Российский премьер-министр Владимир Путин методично обзванивает европейских лидеров, рассказывая им о возможных проблемах с поставками газа через Украину. Путин позвонил премьеру председательствующей в ЕС Швеции Фредрику Рейнфельдту, потом федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель.
По сути, Владимир Владимирович пересказывает европейцам свой же телефонный разговор с украинской коллегой. Юлия Тимошенко якобы пожаловалась ему на действия президента Виктора Ющенко, который тормозит возможности оплаты за газ. Сама же премьер-министр Украины пока не подтвердила подробности разговора, изложенные Путиным на встрече с руководителями партии «Единая Россия».
На первый взгляд может показаться, что РФ готовится к новому газовому конфликту с Украиной. Но наблюдатели не раз указывали, что новые проблемы с газоснабжением Европы могут стать убийственными для Газпрома. Уже прошлогодний кризис значительно ухудшил репутацию российской газовой монополии как надежного поставщика. Многие страны Европы, и не думавшие всерьез о диверсификации газовых поставок, сделали эту диверсификацию главным направлением своей энергетической политики. После зимы 2009 года снизилось общее потребление энергоносителей в мире — и в результате Газпром завершает год не только с худшими показателями за последнее время, но и с неопределенными перспективами на будущее. Устраивать в этой ситуации очередное шоу с задвижками — настоящая глупость. И Путин не может этого не понимать. Так что, скорее всего, речь идет не о газовой войне нового года, а о попытке исправить впечатление от года предыдущего.
Известно, что газовый конфликт затевался Газпромом с целью навязать Украине российскую схему поставок энергоносителей и продемонстрировать Европе ненадежность украинского пути снабжения, что должно было по идее газпромовских стратегов увеличить интерес европейцев к двум амбициозным и дорогостоящим подводным проектам трубопроводов, лоббируемых российской монополией. План провалился. Из-за реверса украинских газопроводов замерзала не Украина, а Европа. И утверждать, что Брюссель посчитал виноватым в происшедшем только Киев, было бы преувеличением. Экономический кризис поставил под сомнение возможность — да и необходимость — строительства новых маршрутов, по крайней мере, в обозримом будущем. Россия, конечно же, может продолжать лоббировать эти проекты, но с инвестициями будет не так просто. Потому-то сейчас главной задачей Москвы стало отстаивание репутации Газпрома и доказательство, что Россия не виновна в произошедшем.
Но доказывать, что виновна Украина — это вновь возвращаться к старому скандалу и напоминать о ситуации, возникшей прошлой зимой. К тому же если Москве не поверили тогда, то почему же должны это сделать сейчас? Поэтому Путин нашел новый выход: виновата не Украина в целом, а ее президент. Именно он препятствует оплате российского газа сейчас, и, наверное, именно его действия привели в прошлом году к обострению российско-украинских энергетических отношений. А если вспомнить, что Виктор Ющенко последовательно выступал с критикой соглашений, подписанных в российской столице премьерами Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко — и именно сейчас вновь потребовал от правительства их пересмотра на 2010 год, — то можно рассказать шведскому премьеру и немецкому канцлеру, что именно Ющенко не хочет стабильности в российско-украинских договоренностях. И таким образом постоянно угрожает стабильности поставок в Европу — конечно же, нарочно, чтобы опорочить перед старым континентом Россию, Владимира Путина, а заодно и Юлию Тимошенко.
Попытка возложить всю ответственность за комплекс проблем, возникших в энергетических отношениях России и Украины и России и Европы на одного человека — интересный прием, позволяющий вспомнить о предыдущей профессии Владимира Путина. Как известно, до того как заняться управлением вверенной ему Россией, Владимир Владимирович служил в разведывательном ведомстве. А там умеют найти виноватого и предложить начальству увлекательную версию происшедшего. Неясно только одно: чем Россия будет объяснять сложности энергетических отношений с Украиной, если Виктор Ющенко перестанет быть президентом страны? Или Владимир Путин действительно считает, что с уходом Ющенко все проблемы решатся сами собой? А если не решатся — то воспримут ли с пониманием в Европе жалобы российского премьера на следующего украинского президента?
Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты