Соглашение между российскими "алюминиевыми" компаниями и минфином Трампа об отмене санкций США при условии уменьшения доли Олега Дерипаски в их акциях на самом деле принесли дивиденды самому олигарху и оставили контроль над бизнесом в его руках.
Об этом сообщает влиятельное американское издание The New York Times со ссылкой на засекреченные детали соглашения, заключенного между компаниями Дерипаски и администрацией Трампа.
"Конфиденциальный юридический документ, подписанный обеими сторонами, свидетельствует, что соглашение, которое администрация обсуждала с подконтрольными российскому олигарху Олегу Дерипаске компаниями, может уменьшить наказание, чем было заявлено ранее", - отмечает издание.
В частности, тайная сделка "содержит положения, которые освобождают его (Дерипаску – ред.) от сотен миллионов долларов задолженности" перед банком ВТБ, а также оставляют компании под преимущественным контролем олигарха и его близкого окружения.
Так, администрация Трампа согласилась снять санкции против компаний "Русал", En+ и "ЕвроСибЭнерго" при условии, если Дерипаска уменьшит свою долю в акциях этих компаний с 70% до менее чем 50%, то есть потеряет контрольный пакет акций. Минфин обнародовал основные положения договоренностей в письме Конгрессу США в начале этого месяца, однако не раскрыл конфиденциальных деталей. Глава минфина заявил, что российская сторона выполнила условия договоренности, и поэтому санкции могут быть сняты.
Тем временем, после детального ознакомления с документом, NYT отметила, что Дерипаска передал 14% акций своей компании EN+ банка ВТБ. Таким образом, он расплатился с банком с задолженностью в сотни миллионов долларов. Это, по предварительным оценкам, около $800 млн плюс дивиденды, которые получит банк.
Кроме того, другая часть акций, которая якобы была выведена из-под контроля Дерипаски, передана благотворительному фонду "Вольное дело", основанном самим же олигархом. Речь идет о 21 млн акций EN+, что составляет 3,22% от всего пакета.
В то же время, олигарх заявил о передаче 10,55% акций EN+ швейцарской компании Glencore, которая является одним из крупнейших потребителей российского алюминия и плотно связана с бизнесом Дерипаски.
Кроме того, часть акций сейчас принадлежит близким к Олегу Дерипски лицам, в частности, его бывшей жене Полине Юмашевій и ее отцу, Валентину Юмашеву (через акции компании Orandy Capital).
"Вместе, господин Дерипаска, его фонд, его бывшая жена, ее отец и компания Orandy Capital владеют почти 57 процентами EN+", - отмечает The New York Times.
В то же время, в публикации говорится, что после того, как минфин Трампа заявил о готовности снять санкции с компаний Дерипаски, акции "Русала" и EN+ резко выросли, что способствовало усилению портфелей олигарха, его семьи и ВТБ. Если учесть, что Дерипаска, его окружение и ВТБ тесно связаны с Кремлем, становится очевидным, кто выиграл от соглашения с правительством Трампа.
"Счет такой, что победа осталась за Путиным", - приводит газета в этой связи высказывания экс-посла США в России Майкла Макфола.