Несмотря на то, что до окончания кризиса еще далеко, украинцам, похоже, надоело экономить. По крайней мере наступление Нового года они намерены встретить с размахом. Правда, покупательские приоритеты наших сограждан несколько изменились.
В декабре 2009-го американцы потратят на подготовку к Рождеству и Новому году $437 млрд — на 1% меньше, чем в 2008-м, прогнозирует Национальная ассоциация розничной торговли. Несмотря на небольшое падение, розничный рынок США после кризиса восстанавливается. В декабре прошлого года продажи ретейлеров сократились на 3,4%, что стало для многих торговцев катастрофой — последнее десятилетие розничный товарооборот страны только рос. Замедление падения продаж в самый доходный для ретейлеров предновогодний месяц — хороший знак для экономик остальных стран. Показатель розничного товарооборота США — это один из индикаторов состояния мировой экономики.
Украинцы тоже успели адаптироваться к новым экономическим реалиям: шок прошел и потребители стали активнее. В декабре соотечественники планируют потратить на новогодний стол и подарки больше, чем в кризисном 2008-м. По сравнению с прошлым годом праздничные расходы населения в среднем увеличатся на 15% — до 2,5 тыс. грн, свидетельствует исследование Deloitte & Touche Ukraine. В основном рост произойдет за счет увеличения аудитории потребительски активности молодежи, более склонной к тратам.
Рано радоваться
Рост потребления в Украине — исключение из европейского правила. В целом жители ЕС намерены ограничить расходы во время праздников на 2,5–22,4% в зависимости от страны. Тогда как, к примеру, в Румынии, Словакии и России — затраты населения на подготовку к Новому году вырастут незначительно — не более 1%.
Дело в том, что увеличение показателей продаж в Украине скорее не результат роста потребительского спроса, а следствие изменений цен на продукты и бензин, резюмируют аналитики. «Одна из главных причин увеличения расходов — обесценивание украинской валюты. Многие товары, традиционно приобретаемые в качестве подарков на Новый год, импортируются; соответственно, их гривневая стоимость возросла по сравнению с прошлым годом. Рост инфляции также приводит к увеличению стоимости покупок в национальной валюте. Иными словами, сегодня украинский потребитель должен потратить большую сумму, чтобы обеспечить привычный размах празднования, — объяснил Контрактам Андрей Степанов, партнер международной аудиторско-консалтинговой компании Deloitte & Touche. — Кроме того, наши соотечественники тяготеют к европейскому образу жизни и хотят хорошо провести праздники, несмотря на экономические реалии. Так, многие из опрошенных украинцев отметили, что планируют встретить Новый год с размахом, чтобы на время забыть о кризисе».
Действительно, в январе–октябре 2009-го Украина по уровню инфляции заняла первое место среди всех стран Европы — темп роста индекса потребительских цен составил +10,1% относительно аналогичного периода прошлого года. В Беларуси и России этот показатель немного превысил 8%. Инфляция в ЕС за отчетный период составила 1,1%.
Несмотря на рост цен, соотечественники начали меньше покупать. В январе–ноябре розничный товарооборот Украины упал на 16,5% — до 399,6 млрд грн, данные Госкомстата. 74% опрошенных украинцев оказались подвержены влиянию кризиса, в то время как в Европе этот показатель составил 41%, результаты исследования Deloitte & Touche Ukraine.
«На фоне снижения покупательной способности на первый взгляд немного нелогичным выглядит тот факт, что жители Украины предпочитают увеличивать расходы на подготовку к Новому году, а европейцы — снижать. Однако сравнение в абсолютных цифрах праздничных трат украинцев и населения других европейских стран многое объясняет. Несмотря на увеличение новогодних расходов в этом году, в эквиваленте иностранной валюты европейцы потратят больше, чем украинцы. К примеру, чехи — EUR525, жители Испании — EUR725, Люксембурга — EUR1150, в то время как жители нашей страны — чуть более EUR200. Это свидетельствует о нереализованном покупательском потенциале украинцев, и с ростом доходов траты соотечественников будут расти еще большими темпами», — предполагает Андрей Степанов.
Экономный подход
Покупательная способность 30% украинцев снизилась. Сокращение доходов изменило поведение потребителя — он стал экономнее и практичнее. Год назад люди хотели получить в подарок парфюмерию и косметику, а в этом — деньги или ноутбук. «Спрос на технику во время праздников всегда был выше, чем в летнее время. Можно сказать, что украинцы и раньше были практичными, но за последний год они стали еще и экономнее», — рассказали Контрактам в пресс-службе компании «Фокстрот. Техника для дома».
Правда, дарить друзьям и родным украинцы собираются косметические и парфюмерные наборы, украшения для интерьера, конфеты, книги, а также одежду или обувь. Деньги в качестве подарка (с точки зрения дарящего) занимают лишь шестое место, говорят в Deloitte & Touche Ukraine. Детям родители подарят не модные гаджеты, а развивающие игры и книги.
Украинцы все меньше совершают импульсные необдуманные покупки и все больше уделяют внимание полезным подаркам. Но это не значит, что розничным сетям необходимо сделать ставку исключительно на дешевизну товаров. По-прежнему важным фактором для потребителя остается соотношение цены и качества. А рост стоимости импортных товаров привел к тому, что население переключилось на более дешевые отечественные аналоги.
За прошедший год изменилось отношение украинцев к месту покупки. Если раньше они предпочитали отовариваться в супермаркетах — около 65%, то на сегодняшний день доля этого формата современных магазинов упала до 52%. Причем сокращение частично произошло за счет увеличения доли рынков с 45% до 51%. На базарах скупаются люди старшей возрастной группы с наименьшим уровнем доходов, отмечают в Deloitte & Touche Ukraine.
Тем не менее, сокращение расходов и практичный подход к выбору подарков не повлияют на обороты розничных сетей. По статистике, на декабрь приходится 15–20% годовой выручки ретейлеров, в прошлом году этот показатель упал до 10–15%. В 2008-м в период новогодних праздников многие соотечественники только осознали наступление кризиса. Никто не знал, насколько он будет глубоким и как долго продлится. Поэтому объем расходов ограничивался не только покупательной способностью украинцев, но и этой неопределенностью. В нынешнем году многие из них отказались от дорогостоящих зарубежных поездок, а также ограничили расходы на развлечения.
«Обороты розничных продуктовых сетей возрастут в среднем на 10–15%. Также намерение увеличить расходы на подарки может положительно отразиться на продажах непродуктовых ретейлеров — годовой рост может составить около 7–10%», — считает Андрей Степанов.
По мнению аналитиков, наибольшая выручка в декабре будет у тех розничных торговцев, кто ориентируется на практичных покупателей. «В менее выгодной позиции окажутся супермаркеты техники, так как количество людей, планирующих покупать дорогостоящую технику: мобильные телефоны, ноутбуки и т. д., значительно сократилось в этом году», — отмечает Андрей Степанов.
Украинские эксперты прогнозируют, что розничные продажи в стране уже достигли максимального снижения и в дальнейшем стоит ожидать сокращения падения продаж. Третий месяц подряд растут показатели потребительских настроений. В октябре ИПН достиг значения 65,6 пункта, данные GfK Ukraine. Тем не менее розничный рынок начнет расти лишь с июня 2010-го, прогнозирует Алексей Блинов, аналитик Astrum Investment Management.
Текст: Надежда Гончарук