Нехватка рабочей силы вынудила Польшу открыть свой рынок для притока гастарбайтеров из России, Украины и Белоруссии. Варшава вводит для них облегченный режим пребывания на своей территории. Это решение противоречит интересам Украины, России и Белоруссии, которые сами страдают от дефицита рабочих рук.
Отток квалифицированных рабочих придется покрывать за счет увеличения миграции из Азии.
В Варшаве не скрывают, что наибольший интерес для них представляют россияне, белорусы и украинцы. Подавляющее большинство из них имеют достаточно высокий уровень образования, владеют специальностями, востребованными в польской экономике.
Гастарбайтеры из восточнославянских стран получили возможность работать на территории Польши без перерыва до шести месяцев, тогда как до сих пор они должны были через каждые три месяца работы возвращаться домой.
По данным на конец 2007 года, польские предприятия испытывали нехватку около 250 тыс. работников. При этом трудоустроенные в Польше гастарбайтеры с Востока после трех месяцев работы были обязаны покидать территорию страны не менее чем на три месяца. Перманентная ротация работников создавала проблемы для их польских работодателей. Такая ротация приемлема для сезонных работ в сельском хозяйстве, однако на промышленных предприятиях текучка кадров отражается не лучшим образом. И вот теперь вопрос решен в пользу польских работодателей и гастарбайтеров из России, Украины и Белоруссии.
Нельзя не понимать, что в конечном счете пострадают интересы стран СНГ – восточных соседей Польши, которые могут лишиться значительной части квалифицированных рабочих и служащих. Отметим, что в отличие от Белоруссии и Украины Россия таким решением польских властей будет ущемлена вдвойне. Так как ей грозит отток за рубеж не только собственных трудоспособных граждан, но и украинских и белорусских гастарбайтеров, квалифицированный труд которых активно используется на стройках и предприятиях.
Сенатор от Калининградской области Николай Тулаев заявил «НГ», что польские власти действуют «экономически и демографически не в интересах России». По словам Тулаева, в Калининградской области сложился значительный дефицит рабочей силы – остаются вакантными до 50 тыс. рабочих мест. «Запрещать выезд нельзя. Мы должны сделать соответствующие выводы, формировать конкурентную среду, создавая у себя условия, которые будут привлекательны для рабочих», – подчеркнул сенатор. Вместе с тем он признал, что выполнение этой задачи проблематично – средняя зарплата в Польше составляет сегодня 600–700 евро, в то время как в Калининградской области она находится на уровне в 200 евро.
В консульском отделе польского посольства отказались дать прогноз, насколько может увеличиться численность россиян, желающих отправиться на работу в их страну. В то же время первый секретарь отдела содействия торговли и инвестициям польского посольства Лех Пинтера сказал, что «рассчитывать на россиян Польше особо не стоит». «Наибольшая нехватка у нас в строительстве, но в рабочих специальностях россиян нет, а работают достаточно давно, например, программисты. Это предложение скорее для белорусов и украинцев, а из России, кроме отдельных случаев из Калининградской области, поток не возрастет», – считает Пинтера.
Между тем, по последней оценке Минздравсоцразвития, в 2008 году потребность российской экономики в иностранной рабочей силе составит 2 млн. человек. Калининградская область оказалась на самом краю борьбы за скудеющие трудовые ресурсы из Белоруссии и Украины, которую придется вести приграничным российским регионам с соседями из стран ЕС. Между тем со временем проблема перетока трудовых ресурсов из европейских стран СНГ в Евросоюз может еще больше обостриться. Возможно, примеру Польши последуют ее соседи, также испытывающие дефицит трудовых ресурсов.
Остро нехватка рабочей силы ощущается, например, в Литве, более 300 тысяч граждан которой после вступления в мае 2004 года этой страны в Евросоюз и последовавшего за этим открытия границ переселились на Запад. А в Эстонии после вступления в Евросоюз проблема обострилась настолько остро, что департамент рынка труда недавно выступил с инициативой шире привлекать к труду алкоголиков и тунеядцев. Эстонские официальные органы не располагают точными данными о количестве иностранных рабочих, но известно, что на первом месте в потоке гастарбайтеров пока стоят граждане Украины и России, которым в затылок начинают дышать выходцы из Индии и Китая. При этом в парламентах трех балтийских государств дебатируются инициативы по облегчению ввоза рабочей силы из-за пределов стран ЕС.
России в условиях демографического спада и возможного усиления оттока работников в Евросоюз не остается ничего другого, как расширить привлечение менее квалифицированных трудовых мигрантов из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран. Не исключен и новый рост зарплат на рынке квалифицированных специалистов.