Технология выдвижения теле- и кинозвезд на значимые политические посты впервые сработала в 1980-м, когда президентом США был избран киноактер Рональд Рейган. 8 лет он играл свою самую успешную роль, став одним из самых необычных, и притом успешных, политиков в мировой истории. Ныне по его стопам идет Дональд Трамп, которого с полным правом можно назвать первым американским президентом-шоуменом. Выдвижение актеров, ведущих и певцов на высшие посты в государстве стало трендом последних 40 лет. В Украине этот тренд может впервые полноценно сработать в 2019-м – на очередной важнейшей развилке нашего политического бытия, в условиях войны и тотального недоверия к власти. Контракти.ua решили выяснить, кому выгодно продвижение на политическую сцену комика Владимира Зеленского и певца Святослава Вакарчука, и насколько серьезны эти намерения. В любом случае, они оба задают тренд, который рано или поздно «выстрелит» - ведь «такого у нас еще не пробовали». Попробуем?
Высокий старт для больших гонок
Ни Вакарчук, ни Зеленский еще не объявляли официально о своем выдвижении в президенты, у певца даже нет своей партии, но вот уже почти год они присутствуют в рейтингах потенциальных кандидатов на высший государственный пост. Так, проведенный в сентябре социологический опрос, осуществленный целой группой уважаемых организаций (центр «Социальный мониторинг», Украинский институт социальных исследований им. А. Яременко (УИСИ), Институт анализа и прогнозирования, аналитическая группа «Социопрогноз» Киевского пресс-клуба) показал, что президентский рейтинг Вакарчука достигает 8,7%, а шансы попадания в парламент партии «Слуга народа» Владимира Зеленского оцениваются в 6,6%. Зеленский с его пока что сугубо виртуальной партией обходит Радикальную партию Ляшко (у того 5,7%), и вплотную «дышит в спину» «За жизнь» Вадима Рабиновича с 6,8%, и самому БПП (6,9%).
Рейтинг Петра Порошенко явно уступает обоим кандидатам-шоуменам
«Включение Зеленского и Вакарчука в соцопросы говорит о том, что заказчики опросов хотят действительно измерить популярность этих кандидатов, протестировать саму идею выдвижения представителей шоу-бизнеса», - указывает политолог и политтехнолог Алексей Якубин.
Любой потенциальный политик, показывающий такие рейтинги еще до начала кампании, уже получил бы множество предложений о сотрудничестве и финансировании. При этом СМИ безусловно связывают и того, и другого с олигархами: Вакарчука - с Виктором Пинчуком, а Зеленского - с Игорем Коломойским. Тем не менее, пока что это никак не влияет на степень доверия к обоим эстрадным деятелям. Возможно, непосредственно в ходе предвыборной кампании что-то изменится, но на данном этапе интрига с выдвижением обоих даже кажется несколько затянутой.
Впрочем, и тут можно усмотреть политтехнологическую продуманность: и Вакарчуку, и Зеленскому выгодно войти в гонку как можно позже, и промчаться по ней «горящими метеорами». Именно при таком раскладе у них есть шанс получить серьезные результаты.
«Социология показывает, что уже сейчас до 50% граждан не хотят говорить о своем выборе на президентских и парламентских выборах, или же не знают, за кого голосовать вообще. Это очень большой и значимый показатель. К тому же, у всех главных кандидатов рейтинг критически низкий. Поиск новых лиц осложняется тотальным недоверием ко всем, кто уже побывал в политике. Плюс у многих остро стоит вопрос узнаваемости. А у Зеленского и Вакарчука уровень узнаваемости превышает 60%. Остается только «накачать» их политическими «мускулами», - отмечает Якубин.
Вакарчук: за все хорошее против всего плохого
«Певец Майдана», он выступал на революционной сцене 2013-14 годов едва ли не больше всех коллег по певческо-артистическому цеху. Разговоры о повторном (в 2008 году он успел побывать депутатом парламента, но полномочия очень быстро сложил) выдвижении лидера «Океана Эльзы» в политику начались с 2015 года, когда Святослав вдруг подался на учебу в США. Там он стажировался на четырехмесячной программе в Йельском университете – т.н. «курсах лидерства». Эти курсы проходят многие известные люди из различных стран – от общественных активистов и диссидентов до вполне успешных бизнесменов и артистов.
Виктора Пинчука называют главным промоутером Вакарчука-политика
Йельский университет связан с той частью политического класса США, который представляет Демократическую партию и постулирует либеральный, глобалистский тренд в мировой политике. Потому с момента отбытия Вакарчука в Штаты мнение о том, что за ним стоит Виктор Пинчук, стало только укрепляться, учитывая давнюю «завязку» Пинчука на Джорджа Сороса и Демпартию. И, как и многие иные проекты, двигателями которых служили демократы, после пришествия Трампа «проект Вакарчук» начал несколько буксовать.
Что же предлагает Украине потенциальный президент Вакарчук? Его программные тезисы были сформулированы в 10 пунктах еще в декабре 2017 года. В октябре нынешнего года некоторые из этих тезисов снова были уточнены в очередной статье за его подписью.
Певец считает, что в первую очередь, следует заняться судебной системой, полностью обновив судейский корпус, в т.ч. с помощью международных экспертов и общественных активистов, привлекая зарубежных судей к ведению дел в Украине, и создав действительно независимый Антикоррупционный суд.
Вакарчук предлагает привести к «общим правилам» олигархов, оговариваясь при этом, что он не против богатых людей как таковых. (Интересно, а разве от небедного певца кто-то вообще ждал уравнительных идей?)
Есть в его программе и пункты об изменении избирательного законодательства и введении открытых списков, ограничении политической рекламы, и снова-таки, уменьшении влияния олигархов на выборы. Равно как и призывы к «настоящей реформе государственной службы», суть которой – в приходе новой генерации чиновников, с западным образованием и образом мышления.
Имидж Вакарчука меняется: он все больше входит в роль «властителя дум»
Вакарчук также призывает реформировать СБУ, лишив ее права воздействия на бизнес. Он собирается «приостановить политический лоббизм», «изменить правила поведения политиков» (державные мужи должны стать более открытыми и доступными для народа), «внедрить культуру прозрачной коммуникации», заставив политиков выполнять собственные обязательства. Финальным аккордом является тезис «Публично очертить рамки дозволенного», узаконив при этом некие «табу», которые не один политик не должен нарушать. Что это за табу – не уточняется.
Экономике в его «краткой программе» посвящен всего один пункт – о необходимости «начать действенную приватизацию». Интересно, как это согласуется в наших реалиях с тезисом о том, что нужно ограничить власть олигархов? В общем, программа певца, написанная предельно общими словами, вызывает резонные вопросы.
При этом, несмотря на многочисленные прогнозы, ожидавшееся 24 августа 2018 года, во время концерта ко Дню Независимости, заявление Вакарчука о начале президентской кампании так не прозвучало. Тем временем, он продолжает находиться на лидирующих позициях в соцопросах. Так, в сентябре КМИС обнародовал данные, согласно которым на выборах в Киевсовет 10,3% отдали бы сейчас голоса за партию «Блок С. Вакарчука». Т.е., и на столичном уровне у него есть значительная популярность.
Вакарчук и пустота: пока неизвестно, кто войдет в его команду, и кто будет его союзником
Все бы было хорошо, но пока что у Святослава нет своей команды. Во всяком случае, обществу ничего об этом не известно. Что и порождает самые разные предположения.
«Для любого серьезного кандидата важна выстроенная партийная структура, особенно в случае выхода во второй тур президентских выборов. Важнейшую роль играет защита результатов, а этим должны заниматься очень серьезные люди. К слову, нормальной структуры в регионах нет у очень многих кандидатов, кроме нескольких «топов» рейтинга – Тимошенко, Порошенко, Бойко, отчасти Садового. Даже у Гриценко ее особо нет. Но пока что партийные структуры ни под Вакарчука, ни под Зеленского не строятся. И непонятно, как вообще будет идти этот процесс», - указывает директор информационно-аналитического агентства «Рейтинг» Алексей Станчевский.
Так вот: говоря о возможной команде и союзниках Вакарчука, мы попадаем в область информации сугубо неформального характера. Наиболее стойким до последнего времени был слух о контактах Вакарчука и мэра Львова Андрея Садового. До выдвижения последнего в президенты сохранялась интрига, кто из них раньше объявит старт кампании. Теперь же можно говорить разве что о гипотетическом будущем альянсе, если один из них станет действительным лидером избирательной гонки. Одновременное же присутствие Садового и Вакарчука на одном и том же электоральном поле приведет к взаимным потерям (а ведь на том же поле «работает» и Гриценко, и сонм кандидатов поменьше).
Важность фактора команды подчеркивают и эксперты. В частности, Станчевский указывает, что, как уже бывало в нашей истории, «союзники или соратники могут оказаться такими токсичными, что испортят имидж самому «незапятнанному» кандидату».
Пока что из более-менее известных персон вероятным членом будущего «политического бэнда» Вакарчука может считаться экс-министр экономики Айварас Абромавичюс. На своей фейсбук-странице он вовсю пиарит Святослава. Что касается финансовых вливаний в избирательную кампанию певца, то и здесь пока все выглядит весьма туманно. Виктор Пинчук, которого упорно считают главным спонсором проекта «Вакарчук-политик», публично открещивается от поддержки певца.
Томаш Фиала - возможный финансист кампании Вакарчука
Более логичным видится поддержка со стороны Томаша Фиалы - президента инвестфонда Dragon Capital и учредителя, наряду с Вакарчуком, Центра экономической стратегии (неправительственного исследовательского центра по вопросам экономической политики, как указано на его сайте). Этот же центр, со всей очевидностью, может стать и экспертным штабом Вакарчука.
Жена Фиалы, Наталья, руководит фондом «Люди будущего», через который реализуются социальные инициативы фронтмена «Океана Эльзы». Потому представляется, что ей могут проучить отвечать за «социалку» и в политической команде певца.
Вероятнее всего, Вакарчук представит свою команду в тот момент, когда объявит о начале похода в политику. Эксперты датой этого события называют декабрь. «Все станет ясно в конце декабря-начале января, когда кандидаты понесут взносы в ЦИК», - уверен директор Украинского института анализа и менеджмента Руслан Бортник. Алексей Станчевский и вовсе называет точную дату: он уверен, что Вакарчук объявит о своем выдвижении на концерте, который традиционно дает в Киеве в новогоднюю ночь.
Ждем новогоднего заявления?
«Вакарчук, как мне представляется, мог и хотел бы выдвигаться уже сейчас, но только если ему гарантируют победу. На президентских выборах для него легче и приятнее всего было бы выступить в образе «мессии», вокруг которого объединятся все силы проевропейского лагеря. Но пока что таких гарантий ему не дают, и дать не могут. Потому-то и уговорить своенравного Святослава не так просто. А заседать в Раде, мне кажется, Вакарчук вообще не хочет: судя по всему, этот опыт был для него травматичен», - рассуждает Алексей Якубин.
Зеленский: show must go on
В отличие от Вакарчука, который по ходу возможной кампании явно будет выступать в роли эдакого «хорошего мальчика» (тем более с бэкграундом Йеля и Стэнфорда за плечами), Владимир Зеленский может примерить на себя роль «плохого», тролля и даже «джокера». Уверенности в знании политической кухни комик за последнее время явно поднабрался. А уверенности в себе ему никогда было не занимать. Свою политическую кампанию он начал, фактически, еще в конце прошлого года, выступив с обличением СБУ после фактического запрета сериала «Сваты», одним из продюсеров которого он являлся. Именно тогда, в конце 2017 года, «бумажная» и совершенно неизвестная «Партия решительных перемен» переименовалась вдруг в партию «Слуга народа». Ее главой стал Иван Баканов, руководитель ООО «Квартал 95».
Владимир Зеленский точно знает курс, по которому должна идти Украина
К настоящему моменту, несмотря на более чем упорные слухи о связах Зеленского и Игоря Коломойского, последний никак не «засветился» в прямом спонсировании политпроекта «Слуга народа». Игорь Валерьевич пока что сделал практически официальную ставку на Юлию Тимошенко. Возможно, этим объясняется и отсутствие активности у партии Зеленского-Баканова, как выявили недавно журналисты «Украинской правды».
«Существует практика, когда рейтинговых кандидатов без собственной политсилы поддерживает своими оргресурсами и структурой какая-либо из уже существующих партий. В отношении Зеленского это мог бы быть УКРОП, связанный с Коломойским, но пока что никаких движений в эту сторону не предпринимается», - указывает Алексей Станчевский.
Иное мнение у Алексея Якубина. «Коломойский всерьез подумывает о том, чтобы выпустить Зеленского на политическую сцену, - уверен он, - Сам комик точно готов к этому, и сумеет превратить свою кампанию в феерическое шоу. Кстати, он может оттянуть голоса и у Бойко, и у Тимощенко, и у Гриценко. И я не исключаю, что во второй тур президентских выборов вообще могут выйти Тимошенко и Зеленский».
Коломойский явно будет рад увидеть во втором туре пару Тимошенко-Зеленский
Политические тезисы Зеленского, в отличие от Вакарчука, в настоящее время неизвестны. Цитаты президента Голобородько считаться таковыми не могут. Итак, налицо отсутствие команды и программы при объективно высоком персональном рейтинге.
На что же могут рассчитывать возможные спонсоры Зеленского-политика? Все зависит от того, будет ли это «пул инвесторов», или же основную роль в раскрутке политпроекта «Слуга народа» будет играть Коломойский. Пока что Игорю Валерьевичу выгоден любой проект, который может так или иначе насолить Порошенко. Но оттягивать голоса от Тимошенко с помощью Зеленского ему также не выгодно.
Если же за Зеленского «возьмется» некая группа спонсоров, то спектр задач перед ним может быть оставлен различный – от «мочилова» конкретных политиков до общей дискредитации идеи выборов как таковых, окончательно превращения их в сугубо сценическое действо, за кулисами и дымовой завесой которого серьезные политики и бизнесмены будут решать судьбу страны.
Те, кто намеревается голосовать за Зеленского, либо изначально понимают это (тогда перед нами – типичное голосование «по приколу»), либо верят в его перевоплощение в серьезного политика.
Команда президента Голобородько из сериала «Слуга народа»: готовый Кабмин?
«Голосование за Вакарчука, и особенно за Зеленского - это такое себе «ироническое голосование», заменитель графы «против всех», когда избиратель делает ставку на «авось что-то получится», - отмечает Алексей Якубин.
Джокеры на поле: что дальше?
Попробуем понять, каким образом выдвижение Вакарчука и Зеленского повлияет на избирательную кампанию. Для начала отметим, что, согласно результатам соцопросов, у лидера «95 квартала» больше шансов получить голоса на юго-востоке и отчасти в центре, в то время как избиратель Вакарчука сосредоточен в большей мере на западе и в столице, и чуть менее – в центральных регионах. Следовательно, выход обоих на политарену уравнивает их шансы в Киеве и в центральных областях, а на западе и юго-востоке подрывает позиции других кандидатов, причем всех без исключения – от Гриценко до Бойко.
«Шансы и Вакарчука, и Зеленского в первом туре я оцениваю около 30%. В то время как Порошенко, по моему мнению, наберет примерно 20%. Столько же будет у Гриценко», - уверен Руслан Бортник.
При этом, несмотря на высокие рейтинги и шансы, реальность предвыборной гонки для обоих не будет легкой. «Они опасны не только для Порошенко, но и для других кандидатов, так что вряд ли их политический путь с самого начала будет усыпан розами», - отмечает по этому поводу Алексей Станчевский.
Стиль ведения кампании, а также видение собственного будущего у обоих также будут разными.
Святослав ищет путь к сердцам украинских избирателей
Вакарчук может выступать как фронтмен некоего движения «еврооптимистической» ориентации. В подобную политическую силу могут войти и бывшие сторонники Саакашвили, и разочарованные поклонники «Самопомощи» и «Демальянса», и «новые лидеры», и часть «старых еврооптимистов», включая «выдавленных» из власти экспертов-иностранцев. Кроме того, Вакарчук может стать первым политиком, средний электоральный возраст сторонников которого не превышает 30 лет, и электорат которого сосредоточен, по большей части, в городах.
Что касается Зеленского, то, осознанно или нет, он выступит в роли «тарана» для всей системы и практики политического популизма. Его «узаконенное шутовство» - это одновременный стеб и над политиками, и над избирателями, которые ведутся на подобные практики и форматы. А если «по ходу пьесы» что-то пойдет не так, он всегда может списать все на образ и бэкграунд комика.
Пока что, судя по информации, циркулирующей в медиасфере, Зеленский как раз готовится идти нетривиальным путем, организовав свою кампанию в привычном для него формате шоу. Профессиональных политтехнологов при этом не задействуют: они, дескать, не могут предложить никаких оригинальных решений.
«Расстрел Рады»: именно таких акций, похоже, ждут от президента Зеленского
«Зеленский мог бы, по большому счету, лично не входить в президентскую кампанию, а за это время еще более укрепить свой имидж «правдоруба» и «слуги народа», - указывает Алексей Станчевский, - Тотальная критика всех кандидатов сделала бы его еще более популярным, и тогда партия Зеленского автоматически стала бы рассматриваться как перспективное вложение денег и источник влияния в парламенте».
Судя по всему, кампании и Вакарчука, и Зеленского действительно будут отличаться от традиционных. «Пользоваться привычными методами будет просто невозможно технически, - рассуждает Станчевский, - Так, в провинции уже почти не найти свободных билбордов – за них уплачено до конца парламентской кампании, т.е. до осени 2019 года. Возможно, оба будут делать упор на «полевые» встречи с людьми в форме все тех же шоу. В таком случае, это будет феномен в выборной практике Украины».
Те крупные игроки, которые все-таки решать сделать ставку на Вакарчука и Зеленского, могут получить безусловные бонусы, как минимум, в тактическом отношении. Движения и партии под брендом обоих имеют шансы на попадание в парламент. Возможный «пролет» с президентскими выборами в этом смысле никак на их не скажется – ведь тактика участия в президентской кампании ради кампании парламентской давно известна, и применяется по всему миру, в т.ч. в Украине.
«На парламентских выборах у партий обоих кандидатов (если, конечно, под Вакарчука ее тоже создадут) можно получить очень неплохие дивиденды, только лишь используя их лица. Сложнее с президентскими – деятели шоубизнеса, получив реальные полномочия, могут вести себя очень непредсказуемо», - резюмирует Руслан Бортник.
В целом, Вакарчук и Зеленский – тесты на зрелость и осознанность выбора украинцев более, чем Ляшко, Тимошенко или Бойко. И этот тест нам, очевидно, предстоит сдать. Не увидев обоих «в деле», вынести суждение о полезности шоуменов во власти невозможно. Может быть, у них все получится. А если нет, то на смену им всегда найдутся новые шоумены. В конце концов, мы вполне можем дождаться украинского Рейгана. И дай Боже, чтобы не дождаться украинского Трампа…
Павел Серов