Международный валютный фонд решил не связываться с Украиной. По крайней мере, до выборов. Никакого секрета из этого в МВФ не делают: директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан так и объяснил прессе, что во время предвыборной кампании политики нередко принимают решения, отличающиеся от предыдущих.
Так что четвертого транша МВФ, а он должен был составить $3,8 млрд, не будет. И еще не ясно, станут ли президентские выборы событием, после которого можно будет надеяться на выделение кредита.
Украина должна была получить новый транш до конца текущего года. Президентские выборы пройдут в январе, но это первый тур, который, очевидно, не выявит победителя. Если победитель будет благополучно избран во втором туре — зная опыт 2004 года, это нельзя гарантировать на 100%, — то начнется процедура передачи власти. Все это время в президентской резиденции будет оставаться Виктор Ющенко, а в премьерском кресле — Юлия Тимошенко. Учитывая то, что президент, вопреки мнению не только правительства, но и МВФ, подписал закон о социальных стандартах, рассчитывать, что он пойдет на сотрудничество с кабинетом Тимошенко и фондом, не стоит.
Но даже если Виктор Ющенко покинет свой кабинет на Банковой, кредитная линия для Украины не разморозится автоматически. Начнется процесс формирования нового правительства Украины. Кто бы ни стал новым президентом страны, этот процесс будет проходить нервно и совершенно не обязательно завершится в нынешнем парламенте — для того чтобы попытаться стабилизировать политическую систему страны, могут понадобиться новые выборы Верховной Рады. И при этом нет никаких гарантий, что после этих выборов в парламенте появится стабильное большинство или что оно будет пропрезидентским. Словом, количество сугубо политических рисков для Украины так велико, что совершенно непонятно, когда МВФ вновь сможет возобновить процесс переговоров с нашей страной и рассчитывать на сотрудничество всех ветвей власти.
Как ни парадоксально это прозвучит, но последней реальной возможностью получить деньги Фонда был именно конец 2009 года. И если бы президент задумался над тем, что его подпись под пресловутым законом перечеркивает возможность сотрудничества возглавляемой им страны с международными финансовыми структурами, возможность получения четвертого транша была бы куда более реальной, чем сейчас. Но Доминик Стросс-Кан прав: на момент подписания закона президент уже был не просто президентом, но и кандидатом в президенты, рассчитывающим не столько на победу на выборах, сколько на эффектное завершение своей политической карьеры. Ющенко стал популярен среди широких масс украинцев не благодаря лозунгам европейской и евроатлантической интеграции и даже не потому, что пообещал пересажать бандитов по тюрьмам. Виктор Андреевич стал популярен прежде всего потому, что смог выплатить государственные долги по зарплатам и пенсиям. И его можно понять: кому хочется быть политиком, отказавшимся повышать соцстандарты? То, что элегантный росчерк под законом и есть отказ от этого повышения, избиратели вряд ли поймут.
Они-то макроэкономике не обучены и не свяжут закон с бюджетными проблемами следующего года. Уже сейчас эксперты говорят о возможности уменьшения бюджетных поступлений в начале 2010-го. А это означает, что придется вновь лихорадочно искать деньги на выплату зарплат и пенсий — пусть даже и не повышенных, оплачивать энергоносители — и хорошо еще, если этот поиск не будет сопровождаться очередным кризисом во взаимоотношениях с Россией и не приведет к похолоданию в домах то ли европейцев, то ли украинцев, придется отказываться от многих бюджетных программ… Да-а, и еще курс гривни, но о нем либо хорошо, либо ничего.
Могли ли $3,8 млрд от МВФ спасти ситуацию? Во многом да, но дело не только в них. Готовность Фонда сотрудничать с Украиной явилась бы важным фактором, демонстрирующим макроэкономическую стабильность в стране и желание властей противостоять кризису совместными усилиями. Сейчас для мировых финансовых структур и инвесторов ясно одно: этого нет. И не будет до весны. А может быть, до лета. А может, и до осени. Транши, как говорится, по осени считают.
Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты