Контракти.ua

3462  —  20.02.19
Как украинка создала бизнес по производству этичной одежды в США
Как украинка создала бизнес по производству этичной одежды в США

В эксклюзивном интервью Контракти.UA Юлия Давий, трендсеттер мировых технологий в фэшн-индустрии, рассказала, как создает с помощью больше-форматных 3D-принтеров одежду.

Ее первая коллекция была продемонстрирована на Нью-Йоркской неделе моды. Британский Eluxe Magazine включил ее в топ осеннего рейтинга этичной одежды и устойчивой моды. Нью-Йоркский University of Fashion, в совете директоров которого - самые влиятельные фигуры в мировой индустрии моды, назвал Юлию человеком, создавшим один из четырёх основных трендов развития технологий в сфере моды в 2018 году. На свой метод создания одежды, позволяющий достигнуть практически нуля отходов в индустрии, которая по статистике является второй в рейтинге наиболее загрязняющих планету, она оформляет патент США.

Показ коллекции в сентябре на Нью-Йоркской неделе моды ошеломил не только тем, что красивая и вполне носибельная одежда напечатана на 3D-принтерах. Ошеломляет еще и то, как организатор первой премии в Украине за наиболее эффективный «зеленый» бизнес-проект, эксперт в сфере возобновляемой энергетики и экологически чистых технологий вдруг дебютирует в роли дизайнера одежды. Проекты, посвященные эко-бизнесу и альтернативной энергетике, остаются в прошлом?

- Отнюдь. Еще в студенческие годы, работая в Контрактах, меня очень волновали вопросы будущего. Я закончила Могилянку (с отличием) по экологии, и прекрасно понимала все, что стоит за каждым грязным производством и мусорной свалкой. Время шло, а нужных инноваций не появлялось. И тогда мое самовосприятие эволюционировало с вопроса “почему я?” до “кто, если не я?”. Я практически все время нахожусь в процессе обучения новому, я люблю челленджи. В моей картине мира все возможно. А что касается дизайна, то придумывать новые вещи любила ещё в детстве.

Тема инноваций меня сопровождала практически последние лет десять, я работала с инновациями, сделанными другими, работала с самыми инновационными компаниями и организациями мира, была членом жюри конкурсов по инновациям (со стороны устойчивого развития), некоторые инновационные проекты мы запускали сами. Наш бизнес развивается и дальше.

В 2009 году на выставке Intersolar в Германии вдруг поймала себя на мысли, что вижу не солнечные панели, а ткань из них. Мы обсуждали с друзьями изменения климата, и я неожиданно представила, что в форс-мажорных обстоятельствах единственная наша защита - это одежда. И это не одежда в том виде, в каком она есть на рынке. Что вы наденете, если у вас не будет помещения с кондиционером, а на улице будет + 60* или -60*? Тогда, движимая идеей и любопытством, я впервые начала изучать технологии с прицелом на создание «умной» одежды.

Что особенного в твоей творческой 3D-лаборатории?

- Я развиваю собственное производство. Печатаю одежду с нуля до готовой вещи на 3D-принтерах (как печатают органы, зубы или части автомобиля, самолета). Как правило, все элементы и паттерны создаю сама и делаю их сразу трехмерными, работаю в диджитал-формате, в софте типа CAD, в котором, грубо говоря, моделируют дом. Для того, чтобы получить нужный результат, нам пришлось взять один из самых лучших индустриальных принтеров на рынке и переделать. Хорошо, что у мужа инженерное образование.

Знаю, например, что испанцы экспериментируют для существующих брендов, которые хотят ввести в свои коллекции 3D-технологию. Но такая студия 3D-принтинга одежды, как у меня, точно единственная в Америке, да и возможно, в мире. Потому что я использую большеформатные 3D-принтеры, занимаюсь исключительно одеждой. Хотя в ближайших планах разработка аксессуаров, ремней, сумок. Согласитесь, изделия из кожи сегодня – не просто жестоко, а даже некрасиво.

Для запуска продаж с марта я доработала некоторые модели из первой коллекции: юбки, сумочки, жакеты. И видимо, суждено появиться и свадебному 3D-принтингу, - меня уже много спрашивают об этом. А также уже скоро будет несколько элементов мужской одежды. К моему удивлению, мужчины заинтересованы в том, что я делаю, намного больше женщин: мужская аудитория, как показывает статистика моего аккаунта в Instagram, составляет 68% посетителей и подписчиков. Это моя любимая площадка из соцсетей. Мой аккаунт небольшой, но очень активный и быстро растущий, сейчас 18 тысяч подписчиков, а полгода тому их было меньше тысячи. И я не использовала при этом никакой рекламы.

И это только начало. Наверняка, есть предложения о сотрудничестве?

- Да, предложений, запросов, писем много. И есть такие, по которым сейчас идет процесс переговоров. За это время несколько раз трансформировалось видение развития проекта, появилась команда.

То, что мы делаем сейчас, - это еще один довольно революционный шаг. Одежда будет диджитальной, а потребитель будет пробовать себя в роли дизайнера вещи, в диджитал-формате легко настроить фасон, цвет, элементы, длину, и получить по почте свою, например, уникальную одну из первых в мире юбок, напечатанных на 3D-принтерах. То есть наш склад - это диджитал файлы, а наша рабочая сила - это 3D-принтеры. Мы также будем принимать вещи назад на переработку. Потому что материал, который мы используем сейчас, позволяет обеспечить 100% переработку и потому что ноль отходов и этичное производство - это наша миссия. Материалы, которые мы используем, уже известны и используются в традиционном производстве, но традиционные подходы - это много рабочей силы, много отходов, много сумасшедшей логистики и ряд ограничений в дизайне и возможностях.

В 2016, когда я нырнула в эту сферу, я не видела препятствий. В 2017, когда я уже инвестировала много времени и усилий в эксперименты, денег - в 3D-принтеры и сканеры, результатов, вдохновляющих двигаться дальше, не было. И мне очень помогло дизайн-мышление, это грубо говоря, методология создания нового. А через несколько месяцев мои работы впервые заметили в Инстаграм американские журналисты, и появились стимулы удвоить усилия. Потом поступило предложение представить коллекцию на мероприятии по фешн-технологиям в рамках Нью-Йоркской Недели Моды.

Недавно итальянский институт Марангони, один из самых авторитетных в индустрии моды, предложил сделать воркшоп для их студентов. Приглашений выступать поступает много, а времени мало. Хотя недавно я провела лекцию и рассказала свою историю ученикам из школы в Далласе, и мне очень понравился этот опыт.

Ставки на технологии делают сегодня во всех отраслях. Как, на твой взгляд, 3D-принтинг способен изменить индустрию одежды?

- Одежда становится цифровой. И следующий рынок, который должен возникнуть, - это рынок цифровых паттернов, которые можно будет модифицировать, купить, скачать и напечатать на 3D-принтерах. Я лично не разделяю идею 3D-принтера для одежды в каждом доме - в этом нет смысла, домашняя десктопная версия не решает вопросов качества, отсутствия отходов, и предполагает много работы руками по сборке. Но можно напечатать у нас или, в перспективе, в обученной и сертифицированной нами студии 3D-печати одежды.

Со снятием мерок тоже не будет проблем - уже есть мобильные приложения, позволяющие в домашних условиях сделать 3D-скан своей фигуры, который легко отослать дизайнеру. Стандарты размеров, благодаря технологиям 3D-сканинга, 3D-принтинга тоже уйдут в прошлое. Возможно, случится это не завтра, через 10 лет. Но и 10 лет тому назад почти никто не слышал о 3D-печати.

Сколько времени требуется на печать одной вещи, скажем, платья?

- Сегодня создание одежды путем 3D-печати - долгий процесс. Грубо говоря, юбка или бомбер займут 30-100 часов, платье - 60-200. С другой стороны, моделирование единицы одежды в традиционной (устаревшей) модели производства займёт не меньше времени. А если посчитать весь цикл -  сколько займёт производство ткани и доставка, раскрой и пошив, то уже сегодня это вполне сопоставимые по времени процессы. Только 3D-принтинг совершенствуется и ускоряется буквально на глазах. Ещё в 2016, например, 3D-печать была в 2-3 раза медленнее. Да, пока что этот процесс научно-интенсивный, и требует много тренировок, обучения, еще есть очень много ошибок. Например, если я хочу получить удачный принт, то потребуется сделать несколько попыток.

Еще несколько лет назад предметом твоих экспериментов была одежда из органических материалов. Трудно представить, что хлопковую рубашку или шерстяное пальто можно напечатать на принтере. Большинство представляет себе это как одежда из пластика.

- Да, в 2015-2016 я работала над линией одежды для активного способа жизни из органических тканей. Мы закупали сертифицированные ткани в одном конце Индии, отправляли в другой, чтобы нанести принт на органический хлопок максимально экологичным способом, потом очередной этап логистики ткани - на отшив, с пошивом - постоянные сбои из-за огромного человеческого фактора, а я уже начала продажи в США, пробная партия заканчивалась, и у меня клиенты не понимают, как это ждать леггинсы месяц, они хотят сегодня. И во всем этом я никак не могу ни проконтролировать, ни повлиять на то, насколько ответственны подрядчики по отношению к работникам на всех этапах цикла производства. Тогда я поняла, что проблема модной индустрии - не в тканях и материалах. Проблема - в технологии. Меняя традиционный материал на органический, ты не поможешь миру. Производство может быть органическим, но в нем будет использована дешевая рабочая сила, которую не проконтролируешь; на всех этапах производства очень много мусора. Да и все равно, по статистике, в США 70% одежды в первый же год после покупки оказывается на мусорных полигонах. Это ущербность индустрии. Почему бы не упростить все, благодаря 3D-принтингу? Это даст власть женщинам, которые всю жизнь в тяжелейших условиях на фабриках работают за копейки, из рабынь они смогут превратится в создателей, создавая сумасшедшей красоты вещи для своих местных общин. Вот что мне нравится в 3D-принтинге.

Почти все современные материалы содержат в себе пластифицирующие элементы. Я экспериментирую с рядом материалов, используя силикон и резину, за счет чего получается эластичный материал. Разнообразие материалов для 3D-принтинга растет в геометрической прогрессии, технологии в этой сфере очень быстро развиваются. 3D-принтинг - многомиллиардная индустрия. Сейчас сюда стекаются все умы и капиталы. Потому смысл не в материалах, а в технологии.

Я начинала экспериментировать с материалами из кукурузного крахмала. Чем это не органика? Направление, которое развивается сейчас, - печать органическими материалами. И это более совершенный способ создания вещей, чем через органический хлопок. Я не утверждаю, что хлопковые рубашки уйдут в прошлое. Но многообразие хлопковой одежды, в частности, уже никогда не сможет стать массовым. Потому что нет ресурсов, планета не справляется. Уже сейчас нет потенциала выращивать нужное количество натурального хлопка, чтоб одеть 8 млрд населения Земли. Да и не нужно. В нынешнем так называемом «натуральном хлопке» только 70% хлопка. С натуральной кожей так же. В процессе ее производства мало чего натурального, это просто термоядерная химия, убивающая все на свете, 50-70% рабочих, обрабатывающих кожу, заболевают раком.

Надо обратить внимание на то, что последнее тысячелетие люди использовали ограниченное количество материалов для производства одежды, не больше десятка. Но сейчас, в эру технологий, их намного больше. Их и раньше было бы много, но у людей была слишком ограничена фантазия, прежде всего, и ресурсы.

Если 3D-печать одежды можно считать настоящим, то за чем в фэшн-индустрии будущее?

- 3D-принтинг еще пока не совсем настоящее, но уже почти. Ближайшие 5-10 лет технология и ее повсеместное использование в производстве одежды будет развиваться. Я люблю 3D-принтинг и вижу его самое большое преимущество в том, что благодаря этой технологии рядовой дизайнер, даже человек, который никогда и не видел себя дизайнером, может создать свою крутую вещь и на равных конкурировать с транснациональными корпорациями.

С 2000 года объемы мирового рынка производства одежды выросли вдвое. Стали ли счастливее люди, когда их гардеробы переполнились?  Колоссальные ресурсы планеты тратятся впустую, чтобы в итоге оказаться на свалках.

Наивысшее удовольствие мы получаем не когда берем, а когда даем и создаем, в этом наше предназначение.  И 3D-технологии позволяют развить креативность, воплотить самую сумасшедшую фантазию. Да и просто - поиск даже простой белой футболки может убить много часов жизни и нервных клеток, не лучше ли за это время в несколько кликов подогнать модель к желаемой на экране планшета?

Я уверена, что на сегодняшний день, 3D-принтинг является наиболее эффективным методом для создания устойчивой индустрии моды. Этот метод позволяет инкорпорировать сенсоры и другие "элементы в одежду и создавать «умную одежду» - smart clothes - направление, которое тоже активно развивается и перерастет в мультимилиардную индустрию в ближайшее десятилетие.

Читая «Твиттер» звезд в Америке, я вижу общую озабоченность устойчивым развитием моды, потому как те решения, которые есть сегодня: переделка одежды, использование органических материалов или еще что-то, -  только лишь частичные решения. Это все равно, что заменить одну деталь в двигателе старой конструкции. Меня последние годы волновал вопрос: почему такие скучные объекты дизайна? Потому что кожаную сумочку невозможно сделать в виде поверхности Луны или Марса, придать этой сумочке какие-то красивые органические формы. Конечно, придумывают новые способы обработки кожи, делают лазер-картинг, но все это все равно неэтично и неэкологично, и к тому же требует усилий и времени. А мы понимаем ценность времени, которое важно использовать эффективно. Использовать время эффективно можно создавая. Все, что нам для этого необходимо, -  хороший софт и компьютер или планшет, с которым, например, ты, сидя на пляже, нарисовал 3D-модель, загрузил на свою страничку на каком-то виртуальном трейд-маркете или отослал, которые берут на себя производство и маркетинг и пользовательский сервис, а тебе только надо создавать. Это дает свободу, возможность творить. Смысл в том, что эта возможность творить превращает потребителя в создателя.

 

Юлия Давий - инноватор, 3D-принтинг дизайнер и производитель, изобретатель метода 3D-принтинга носибельной одежды с использованием 3D-принтеров большого формата, который позволяет достичь почти нуля отходов.

Номинант международных премий Eluxe Magazine и Green Product Awards.

В сентябре 2018 в рамках Нью-Йоркской Недели Моды NYFW на Fashion Meets Technology, мероприятии, посвященном технологиям в моде и производстве одежды, представила первую в мире коллекцию одежды, напечатанной на 3D-принтерах большого формата. Коллекция вызвала резонанс в профессиональных кругах специалистов в сфере устойчивого развития моды и 3D принтинга. MindBodyGreen.com, популярный американский портал по устойчивому способу жизни, включил коллекцию Юлии в ТОП5 наиболее значимых экологичных коллекций на NYFW 2018. Всемирно известный футуролог, специалист по инновациям и советник корпорации Intel Мэтью Гриффин написал публикацию о значительном вкладе Юлии в развитие фэшн-технологий.

Закончила с отличием Киево-Могилянскую Академию по специальности «Экология», а также магистратуру Киевского института международных отношений университета им. Т. Шевченко по специальности «международные финансы». Имеет диплом специалиста по дизайн-мышлению и инновациям Бизнес-школы Darden Университета Вирджинии, а также прошла обучение по специализации 3D-принтинг Университета Иллинойса.

Признанный международный эксперт в сфере чистых технологий и возобновляемой энергетики - более 10 лет проработала в качестве консультанта госорганов ряда стран и международных компаний по экологически чистым технологиям. Топ-менеджер IB Centre Inc., лидера в сфере бизнес-событиям и образовательным проектам в сфере эко технологий в Центральной и Восточной Европе. Соучредителем общественной организации «Институт Зеленой Экономики».

Беседовала: Наталия Гамоля, Фотограф: Вита Замчевска

Статьи по теме
ТОП-10 Медіа У Сфері Бізнесу: Рейтинг Найпопулярніших Сайтів В Україні За 2023 Рік
ТОП-10 Медіа У Сфері Бізнесу: Рейтинг Найпопулярніших Сайтів В Україні За 2023 Рік

Про останні інновації та новини у сфері бізнесу, поради стосовно шляхів пошуку фінансів, про монополії, інвестиції, експорт та інші спеціалізовані теми можна прочитати на сторінках медіа про бізнес. В Україні налічуються десятки різноманітних сайтів, де журналісти відслідковують поточну ситуацію і публікують актуальні новини у даній сфері, експерти дають сотні порад, створюють рейтинги, бізнес-кейси та відео.
12.02 — 580

Куй железо пока горячо: топ-15 украинских сайтов о бизнесе и стартапах в 2021 году
Куй железо пока горячо: топ-15 украинских сайтов о бизнесе и стартапах в 2021 году

ВВП растет, инвестиционная привлекательность Украины тоже, а украинские энтузиасты запускают массу новых стартапов, многие из которых получают признание во всем мире. Конечно, обо всем этом должен кто-то рассказывать, поэтому команда контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO подготовила рейтинг лучших украинских СМИ, которые пишут о бизнесе.
04.02.22 — 1946

Комунікації та технології: Україна й НАТО підписали оновлений меморандум
Комунікації та технології: Україна й НАТО підписали оновлений меморандум

Агентство НАТО з комунікації та інформації (NCI Agency) і Україна сьогодні підписали оновлений Меморандум про погодження щодо продовження спільної роботи над проектами у галузі розвитку комунікаційних технологій.
18.01.22 — 1535