Украинские власти в очередной раз очутились перед непростым выбором – меньшего из двух зол. Выбор этот касается повышения тарифов на газ для населения. С одной стороны – симпатии электората, которому наверняка не понравится подорожание газа, с другой стороны – продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом, одним из основных условий которого является приведение тарифов к рыночному уровню.
Повышение цен на газ – один из самых болезненных вопросов сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. МВФ настаивает на приведении тарифов для населения к рыночному уровню, когда украинцы будут платить за газ столько, сколько он реально стоит. В то же время для украинских властей этот вопрос настоящая головная боль, ведь каждое повышение тарифов вычеркивает из числа симпатиков действующей власти сотни тысяч избирателей.
Ясность в вопросе цен на газ вроде бы была достигнута в апреле 2014 года – тогда Кабинет министров утвердил график поэтапного повышения тарифов: С 1 мая 2015 года они должны были вырасти на 40%, с 1 мая 2016 года - на 20%, и с 1 мая 2017 года – еще на 20%. Однако с последним этапом повышения вышла неувязка – правительство не решилось драконить украинцев очередным повышением платежей на фоне слишком слабого роста их доходов. Поэтому решение о подорожании газа было просто отложено в дальний ящик, несмотря на то, что рост тарифов уже был запланирован.
МВФ намерен, по всей видимости, додавить украинские власти и заставить выполнять взятые на себя обязательства. В середине февраля Украину посетила техническая миссия МВФ, но договоренностей по двум ключевым вопросам – создание Антикоррупционного суда и реформы газового сектора (которая предусматривает повышение тарифов для населения) так и не было достигнуто. В начале марта постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман заявил, что МВФ настаивает на важности проведения украинскими властями дальнейших реформ, поскольку именно финансовая поддержка МВФ позволит Украине успешно справиться с пиковыми выплатами по внешним обязательствам в ближайшие годы. «Если очередной пересмотр программы EFF будет завершен, при этом завершен за счет прогресса в проведении структурных реформ, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, мы не видим никаких проблем в дальнейшем обслуживании Украиной внешних обязательств», - сказал Йоста Люнгман.
После визита технической миссии МВФ стало известно, что украинское правительство просило международных партнеров об отсрочке – в прессу просочились данные о том, что отложенное ранее повышение тарифов планировалось реализовать, но с рассрочкой на полтора года. Кабмин предложил МВФ вариант, при котором тарифы начиная с апреля этого года (когда закончится отопительный сезон) повышались ежеквартально на 2-3% до апреля 2021 года. Это означает, что к октябрю следующего года тарифы вырастут приблизительно на 16%. Если тарифы будут расти постепенно, то эффект будет не столь заметен, а, кроме того, не нужно будет резко увеличивать расходы госбюджета на выплату субсидий.
Правительство накануне выборов пытается всячески избежать ответственности за принятие непопулярных решений, просто не принимая их. Для объяснения своих действий все способы хороши, в том числе откровенное пускание пыли в глаза. Так, ответственный за энергетическую сферу вице-премьер-министр Владимир Кистион в конце февраля заявил, что государственная компания «Укргаздобыча», крупнейший добычник газа в Украине, работает с сумасшедшей прибыльностью – около 250%. Это заявление – одно из многих подобных, которые выдумывают кабминовские чиновники, когда пытается оправдать свое бездействие и отказ выполнять данные обещания.
Действительно, цены на газ в Украине для населения, если сравнивать с уровнем доходов, весьма высоки. Например, по состоянию на февраль этого года розничная цена 1 тыс. кубометров составляла 6958 гривен. Однако в этой цене только 4942 гривни – это цена непосредственно самого газа, добываемого в Украине. Остальное 1160 гривен – это НДС, 514 гривен – распределение газа (учет поставок населению), 219 гривен – транспортировка газа и 124 гривни – наценка. Однако сравните со средней ценой газа, который Украина импортировала в январе этого года – 7784 гривни за 1 тыс. кубометров. А ведь это – оптовая цена газа, при его продаже в розницу нужно добавить те же 20% НДС, а также платежи за распределение и транспортировку.
Какими бы высокими не казались цены на газ для населения, они все же ниже рыночных. И они противоречат здравому смыслу, поскольку отказ от приведения уровня цен к рыночным означает недоплаченные миллиарды гривен государственной компании «Укргаздобыча», за счет которой и возможны специальные тарифы для населения. Однако недоплаченные «Укргаздобыче» деньги означает, что они не будут вложены в разведку новых месторождений, в модернизацию скважин и в увеличение собственной добычи газа.
Кроме того, льготные цены на газ для населения создают непаханое поле для коррупции и воровства на рынке газа. Например, только в одной из газопоставляющих компаний – «Кировоградгаз» – «Нафтогаз Украины» в ходе проверки обнаружил, что около 10% бытовых потребителей газа – это «мертвые души». На них руководство облгаза списывал газ, который на самом деле продавался промышленным потребителям, а разница в цене отправлялась в карман организаторов «схемы».
Единственный выход для украинских властей в газовом вопросе – повысить цены на газ для населения до рыночного уровня, и адресно субсидировать тех, кто не может себе позволить его оплачивать полностью. А еще – максимально привлечь в Украину газодобывающие компании, которые смогут существенно нарастить добычу до уровня, при котором Украина вообще откажется от импорта голубого топлива. Тогда цены могут снизиться, но не за счет административных рычагов, а за счет естественной конкуренции продавцов газа.
Однако с привлечением на украинские месторождения крупных компаний все еще большие проблемы. Например, в августе прошлого года словацкая компания Nafta заявила, что намерена стать оператором проекта СРП (соглашения о распределении продукции) на юзовском газовом участке. Этот участок площадью почти 8 тыс. кв. км расположен в Днепровско-Донецком нефтегазоносном бассейне на территории Донецкой и Харьковской областей. Это тот самый участок, на котором первоначально планировала работать компания Shell, но потом отказалась от него.
По оценкам госкомпании "Надра Украины", потенциал юзовской площади превышает 3 трлн куб м условного топлива, при этом по базовому сценарию на участке в год можно добывать 10 млрд кубометров газа, а по оптимистическому – в 20 млрд кубометров. Для сравнения – Украина в прошлом году импортировала почти 14 млрд кубометров газа. То есть, за счет освоения только одного, хотя и крупного, участка Украина уже через несколько лет сможет полностью обеспечить себя газом и не зависеть не только от «Газпрома», но и от западных поставщиков.
Nafta уже работает в Украине – она приобрела у американской компания Cub Energy Inc. 50% в Ужгородской газовой площади, вложила в поисковые работы 100 млн евро. В разработку юзовской площади компания Nafta планирует вложить 200 млн долларов, при этом в течение первых пяти лет она обещает выполнить все работы, которые ранее планировала сделать на этой площади Shell, но более эффективно. И хотя правительство декларирует, что добычу газа нужно повышать до уровня самообеспечения, предоставить Nafta крупное месторождение украинское правительство за это время так и не смогло.
Мало того, позиция властей в вопросе повышения газодобычи иногда напоминает присказку о том, что левая рука не ведает, что творит правая. Например, в прошлом году при содействии правительства через Верховную Раду были проведены законы, которые установили стимулирующие и постоянные ставки налогообложения для новых скважин, дерегулировали газодобычу и децентрализовали взимание ренты при газодобыче. И эти шаги газодобытчики оценили на «5+».
В то же время Государственная служба геологии и недр Украины уже больше года саботирует проведение аукционов на разработку новых участков для добычи газа. Это неудивительно, поскольку за последние 10 лет более 90% всех нефтегазовых площадей были предоставлены компаниям вне аукционов. Похоже, у власти просто нет политической воли поломать порядок, при котором участки получают «нужные» компании.
По доказанным запасам газа Украина занимает третье место в Европе, и вполне могла бы не только обеспечивать себя газом, но и экспортировать его. Однако власти не могут даже поднять то, что в буквальном смысле лежит у них под ногами.
Автор: Александр Колосовский