Pабота моторного масла без присадок совершенно невозможна! Самостоятельный ввод покупных добавок нужен нашему мотору как таблетка для человека – больному поможет, а здоровому – ни к чему.
Историческая справка
Отношение к присадкам для автомасел у автолюбителя разное: от полного неприятия до фанатичного восторга. Откуда и зачем они появились? До 1933 года двигатели использовали для смазки исключительно обычные нефтяные масла без каких-либо добавок. С внедрением дизельных двигателей с наддувом возникла трудность - пригорание поршневых колец. Тут и пришла на помощь химия. На базе нафтенатов алюминия была создана первая присадка, обладающая моющим эффектом. Она вошла в состав дизельного масла. Практически в это же время встал вопрос окислительной стабильности. Причина изначально заключалась в низком КПД двигателя. Повышение температурного режима работы позволяло увеличить его. Но нефтяные масла уже при температуре в 120°С окислялись. Так в 1940 году автомасла обрели антиокислительные присадки. Это было начало. Процесс пошел!
Их виды и действие.
Моторное масло можно улучшить двумя способами:
- повысить качество основы;
- ввести добавки (легирование).
Присадки для моторного масла могут очень широко варьировать его свойствами. С их помощью можно производить широчайший спектр самых разнообразных смазочных материалов, отвечающих требованиям различных механизмов. Современные синтетические моторные масла или минеральные являются коллоидным, четко сбалансированным раствором многочисленных компонентов (присадок) в базе-основе. Добавки для моторных масел по массовому содержанию составляют до 25% основы, а количество их доходит до восьми различных соединений. Ни один современный продукт не обходится без них. Одни присадки управляют физическими свойствами, другие производят химический эффект. Некоторые взаимно дополняют и усиливают друг друга, а некоторые оказывают противоположное действие. На производство обычно поставляются сбалансированные композиции присадок – пакеты. Их состав и предназначение четко определены.
Вязкость моторных масел – важнейшая его характеристика. От него зависят потери на угар, жидкостное и граничное трение, прокачиваемость и текучесть. Вязкость обычного нефтяного масла от -20° до 100°С меняется в тысячу раз, поэтому ни о какой его круглогодичной работе не может быть и речи. Ситуация изменилась в 1951 году с появлением всесезонных масел. В маловязкую базу вводились полимерные присадки, обеспечивавшие требуемую вязкость на высоких температурах.
Кроме противопригарных, антиокислительных и вязкостных присадок моторное масло для авто должно содержать еще несколько обязательных типов добавок.
Это антифрикционные присадки, понижающие трение и износ деталей.
Депрессорные – снижают температуру застывания продукта.
Противопенные – не дают маслу вспениваться на высоких температурах.
Как видим, работа моторного масла без присадок совершенно невозможна! Самостоятельный ввод покупных добавок нужен нашему мотору как таблетка для человека – больному поможет, а здоровому – ни к чему.