2009  —  03.08.18
Звезда смогла выжить после катастрофы

Астрономы объяснили, как у нее это получилось.

Эта Киля (Форамен) – одна из самых эффектных и знаменитых звездных систем южного неба и одна из самых больших в нашей галактике. Вместе две ее звезды светят в миллионы раз ярче Солнца, а в ходе Великой вспышки в 1843 г. были еще ярче, уступая лишь Сириусу.

С годами сияние Эты Киля снова ослабло, к тому же его поглощает вещество выброшенного тем взрывом вещества, образовавшее небольшую, похожую на песочные часы туманность Гомункул.

Солнцегрызущую комету Начиная с 2003 г. астрономы наблюдают эхо той далекой катастрофы, излучение, отраженное скоплениями межзвездной пыли, и приходящее на Землю с запозданием в 170 лет.

Натан Смит (Nathan Smith) и его коллеги использовали для этого мощные телескопы расположенных в Чили обсерваторий Las Campanas и Gemini South. Их новые точные измерения показали, что скорость вещества, которое выбросила погибшая в Великой вспышке звезда, была на порядок быстрее, чем считалось, достигая 32 млн км/ч.

Иначе говоря, произошел мощнейший взрыв, сравнимый со взрывом сверхновой, – однако Эта Киля каким-то образом выжила. Объяснить этот парадокс удается в рамках нового сценария катастрофы, который выдвинули ученые.

Авторы пишут об этом в двух статьях, опубликованных журналом MNRAS (PDF 1, 2). По этой версии, у сегодняшнего тандема Эты Киля имелся и третий компаньон: две массивные образовывали тесную пару, более мелкий вращался в отдалении.

Когда в ходе своего жизненного цикла самая крупная звезда начала сбрасывать свои внешние оболочки, соседка поглощала это вещество, накопив в итоге массу порядка 100 масс Солнца. Звезда-"донор" же уменьшилась до 30 солнечных масс, сохранившись лишь в виде горячего гелиевого ядра, которое наблюдается в системе сегодня.

Перенос материи привел к смещению центра масс системы, и «гелиевая» звезда отодвинулась от своего крупного партнера, нарушив орбиту третьего компонента системы.

Слетев с траектории, он сблизился с основной большой звездой и, в конце концов, столкнулся с ней, вызвав ярчайшую вспышку.

Рентгенівські телескопи NASA виявили у космосі
Рентгенівські телескопи NASA виявили у космосі "кістки примарної руки"

Заряджені частинки, що виробляють рентгенівські промені, рухаються вздовж магнітного поля, визначаючи основну форму туманності, як це роблять кістки в руці людини.
02.11.23 — 1515

До Землі наближається «потенційно небезпечний» астероїд

Національне управління США з аеронавтики та дослідження космосу (NASA) повідомило, що поблизу Землі у понеділок, 30 жовтня, пролетить астероїд 525229 (2004 UU1).
28.10.23 — 1859

Чому космос такий темний, якщо Всесвіт наповнений величезною кількістю зірок

Астроном пояснює, чому космос виглядає таким темним, незважаючи на те, що містить таку кількість зірок, яку і написати важко.
24.10.23 — 820