические лучи
Во время полета в салоне пассажирского лайнера на высоте в 10 км карманный бытовой дозиметр уже показывает десятикратное превышение радиационного фона. Правда, учитывая скорость движения воздушного судна и кратковременность действия, для редко летающих пассажиров это влияние едва ощутимо. Космический турист же поднимется над защищающими от солнечной радиации слоями атмосферы, фланируя на условной границе с внешним магнитным полем. Но вряд ли ему будут видны космические лучи, солнечные протуберанцы и прочая яркая красота темной бездны, хотя риск ощутить влияние их излучений на собственную психику весьма велик.
Космический багаж
Ни с чемодана, ни ручной клади не потребуется космическому туристу, пощеголять в нарядах вряд ли придется. Гардероб космического туриста - громоздкий скафандр, обеспечивающий надежную теплоизоляцию. Не только смертельный для человека холод, но и не менее опасная жара действуют на человека в Космосе, при чем одновременно. Разница температур на поверхности корпуса космического корабля колоссальная. На околоземной орбите металл под прямыми лучами солнца прогревается до 160 градусов Цельсия, а в тени остывает до минус 100°C. И чем ближе или дальше звездолет от небесного светила, тем больше разница температур.
Космическая трапеза
Возможно, в будущем космическую еду будут печатать на 3D-принтерах, потому как приготовить ее классическим земным способом в силу гравитационных особенностей не получится. А пока космонавтам приходится запасаться тюбиками с «вкусными» надписями. И хотя питательный рацион тщательно разрабатывается индивидуально под каждого космонавта, учитывая физиологические особенности и вкусовые предпочтения, но все равно «это редкая гадость, которую я ни за что бы не ел в земных условиях, имея возможность выбирать из обилия продуктов», - признавался в своих выступлениях Леонид Каденюк, первый космонавт Украины. А кому понравится принимать в пищу максимально обезвоженную пастообразную массу?
Попробовать, насколько придется по вкусу космическая еда, можно на Земле, в одном из «космических ресторанов», что есть недалеко от космодромов. Либо же сделав заказ на доставку в интернете и вправду по космической цене - $10 за ничтожных 200 граммов в одном тюбике из ресторана или порядка 150-200 грн за тюбик фруктового пюре или борща в украинском интернет-магазине.
Космическая гигиена
Хотя видом на моря-океаны Земли с высоты в десятки тысяч километров любоваться не налюбоваться, все же Космос – не курорт, в море тут не покупаешься, из родника молодильной водой не умоешься. Как и на Земле, в Космосе здоровье человеческого организма зависит от банальной гигиены: умыться, почистить зубы в условиях невесомости практически невыполнимая задача. Да и космический туалет тоже штука необычная: работает по принципу пылесоса, потому как в условиях нулевой гравитации накопившиеся в теле «ненужности» приходится в буквальном смысле вытягивать с помощью специальной трубы.
Космические обитатели
Высокие, тонкокостные, с длинными конечностями, очень худые. Это отнюдь не пришельцы. На самом деле именно так на человеческий организм влияет пониженная гравитация. В условиях невесомости всего за месяц человек может потерять 2% костной массы. Особенно сильно страдает нижняя половина тела – ведь нет нужды напрягаться, «борясь» с земным притяжением. По этой же причине атрофируются ненагруженные мышцы, как если бы длительное время лежать неподвижно. В результате в пять раз возрастает риск переломов. Кроме того, сокращение костной массы повышает уровень кальция в крови, что, в свою очередь, может привести к возникновению камней в почках. Растет и внутричерепное давление, что влияет в том числе и на зрение. По статистике, в случае краткосрочного пребывания на орбите проблемы со зрением начинаются у 30% астронавтов. Причины проблем со здоровьем в том, что все жидкости в организме человека в невесомости перераспределяется не так, как на поверхности Земли, смещаясь к голове. Даже тренируя стойку на голове, невозможно представить себе и сотую часть проблемы.
Настоящей тренировкой, пожалуй, станет полет в стратосферу на одном из сверхзвуковых военных истребителей советского производства, МиГ-29 или МИГ-31. Стоит это удовольствие около $4500. Если удастся относительно легко выдержать плюсовые и минусовые перегрузки во время выполнения сложных фигур высшего пилотажа и скоростного набора высоты при разгоне самолета до сверхзвуковой скорости 2400-2500 км/час, можно рискнуть купить и «космический тур», хотя это еще не значит, что ваш организм готов к покорению космического пространства. Высота такого полета лишь вдвое больше по сравнению с пассажирскими лайнерами, полетом в космос это вряд ли можно назвать. Однако в иллюминатор удастся наблюдать, как чернеет привычная небесная голубизна и закругляется земной горизонт.
Без особой физподготовки можно будет смело оправляться в полет с американцами, инициировавшими стартапы World View и Zero2Infinity. Туристы с высоты 30-40 км, разместившись в подвешенной под баллоном с гелием герметической капсуле-гондоле, смогут увидеть насколько близко-далеко до границы с Космосом. Анонсированная стоимость такого почти космического вояжа - $75-135 тысяч.
Космические сны
Космонавты, пребывающие на международных космических станциях, жалуются, что им очень трудно уснуть. Там, где нет земных рассветов и закатов, тяжело будет даже страдающим бессонницей – из-за смены циклических ритмов. А, впрочем, космическому туристу может быть вовсе и не до сна.
Космическое здоровье
Поклонники космических боевиков наивно полагают, что в ближайшем будущем космические технологии позволят легко и комфортно путешествовать к новым планетам, не учитывая одной небольшой детали - человеческий организм за все время аэрокосмической эволюции физиологически не стал сильнее, скорее даже наоборот в виду значительного ухудшения экологической ситуации. А ведь именно это является решающим фактором в таком экзотическом путешествии. И вот вам пример из истории: полет первой женщины-космонавта, едва не закончившийся трагедией. До того исторического момента Валентина Терешкова, без особых проблем со здоровьем совершила больше сотни прыжков с парашютом. Но чудовищное ускорение, с которым ракета вывела на Земную орбиту ее крохотный космический аппарат уже через считанные минуты вызвало так называемый синдромом космической адаптации: головокружение, тошнота, головная боль, общий физический дискомфорт в условиях ограниченного замкнутого пространства. К счастью, аппарат на Землю вернула в автоматическом режиме умная электроника, сделав достоянием науки то, что могло обернуться трагедией. И да, много ли долгожителей среди космонавтов с когда-то абсолютным здоровьем вам приходилось встречать?
Главной задачей первых космонавтов на орбите Земли было элементарно выжить, выдержав длительное воздействие негативных факторов чужеродной среды. Такая опасность остается и на сегодняшний день. Вот только тренировки космических туристов не такие, как у профи-космонавтов.
Испытать себя в невесомости можно и без выхода в открытый Космос, потратив всего-то порядка $1800-2000 на полет на борту самолета-лаборатории. У американцев это переоборудованный пассажирский В-737, у россиян – военно-транспортный ИЛ-76. Набрав безопасную высоту, пилоты начинают вводить самолет в пикирование по параболической траектории, в следствии чего люди в течении нескольких секунд могут свободно парить во внутреннем пространстве самолета, не чувствуя своего веса. Просторный салон самолета позволяет проводить не только индивидуальные мероприятия, но и корпоративы для небольших групп. Правда, до полноценного космического приключения этот ивент явно не дотягивает: слишком короткий промежуток времени не дает возможности прочувствовать даже тысячной доли негативных последствий, вызываемых пониженной гравитацией.
Космическая вечность
В любом космическом путешествии вероятна точка невозврата. Не менее сложным, чем отрыв от Земли, для космического корабля может оказаться возвращение обратно. В случае серьезной поломки на орбите или ошибки в расчетах есть довольно большая доля риска не суметь с нее сойти. Строят-то космические агрегаты простые земные люди. Серьезные риски могут скрываться в банальном производственном разгильдяйстве, попытках скрыть собственные ошибки, излишняя самоуверенность в погоне за коммерческой выгодой – «авось пронесет». Примером тому катастрофа шаттла «Челленджер» в США 28 января 1986 года, когда корабль в самом начале миссии разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака, вызванного повреждением уплотнительного кольца. Катастрофа стала предметом множества обсуждений в области безопасности полётов и порядочности на производстве. Расследование показало, что причиной катастрофы послужили недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений. Руководителям NASА с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах комплектующих ракет, поставляемых подрядчиком, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра.
Для любителей пощекотать себе нервы непродолжительный полет на нижнюю орбиту Земли, который сегодня анонсируют «космические туроператоры», может стать действительно незабываемым приключением, не оказав слишком пагубного влияния на здоровье. А вот сенсационные заявления, что отрасль космического туризма может включать орбитальные облеты планет, размещение отелей на орбите Земли, полеты на Луну и другие планеты и .т.п. пока не стоит воспринимать слишком серьезно. Запредельные перегрузки, невесомость, повышенные дозы солнечной радиации, кислородное голодание, непривычные перепады давления, аномальные температуры, потеря пространственной ориентации, проблемы с питанием, ограниченность пространства и, конечно же, человеческий фактор - это далеко не весь список рисков и опасностей даже для самых развитых, подготовленных смельчаков-романтиков, дерзнувших покорить безграничное космическое пространство.
Автор: Наталия Гамоля