В III квартале 2009-го украинцы купили 155 тыс. ноутбуков и 120 тыс. десктопов, данные Unitrade Group. Относительно результатов за апрель–июнь продажи увеличились на 63% и 41% соответственно. На объемы рынка повлияла сезонность.
Среди IТ-ретейлеров третий квартал считается одним из наиболее доходных, поскольку в это время население готовится к учебному году, приобретая компьютер для работы. Традиционно продажи ПК в июле–сентябре на 50% выше, чем в предыдущем квартале. «Мы отмечаем оживление во всех каналах сбыта. Активность покупателей объясняется отложенным спросом. Прогноз оправдался, в том числе для корпоративного сегмента и региональных партнеров», — рассказывает Георгий Чернявский, председатель совета директоров компании «Навигатор», производителя десктопов.Впрочем, по сравнению с результатами прошлого года объемы рынка упали, поскольку в III квартале 2008-го влияние кризиса было неощутимым. В июле–сентябре минувшего года украинской розницей было реализовано 213 тыс. ноутбуков и 235 тыс. настольных компьютеров, данные Unitrade Group, то есть снижение за аналогичный период 2009-го составило соответственно 27% и 49% год к году. По словам Георгия Чернявского, факторов, негативно влияющих на динамику продаж ПК, в конце лета — начале осени было достаточно: колебание курса доллара в августе и неопределенность кредитной политики банков.
С ног на голову
В 2008-м производители, дистрибьюторы и продавцы техники пережили сильное потрясение. В преддверии учебного года участники рынка, надеясь на рост продаж, закупили на кредитные деньги крупные партии товара. Девальвация гривни привела к резкому снижению спроса на IТ-продукцию и падению объемов рынка ПК, из-за чего в конце 2008-го на складах дистрибьюторов скопилось большое количество нераспроданной продукции: около 225 тыс. ноутбуков, еще почти 60 тыс. — в «каналах сбыта», данные IDC. Сборщикам десктопов было немного проще: они разбирали компьютеры на комплектующие, из которых комплектовали недорогие модели, востребованные рынком в кризис.
Остатки нереализованной техники потянули на дно бизнес нескольких ретейлеров и поставщиков, которые не смогли вовремя рассчитаться с кредиторами и производителями комплектующих и ноутбуков. «Некоторые конкуренты, для кого производство ПК не было профильным или кто допустил просчеты в антикризисной стратегии, свернули свой бизнес», — рассказывает Руслан Агрба, генеральный директор компании — производителя десктопов «Версия-Системс».
В преддверии учебного года производители и поставщики фактически не закупали новые ПК и комплектующие. «Сегодня мы более сдержанно оцениваем перспективы рынка», — замечает Георгий Чернявский. В 2009-м компании завозят только то, что наверняка продадут.
Игроки рынка не берут большие кредиты под покупку техники, объемы закупаемых ими ПК
и комплектующих уменьшились, расчет за товар происходит спустя неделю после отгрузки, а не через месяц, как раньше. «Мы четко отталкиваемся от реалий: рассчитываем поставки и поступления средств еженедельно», — рассказывает председатель совета директоров компании «Навигатор».
Ценовая нестыковка
Даже в середине лета на складах дистрибьюторов оставалось 85–90 тыс. нераспроданных ноутбуков, завезенных в Украину еще в июле–августе 2008-го, данные IDC. Поставщики лэптопов реализуют остатки минувшего года: ноутбуки среднего и высшего ценовых сегментов — дороже $1500.
Скорее всего, устаревшие прошлогодние модели будут стоять на полках магазинов до конца 2009-го. За последний год потребительский спрос сместился в нижний ценовой сегмент: украинцы предпочитают приобретать ноутбуки менее $600, а десктопы — до $450. В частности, средняя стоимость стационарного ПК, проданного сетевыми магазинами, по итогам девяти месяцев 2009-го, снизилась на 13,9%, составив $414, а ноутбука — $617, что на 26,4% меньше, чем за три квартала 2008-го, данные Unitrade Group. Из ассортимента дистрибьюторов вымываются бюджетные модели. Спрос на технику среднего и высшего ценового диапазонов отсутствует, указывается в отчете IDC.
Стоимость компьютеров в гривневом эквиваленте не упала и не повысилась. «В текущем году цены в долларах менялись незначительно и в основном вследствие курсовых колебаний. Но за счет смещения потребительских предпочтений в бюджетные ценовые диапазоны снизилась средняя стоимость покупаемой техники», — говорит Николай Коломоец, руководитель отдела внешней аналитики Unitrade Group. Руслан Агрба вспоминает, что год назад наиболее популярными были мультимедийные модели десктопов по цене $500–600, или около 3 тыс. грн. Сегодня средний ПК стоит все те же 3 тыс. грн, но это уже десктоп за $300–400: менее мощный, но выполняющий все универсальные задачи для дома. «Если говорить о конфигурациях персонального компьютера, то люди ищут сбалансированные предложения и прежде всего экономят свои средства. Решение о покупке вынашивается намного дольше», — уточняет Георгий Чернявский. В корпоративном сегменте востребованы офисные ПК без излишних мультимедийных функций, но с высокой надежностью и производительностью. Как и в прошлом году, эти модели стоят $250–350.
Назад в будущее
Нынешняя ситуация на рынке ПК кардинально отличается от прошлогодней. Спрос на модели нижнего ценового сегмента превышает предложение, но в магазинах чаще можно встретить неактуальные модели компьютеров среднего ценового сегмента и выше.Склады дистрибьюторов практически пустые. В Украину в апреле–июне 2009-го было отгружено около 89 тыс. портативных ПК — на 67% меньше, чем год назад. Большая часть пришлась на начало лета и состояла из недорогих моделей, призванных пополнить ассортимент дистрибьюторов и реселлеров, говорится в отчете IDC за II квартал 2009 года.
Отсутствие техники на складах, скорее всего, приведет к застою на отечественном рынке ПК.
В 2009-м заработать на продажах смогут заблаговременно затоварившиеся ретейлеры, а также торговцы, которым доверяют дистрибьюторы.
Доминирование спроса над предложением спровоцирует очередное подорожание компьютерной техники, тем более что стоимость некоторых компонентов ПК на глобальном рынке выросла вдвое. «Цена определяется стоимостью комплектующих и затрат на производство. Вторая составляющая несколько снизилась, а первая имеет стабильные тенденции к ежегодному росту. Наибольшее влияние на цену продукта оказывает курс доллара», — объясняет Георгий Чернявский.
По предварительным прогнозам Unitrade Group, в IV квартале 2009-го будет реализовано порядка 130 тыс. ноутбуков и только 90 тыс. стационарных компьютеров. В 2008-м за такой же период было продано 175 тыс. портативных и 170 тыс. стационарных ПК. Снижение объемов реализации составит 26% и 47% соответственно. В 2009-м значительного прироста продаж в осенне-зимний период, аналогичного 2006–2007 годам, не будет.
Валерий БАЗЫЛЕНКО, директор по продажам ASUS в Украине , производитель ноутбуков:
С какими показателями продаж закончили сентябрь производители ноутбуков?
— Результаты первого месяца осени оказались довольно неплохими, частично они даже развеяли пессимистические настроения, связанные с кризисом. Произошло оживление в розничном сегменте: спрос на ноутбуки растет. Если первые два квартала розница реализовывала лэптопы достаточно пассивно, в основном распродавая старые запасы со складов, то в III квартале ретейлеры начали активнее закупать новые модели.Конечно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в рознице наблюдается падение продаж, которое сейчас составляет 40–45%. В корпоративном сегменте этот спад еще значительнее в связи с уменьшившимся количеством тендеров и крупных контрактов.
Сохранится ли нынешняя динамика продаж портативных компьютеров до конца года?
— Если не будет серьезных курсовых колебаний и прочих форс-мажоров, связанных с ввозом продукции в Украину, то октябрь–декабрь должны быть достаточно результативными для производителей ноутбуков.
Осенью прошлого года и зимой нынешнего продажи компьютеров были низкими. В основном из-за того что в августе 2008-го начались серьезные проблемы с потребительским кредитованием — до кризиса 60–70% техники в розничных сетях продавалось в долг. В 2009-м ссуды на покупку техники практически не выдавались, поэтому сегодня ажиотажа продаж нет, а наблюдается стабильный сезонный рост оборотов. По нашим оценкам, снижение объемов продаж ноутбуков в целом по украинскому рынку в этом году составит около 50%.
В 2008-м склады дистрибьюторов были переполнены товаром. Распроданы ли остатки прошлого года?
— Да, причем 80% старых запасов было реализовано еще в
II квартале 2009-го. Сейчас вендоры и дистрибьюторы начали тщательнее планировать заказы, отгрузки и продажи. На рынке даже наблюдается дефицит ноутбуков из-за отсутствия некоторых компонентов: например, оптических приводов.
Как изменилась стоимость ноутбуков по сравнению с январем 2009-го?
— На текущий момент она стабилизировалась. Товар уже не продается ниже себестоимости. В конце первого — начале второго кварталов стоимость ноутбуков стала постепенно расти за счет того, что запасы наиболее бюджетных моделей сократились, а также за счет смещения спроса в более дорогой сегмент. На объемы рынка влияет колебание курса гривни. Если он стабилен — продажи тоже стабильны, если курс колеблется или есть ожидание, что он будет меняться, — потребители занимают выжидательную позицию.
Руслан АГРБА, генеральный директор компани «Версия-Системс», локальный производитель десктопов:
Наблюдается ли оживление на рынке ПК в нынешний посткризисный период во всех каналах сбыта?
— Да, относительно II квартала 2009 года продажи увеличились вчетверо. Сравнивать нынешние показатели с аналогичным периодом 2008-го уже некорректно. Прошлогодний сентябрь был докризисным, когда надежды на бурный рост вынуждали розничные сети и дистрибьюторов закупаться впрок. В 2009-м нестабильность и опыт прошлого года, когда переоценка спроса привела многих игроков рынка к убыткам, заставили быть осторожнее при закупке товара.
Сегодня розничные сети тщательнее прогнозируют продажи и закупают меньшие партии, но чаще. Объемы госзаказов по сравнению с 2008-м существенно сократились из-за общего снижения госфинансирования. Тем не менее некоторым производителям десктопов удалось укрепить свои позиции в корпоративном сегменте за счет наращивания клиентской базы в коммерческом секторе.
Упали ли цены на компьютеры с начала года?
— Стоимость новых моделей ПК выросла. Из-за кризиса и ограниченности ресурсов на международных рынках большинство производителей комплектующих снизили объемы производства, что не только привело к дефициту деталей для ПК на глобальном рынке и в Украине, но и как следствие росту цен. Некоторые компоненты подорожали почти вдвое, что соответственно сказывается на общей стоимости техники. Кроме того, цена на ПК напрямую зависит от курса доллара, ведь все комплектующие импортируются, и в Украине их не производят.
Что ждет рынок ПК в октябре–декабре?
— Осенний сезон был отмечен увеличением спроса. Мы ожидаем всплеска продаж в предновогодний период, но резкого роста по сравнению с III кварталом, как это было в докризисные времена, скорее всего, не будет. В условиях нестабильности, сокращения доходов населения и отсутствия потребительского кредитования покупки совершаются по мере возможности, а не в определенное время.
Прогнозировать, что будет дальше, пока сложно. Многое зависит от общей ситуации в стране, в том числе от курсовых колебаний. Если в конце 2008-го изменения были достаточно резкими, что психологически заставляло потребителей «замереть и выжидать», то в этом году многие адаптировались к новым реалиям. Спрос растет, хотя не так стремительно, как раньше. Изменения если и будут, то уже вряд ли столь неожиданными и непредсказуемыми, что позволяет строить краткосрочные планы.