Опыт Польши в реформировании системы здравоохранения может быть полезен для Украины.
Об этом в Facebook написала в.а.министра здравоохранения Ульяна Супрун.
"Польша прошла долгий путь, чтобы избавиться от советского наследия в системе здравоохранения и построить более современную и эффективную систему. Для нас опыт этой страны - хороший кейс для вдохновения на осуществление качественных изменений и неповторения ошибок, которые в свое время сделали поляки", - подчеркнула она.
По ее мнению, украинская система здравоохранения, как и польская - системы, которые значительно пострадали вследствие унаследованной централизованной системы Семашко.
"Польша начала свою "реабилитацию" раньше нас и имеет достаточно хорошие результаты: изменился принцип финансирования, улучшилась эффективность работы медицинских учреждений, поднялся заработок врачей и увеличилось доверие пациентов к системе", - отметила Супрун.
Она объяснила, что система здравоохранения Польши подчинена Минздраву и Национальному фонду здоровья. Министерство и новые созданные вокруг него учреждения занимаются регуляторной деятельностью.
"Национальный фонд здоровья распределяет деньги между медицинскими учреждениями различных форм собственности. За качеством оказания медицинских услуг и санитарным состоянием следят отдельные учреждения, подчиненные Министерству. Каждое воеводство имеет собственный бюджет и определенные полномочия, в частности в пропаганде здоровья и предотвращении болезней", - отметила Супрун.
По ее словам, для получения медицинской помощи в Польше нужно быть застрахованными в Национальном фонде здоровья, или иметь страховку другой страны ЕС, есть также обязательное страхование.
"Вы работаете - за вас платит работодатель, это около 9% дохода. Вы работаете на себя - сами платите страховку. Вы не работаете, но муж или жена работают - на вас распространяется их страховка. Безработные должны быть зарегистрированы на бирже труда, а мигранты в соответствующем ведомстве. Дети получают медицинские услуги в школе, даже если родители нелегалы. Остальным резидентам Польши необходимо оформить на себя добровольную страховку. 98% резидентов Польше так или иначе застрахованы", - объяснила Супрун.
Она добавила, что Польша расходует 4,5% ВВП на здравоохранение.
"В 2009 году этот показатель был 7,5%. Для сравнения: Великобритания расходует 9,8%, Швеция - 11%. В разные годы, 86-91% денег на здоровье дает Национальный фонд, а остальное доплачивают правительства воеводств. То есть одних страховых взносов недостаточно, правительства должны доплачивать из других источников доходов. В частности, расходы на общественное здоровье и неотложную помощь лежат на местных бюджетах. При этом, государственное финансирование обеспечивает лишь общих 70% расходов на здравоохранение, а 30% расходов на здравоохранение идет непосредственно из карманов граждан", - написала руководитель Минздрава.
Ссылаясь на данные ВОЗ, она отметила, что польская система здравоохранения находится на пятидесятой строчке рейтинга среди 192 стран, между Малайзией и Доминиканской Республикой. Украина на 79-м месте.
"Продолжительность жизни постепенно улучшается: женщины стали жить в среднем 81,1 года, а не 77,5, как ранее. Мужчины стали доживать до 73 лет, ранее доживали в среднем до 67 ... Почти каждая вторая смерть - от сердечно-сосудистых болезней, а каждая четвертая - от рака", - написала Супрун.
При этом, 10% поляков заявили, что не обращаются вовремя к врачу и не покупают назначенные лекарства из-за дороговизны, но 83% поляков считают, что получить первичную медицинскую помощь достаточно просто.
По ее словам, Национальный фонд здоровья распределяет деньги между воеводствами на основе алгоритма, учитывающего количество и особенности населения.
"Ответвление Фонда в каждом воеводстве подписывает на конкурсной основе контракты с провайдерами медицинских услуг, то есть врачами, больницами и клиниками. Врачи первичного звена получают плату за количество пациентов, а вторичной линии диагностики - за предоставленные услуги", - отметила Супрун.
Кроме этого, добавила она, в Польше пытаются ввести систему так называемых диагностических групп, которые определяют стоимость лечения пациента, делают лечение оптимально эффективным и уменьшают расходы.
По ее словам, цель медицинской реформы Польши - усиление роли первичного звена, и его финансирование увеличивается.
"Слабая первичка - это большая потребность в дорогом вторичном звене и стационарном лечении, показывает опыт Польши. Другая проблема польского здравоохранения - это нехватка кадров. ... На 1000 человек в Польше приходится 2,2 врача - это довольно мало по сравнению с остальными странами ЕС. Стоматология, фармацевтика, акушерство и попечительство также имеют существенно более низкую обеспеченность кадрами, чем в других странах Европы", - информирует Супрун.