Контракти.ua

4353  —  17.02.18
Почему Украина превратилась из экспортера в рассадник евроблях
Почему Украина превратилась из экспортера в рассадник евроблях

Бесконтрольный временный ввоз сэконд-хэнда на еврономерах на фоне умирающего производства авто в Украине превратили нашу страну в потребителя старого автохлама из Европы.

Всего 10 лет назад Украина была внушительным экспортером автомобилей и автобусов разных модификаций, а сейчас украинские автозаводы едва сводят концы с концами. AUTO-Consulting обнаружил интересную статистику тех лет.

По данным Ассоциации Укравтопром в 2008 году З Запорожский автомобилестроительный завод экспортировал в страны ближнего и дальнего зарубежья более 72 000 автомобилей и автобусов различных модификаций. Для сравнения, в прошлом году в Украине было продано немногим более 80 тысяч новых автомобилей. И этот экспорт ЗАЗов принес тогда налоги в казну Украины и обеспечил поступление иностранной валюты.

На экспорт шли не только модели ЗАЗа, которые в странах СНГ продавались под названием ZAZ Chance (Chevrolet Lanos). Производство своих брендов на ЗАЗе было выгодным и для Chery. Ведь Украина – государство, которое сотрудничало со странами Таможенного союза. Благодаря этому, Chery получала для своей сети на рынках СНГ автомобиль с нулевой пошлиной - как продукт, произведенный в Украине. В торговую сеть китайского бренда в странах СНГ из Украины было поставлено более 20 тыс. автомобилей Chery Bonus (ЗАЗ Forza). Однако вскоре Россия ввела утилизационный сбор и вытеснила украинские автомобили со своего рынка.

Если говорить о производстве тех лет, по данным Укравтопрома наиболее продуктивными для ЗАЗа были 2006, 2007 и 2008 годы. В это время на предприятии выпустили 193 тысячи, 282 тысячи и почти 258 тысяч новых машин, соответственно. Сегодня эти цифры выглядят фантастическими. И кажется абсолютно нереальным и невозможным, что такое мощное промышленное предприятие, как Запорожский автомобилестроительный завод, всего за каких-то 10 лет пришло в полный упадок.

Напомним, что по данным Ассоциации Укравтопром, в 2017 году на ЗАЗе было выпущено меньше 1700 транспортных средств.

Самыми удачными для ЗАЗ были 2007 – 2012 годы. За этот период было экспортировано более 231,3 тыс. автомобилей. Основными рынками сбыта были Россия (89%), Казахстан (3%), Сирия (2,5%), Беларусь (2%), Азербайджан (2%) и Узбекистан (1,5%). На экспорт шли в основном ZAZ Chance (Ланос и Сенс), Сhery A-13, Forza (копия Чери), Vida (копия Шевроле).

В 2011 году в Сирии началась война и там перестали вообще интересоваться автомобилями. После аннексии Крыма и начала АТО завод прекратил поставки автомобилей в РФ. Следом начали возникать и проблемы с транзитом автомобилей в другие страны, и таким образом отпал экспорт в страны Средней Азии и Казахстан. А в довершении экспортного коллапса страны Таможенного Союза перестали признавать украинский сертификат качества СТ-1 (в частности - в Белоруссии). ЗАЗ в одночасье остался без экспортных рынков и сохранил лишь поставки машинокомплектов для предприятия GM-Египет.

К сожалению, в этой ситуации, особенно в сертификационном споре с РФ, ЗАЗ не получил действенной помощи на государственном уровне. Беларусь по-прежнему не признает наш сертификат, а госорганы Украины до сих пор не подняли этот вопрос. ЗАЗ оказался зажат в рамках украинского рынка, объемы которого из-за девальвации и засилья подержанных авто в два раза меньше, чем мощность самого ЗАЗа.

Вот, как выглядит невеселая статистика производства автотранспортных средств на ЗАЗе в последние годы: 2013 – 22032 шт. 2014 – 13144 шт. 2015 – 3949 шт. 2016 – 526 шт. 2017 – 1682 шт. 2018 года в этом списке, скорее всего, уже не будет.

Произошло значительное подорожание электричества, газа, других коммунальных услуг, стремительно выросли налоги на землю, растет налог на недвижимость. Давят и кредитные обязательства, которые к 2017 году достигли 3 млрд. гривен. Отказываются выпускать комплектующие малыми объемами для ЗАЗа и поставщики, либо их стоимость уже астрономическая.

Аналитики считают, что экономическая целесообразность продолжения производства автомобилей в Украине и на ЗАЗе, в частности, напрочь отсутствует. Вот так, всего за каких-то 10 лет, Украина из экспортера автомобилей, превратилась в страну, где производство оказалось не только не целесообразным, но и убыточным.

Для этого, как на подбор, сошлись все негативные факторы. Девальвация денежной единицы, низкая платежеспособность населения, импорт подержанных иномарок из Европы по льготным акцизам и, конечно, бесконтрольный временный ввоз сэконд-хэнда на еврономерах. Прибавьте сюда военные действия на Востоке страны, и станет понятно: если ничего не изменится, то шансы, даже просто остаться на плаву, не говоря уже о каких-то минимальных объемах экспорта, у отечественных предприятий приблизятся к нулю.

Статьи по теме
Укртелеком не підвищуватиме ціни в 2024 році
Укртелеком не підвищуватиме ціни в 2024 році

Цього року ціни на інтернет від Укртелеком залишаться без змін. Анонсоване багатьма провайдерами підвищення тарифів на послугу інтернет через перехід на нову для них загальну систему оподаткування жодним чином не вплине на клієнтів Укртелеком.
03.10 — 456

“Героїчні будні кожного дня”: відновлення зв’язку на Херсонщині
“Героїчні будні кожного дня”: відновлення зв’язку на Херсонщині

З самого початку деокупації і до сьогодні, попри постійні обстріли та небезпеку, команда Укртелеком продовжує працювати над відновленням зв’язку, щоб забезпечити херсонців і мешканців області безперебійними послугами інтернету та телефонії. 
02.05 — 782

Аеропорт в Україні можуть відкрити вже цього року: який саме і від чого це залежить
Аеропорт в Україні можуть відкрити вже цього року: який саме і від чого це залежить

В Україні після новин про перемовини з авіаційними регуляторами в США та ЄС знову пожвавились розмови про відкриття одного з аеропортів. Експерти називають три можливі варіанти (Львів, Ужгород та Київ), розповідають про візити комісій, які регулярно інспектують стан летовища.
20.03 — 650