Первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Бондарь считает, что де-факто Фонд госимущества возглавит Юлия Тимошенко.
В интервью Контрактам экс-председатель Фонда госимущества рассказал о
том, что:
1) Андрей Портнов более
эффективен, чем Валентина Семенюк
2) ОПЗ или Укртелеком
продадут через 3-4 месяца
3) российские инвесторы политически зависимы
4) дело НЗФ еще долго будут рассматривать в судах
В прошлом году правительство получило 2,44 млрд грн приватизационных поступлений — 23,04% от запланированного в госбюджете. Сколько выручат от продажи госимущества в этом году?
|
|
А какие еще кандидатуры на должность председателя ФГИУ рассматривали?
— В результате политических договоренностей эта должность была закреплена за БЮТ, уверен, что в нашей фракции (НУ—НС. — Ред.), в составе которой, по крайней мере, трое экс-председателей Фонда, споров было бы намного больше.
Какие крупные объекты будут проданы в этом году?
— Вообще, чтобы выполнить план поступлений от приватизации, заложенный в госбюджет-2008, достаточно продать всего один крупный объект, например, Одесский припортовый завод. Но мне кажется, что Кабмин перевыполнит план. Во всяком случае, по моей информации, перед Портновым стоит задача готовить к первоочередной продаже еще как минимум два объекта: Укртелеком и Лугансктепловоз. Убежден, что Портнов войдет в курс дел и справится с этой задачей, но главное, чтобы серьезные иностранные инвесторы заинтересовались соответствующими предприятиями и поверили, что этот Кабинет министров будет исповедовать несколько иные приватизационные принципы, нежели предыдущий. Думаю, что первый крупный объект продадут где-то через три-четыре месяца, а деньги поступят в госбюджет через полгода.
В прошлом году президент Виктор Ющенко блокировал проведение конкурса по продаже Одесского припортового завода. Все ли ответы на спорные вопросы правительство согласовало с Секретариатом президента?
— Нет, продолжается дискуссия по поводу того, как продавать завод: вместе с аммиакопроводом и перевалочными мощностями или отдельно, оставив их в госсобственности. Понятно, что от этого зависит спрос на объект и цена ОПЗ — с аммиакопроводом он будет стоить на порядок дороже. Вместе с тем все понимают, что приватизация аммиакопровода автоматически создаст предпосылки для монополизации этого рынка. Не исключаю, что во время подготовки конкурса по продаже ОПЗ снова может возникнуть политический конфликт, который отпугнет инвесторов. Хотя, с другой стороны, Криворожсталь вообще продавали во время смены правительств, а результат получили оптимальный... Но лично меня больше интересует продажа не ОПЗ, а Укртелекома, который нужно приватизировать безотлагательно, иначе предприятие либо обанкротится, либо будет окончательно разворовано. В этом году за этот объект еще реально получить нормальные деньги, хотя и меньшие, чем можно было выручить раньше.
Разве продаже Укртелекома не препятствует до сих пор нерешенная дилемма системы спецсвязи?
— Единственная проблема, реально препятствующая приватизации предприятия, — это аппетиты тех, кто на протяжении многих лет зарабатывает на Укртелекоме неучтенные государством деньги. Но, думаю, если президент и премьер примут общее политическое решение по этому поводу, то все успокоятся. Остальные проблемы либо урегулированы законом, принятым еще в 2000 году, либо подлежат урегулированию в течение нескольких месяцев.
Сколько средств можно получить от продажи Укртелекома с учетом того, что в 2007 году миноритарные пакеты акций ОАО, мягко говоря, не пользовались спросом?
— Низкий спрос на мелкие пакеты акций — это подтверждение ошибочности подхода к продаже этого объекта Фонда Валентины Семенюк и правительства Виктора Януковича. Вполне естественно, что в условиях, когда контрольный пакет находится у неэффективного собственника, рыночная цена мелких пакетов акций никогда не будет оптимальной. Также нельзя определить рыночную цену контрольного пакета, продав миноритарный. Такая политика — замыливание глаз. Мелкие пакеты акций государственных предприятий не интересуют инвесторов, или, точнее, интересуют лишь тех, кто хочет приватизировать не объект, а его топ-менеджмент. Совсем иная ситуация, например, с акциями Криворожстали — любой пакет на открытом рынке с руками оторвут. Весь пакет акций Укртелекома, на мой взгляд, нужно продавать сразу, предоставив инвесторам несколько месяцев на ознакомление с объектом. Кстати, лучше, если бы его купили иностранцы, а не россияне.
Объясните почему?
— Во-первых, у россиян весьма специфический стиль ведения бизнеса: он определяется вполне сложившейся спецификой закрытой экономики, контролируемой государством. Проще говоря, если российская компания купит нашу, то это будет означать, что реально ею будет управлять Кремль, а не фактический покупатель. Во-вторых, западные инвесторы могут привлечь к управлению предприятием более квалифицированный менеджмент.
Правда ли, что руководство государства ориентировано на продажу стратегически важных объектов иностранным инвесторам?
— Пока нам нет смысла бояться иностранных инвесторов, ведь им в Украине принадлежит только несколько стратегических объектов. Еще во времена премьерства Виктора Ющенко американцы купили два облэнерго, и в 2005-м индусы приобрели Криворожсталь. Намного хуже и экономически опаснее, когда половина энергетики страны сконцентрирована в руках одного украинского олигарха.
А экс-председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов, например, настаивает на том, что государство должно отсеивать инвесторов...
— Михаил Васильевич вынужден
это говорить, ведь он в свое время немало объектов продал на спецусловиях. Я
знаю, как это происходило, сам неоднократно отвечал на телефонные звонки сверху
и ничего не мог сделать, тем не менее не считаю личность инвестора конкурентным
преимуществом... В любом случае, специальных условий больше не будет. Мы даже
пообещали помочь господину Портнову и принять закон, который бы запретил Фонду
устанавливать дополнительные условия. Это позволило бы существенно ослабить
политическое давление на руководство ФГИУ. Кстати, во время организации
конкурса по продаже Криворожстали условия вдвоем готовили Виктор Ющенко и Юлия
Тимошенко лично. Думаю, так же будет и в этом году, по крайней мере, президентский
Секретариат, в случае необходимости, поможет премьер-министру, у которой,
впрочем, есть неплохой опыт подготовки крупных объектов к приватизации в
условиях давления со стороны инвесторов.
Карьера депутата
2007 г. — народный депутат
2006 г. — народный депутат
2003 г. — первый заместитель
председателя ФГИУ
1998 г. — председатель ФГИУ
1994 г. — заместитель, первый
заместитель председателя, исполняющий обязанности председателя ФГИУ
1993 г. — зампред по вопросам
приватизации Фонда коммунального имущества
г. Киева
1992 г. — начальник управления
приватизации Киевской горгосадминистрации
1991 г. — заместитель председателя
по вопросам экономики Московского райисполкома
1990 г. — депутат Московского
райсовета г. Киева
1990 г. — главный консультант
по вопросам экономики Московского райсовета г. Киева
1987 г. — старший инженер, инженер-программист
НИИ систем автоматизации Центрального НПО «Каскад» г.
Киева
1981 г. — старший инженер Центрального
НПО «Каскад»
1978 г. — инженер НИИ автоматики
1977 г. — инженер-экономист ВТО
«Укрглавснабсистема» Главснаба УССР
1977 г. — окончил Киевский государственный
университет
им. Т. Г. Шевченко
7 января
1955 г. — родился в Киеве
Какие консорциумы могут создать потенциальные
претенденты на ОПЗ и Укртелеком?
— Раньше консорциумы создавали для того, чтобы обойти дополнительные условия. Например, в свое время братья Чуркины обошли дополнительные условия, которые установил тогдашний председатель Фонда Михаил Чечетов во время продажи Черноморского судостроительного. Они просто купили компанию, принадлежавшую украинскому бизнесмену, и через нее приобрели ЧСЗ. Вместе с тем через наших резидентов иностранцам проще рассчитываться с государством... Но в 2008-м, наверное, иностранцы будут заходить в Украину напрямую, регистрируя филиалы.
Руководство правительства уже заявило о возврате в госсобственность Лугансктепловоза и Никопольского ферросплавного завода на основании судебных решений. Насколько масштабной будет реприватизация в 2008 году?
— Возврат в государственную собственность названных вами объектов — это совершенно закономерное явление, судебные решения нужно выполнять. Лугансктепловоз пытались вернуть государству все судебные инстанции, но Валентина Семенюк упорно обжаловала соответствующие решения. Сейчас в этом вопросе вроде бы поставлена точка. НЗФ еще в 2005 году должны были вернуть государству, но Семенюк не хотела регистрировать предприятие, рассказывая байки о проблемах с регистратором, Генпрокуратурой и т. д. Пока дело с НЗФ находилось в судах, его акционеры (я бы назвал их бывшими собственниками) провели дополнительную эмиссию акций... Если вдруг выяснят, что Фонд госимущества дал на это разрешение, то можно будет говорить о криминале. В любом случае, дополнительная эмиссия акций НЗФ значительно усложнит возврат этого объекта в госсобственность. Понадобится не один год, чтобы разобраться и расставить все точки над «і». Хуже всего, что государство несколько лет подряд не получает дивидендов от деятельности НЗФ, объект контролирует бывший собственник, он же получает прибыли, а реально — вообще неизвестно, кому принадлежит этот завод.
В общем, не думаю, что реприватизация будет масштабной. Разве что Кабмин поднимет вопрос о возврате пакета акций Днепроэнерго, но этот акт — не реприватизация, а обжалование процедуры банкротства. Не исключаю также, что еще могут затронуть вопрос законности продажи Комсомольского рудоуправления, которое купил руководитель ММК им. Ильича, социалист Владимир Бойко...
Досрочные парламентские выборы стали возможными благодаря личным договоренностям Виктора Ющенко с Ринатом Ахметовым. Насколько реален в этом контексте возврат в госсобственность акций Днепроэнерго?
— Если договоренности действительно были, то это может значительно усложнить процедуру возврата Днепроэнерго. Посмотрим, сможет ли правительство Тимошенко убедить президента.
Любопытная закономерность: на все объекты, которые стремится реприватизировать правительство Тимошенко, в свое время претендовали лояльные к ней бизнесмены, в частности, Игорь Коломойский и Константин Жеваго. Чем это объясняется?
— Если говорить о НЗФ, то я категорически против того, чтобы повторились события 2005 года, когда менеджеров Пинчука пытались заменить людьми Коломойского. Но ведь я прекрасно помню, как продавали НЗФ, и считаю: если государство вернет этот завод, а Коломойский выкупит его по справедливой цене на нормальном открытом конкурсе, то от этого выиграют все, кроме Пинчука. Хотя, кстати, далеко не факт, что на открытом конкурсе господин Коломойский победит... Так же и Жеваго не купит за бесценок Лугансктепловоз, если его выставят на открытые торги. Мне кажется простым стечением обстоятельств то, что Чечетов и Семенюк не совсем чисто продали те объекты, которые интересуют союзников Тимошенко. А если российский Трансмашхолдинг действительно так заинтересован в Лугансктепловозе, как об этом рассказывают Чечетов и Семенюк, то никто никому не мешает заплатить за предприятие нормальную цену, а не 292,5 млн грн. В свое время, когда я еще работал в Фонде, этот объект вообще был никому не нужен, только Жеваго регулярно обращался с просьбой выставить предприятие на продажу, а мы конкурс отменили, поскольку реальных конкурентов не было. И я, откровенно говоря, никогда не поверю в то, что Трансмашхолдинг не перебьет цену Жеваго. Это просто смешно.
Правительство Тимошенко увеличивает социальные расходы, покрывая дефицит госбюджета за счет поступлений от приватизации. Насколько исчерпан этот ресурс доходов?
— Интересных объектов еще много. В этом году никто не будет ставить вопрос о пересмотре перечней объектов, приватизация которых запрещена законодательно, но это следовало бы сделать. Хотя бы учитывая то, что в ряде отраслей объемы разворовывания средств давно зашкаливают. На мой взгляд, в госсобственности нужно оставлять исключительно объекты стратегического значения типа АЭС, ГТС и т. д. Остальные предприятия нефтегазового, энергетического, транспортного комплексов и ЖКХ нужно приватизировать, но продавать следует не более 3-4 объектов в год и лишь при условии стабильной политической ситуации в стране.