Компания SpaceX осуществила успешный пуск самой мощной в мире действующей ракеты-носителя Falcon Heavy и запустила в космос личный спорткар Илона Маска - Tesla Roadster, в котором играла песня «Space Oddity» Дэвида Боуи. Миллионы людей по всей планете в прямом эфире наблюдали, как была открыта новая страница в освоении космоса. Тысячи делятся впечатлениями в соцсетях. Обзор мнений.
Андрей Плахонин, историк и блогер
Прямая трансляция первого запуска Falcon Heavy на YouTube не смогла обойти по числу просмотров трансляцию прыжка с парашютом из стратосферы, который совершил в октябре 2012 года австрийский спортсмен Феликс Баумгартнер. На Марс пока еще не стартовали, но, как поется в детской песенке, "...по дороге с облаками, по дороге с облаками больше нравится когда мы возвращаемся назад..."
Роман Скрипін, журналіст
Дещо про глобалізацію і прогрес: на UA:перший в новинах запуск надважкої ракети Space-X Falcon Heavy - останнє повідомлення в новинах. Останнє. Просто "на закуску". Тай таке…
Антон Швец, блогер
Кстати счет то 2:0 по сверхтяжелым ракетам от полтинника на НОО. Первым был Сатурн-5 для лунной программы. Огромный как гора. Советский аналог меньшей мощности Н-1 не сумел выйти на орбиту - все четыре испытательных пуска завершались разрушением ракеты на этапе работы первой ступени. Если что-то падало на землю, кратеры были мама не горюй.
Потом была Энергия, но сверхтяжелую Энергию отдельно саму по себе не успели. Успела полетать только Энергия-Буран(советский спейшатл) с одним удачным полетом Бурана(и одним неудачным с массогабаритом противоспутникового Скифа). Тоже фейл.
Стоимость проекта - 14 миллиардов советских рублей(по нынешним деньгам сложно посчитать те советские рубли). После 1988 пусков не проводилось - позволить себе такие траты Союз уже не мог, а гражданского и экономического применения космоса в СССР и не предполагалось особо. Зарабатывать было не на чем.
Олсо Мрия Ан-225 и должна была забирать этот советсткий спейсшатл, если бы он вдруг нерасчетно сел за пределами СССР. В 1993 программа Энергия-Буран была окончательно закрыта, Ельцину было не до космоса. Благое время низких цен на нефть.
А теперь вообще частник влупил ракету с 50+ тонн на НОО. Сам построил, сам ступени возвращает, сам бабки зарабатывает. Батуты, ага. Это капитализм, детка.
Антон Ходза, блогер
Шлях українського Маска:
- Створив компанію
- Три роки ї..лися як папа Карло
- Успішно запустили ракету
- Прийшло СБУ, ГПУ, НП з обшуками за рішенням Краматорського суду
- Поставили смотрящєго від Кононенко, ракети більше не злітають
Цікавий факт: Ракета Falcon Heavy може вивести на орбіту за один раз весь склад Верховної Ради, а також ще влізуть з АП та Кабміну люди. 710 людей підніме льохко.
Ракета Маска винесла родстер на орбіту, а ти досі ялинку з хати винести не можеш.
Олександр Михельсон, поет
Від душі вітаю всіх онлайн-новинарів, які втупняк понаписували, що "Тесла" з Falcon Heavy уже перетнула орбіту Марса. Ну ладно, англійської вони не знають і не здогадалися, що слово "exceed", вжите Ілоном Маском у твітер-повідомленні, далеко не обов*язково означає "перетнути". Але ж, блін, у школі хоча б могли вчитися, а відтак розуміти, що ні за добу, ні навіть за місяць до орбіти Марса ця "Тесла" аж ніяк не долетить?! Ага. Навіщо нам ці заморочки, кому це цікаво.
Гарик Корогодский, миллионер
Тоже завтра запущу посылку с очками GARA. С проводником запущу, в Харьков, на Интерсити. А вечером он вернется на то же место.
P.S. Маск велик, все б ему дали.
Андрій Андрушків, громадський активіст
Маск за 10 хв посадив дві здоровенні ракети . Українські прокурори і судді четвертий рік не можуть посадити трьох друзів президента за корупційнійні злочини
Юрий Романенко, политолог
Это маленький шаг для человечества, но большой прыжок для акционеров Маска.
Балувана Галя чекає принца, але той предпачьол пакареніє Марса, а не Галі. Вертикальные фермы ломают украинскую дилемму разрешать продажу сх земли или нет. Через пару-тройку десятков лет украинские крестьяне смогут землю намазывать на хлеб вместо масла, а денежный хайп сорвут страны и народы, которые генерируют инновации делающие неактуальным старый уклад. Однако, нам ближе мысль, что мы сидим на мешке с деньгами за который обязательно кто-то заплатит дурную цену, которую, впрочем, мы никак не можем сложить. И вот, пока мы складываем 26 лет эту цену, утешая себя мыслью, что у нас самые красивые женщины, жирные черноземы и ещё у нас есть Ан-225 в одном экземпляре, где-то очередной амбициозный паренёк запускает тяжелый Фалькон, который обнуляет весь «Южмаш» с его огромными корпуса, невыплаченными зарплатами и вечно потенциальным потенциалом.
Денис Третьяков, журналист, РФ
100 миллионов человек наблюдали вчера запуск ракеты Илона Маска на Марс. Маск - молодой миллиардер, любимец голливудских красавиц, филантроп отдавший миллионы долларов на благотворительность и стремящийся покорить космос, сейчас Звезда номер один.
Какой единственно верный вывод можно сделать из этой истории? Это и есть Антихрист предсказанный нашими старцами.
Илья Кенигштейн, ІТ-бизнесмен и блогер
Этот момент прекрасен ещё и тем, что Маск в этот раз отправил в космос обыденные для любого человека вещи - автомобиль, в бардачке книжка «Автостопом по галактике», полотенце. С одной стороны это, конечно самая гениальная рекламная кампания за всю историю, абсолютный кураж. Но также Маск постепенно приучает человечество к космосу, делая его на самом деле доступным. Вот это прекрасно.
Уверен, что ещё при нашей жизни полёты в космос станут обыденной вещью. Вокруг полетов спадёт этот ореол эксклюзивности, связанный с отбором, длительными изнуряющими тренировками. Ну и полная демилитаризация - путинским генералам останется только водку пить да в бане париться. И я уверен, что в SpaceX и автомобиль сильно не модифицировали - тормозную жидкость только слили и всё.
Рустем Адагамов, блогер
Вишенка на торт здесь знаете какая? Запуск FalconHeavy стоит $90 млн, старт создаваемой Boeing системы SLS+Orion обойдется в $2 МИЛЛИАРДА. Маск наповал убивает конкурента. :- )
Александр Янковский, журналист
Здивували. Родстер в космос. А машину з розмитненням в Україну слабо?
Иван Костенко, блогер и ветеран АТО
У меня в ленте такой восторг запуском Falcon Heavy что хочется спросить - вы там не забыли с какой стороны у ПКМ лента заряжается?
Сергій Болотніков, журналіст
Ньюсван показує запуск Falcon Heavy в маленькому вікні збоку. В цей час на основному екрані - Савченко, яка розповідає, шо свастон - це древній символ Сонця. Виявляється, ось так, за 5 секунд, можна показати всю глубину дупи, в якій ми живемо.
Макс Колесников, топ-менеджер
Люди, которые жалуются на то, что им пришлось смотреть запуск Falcon Heavy в окошке в углу экрана на Newsone, когда в полном экране выступала Савченко - ПЕРЕКЛЮЧИТЕ КАНАЛ!!!
Срочно покупаю Теслу. А что, она на одной зарядке может до Марса доехать, а у нас бензин по 32 грн.
Артем Скоробогатов, бизнесмен
Целых 2 млн зрителей наблюдали в прямом эфире за первым запуском автомобиля в космос на сверхтяжелой ракете и возвратом трех ее ступеней. «Для Атоса» это действительно много, так как это говорит о возврате популярности космоса для людей, но «для Графа Де Ля Фер» это очень мало. Дети, кормящие друг друга конфетами со вкусом отрыжки собирают не меньше.
Маск - красавчик. Мы дожили до зрелища, которое представляли себе, читая в детстве Булычова, Бредбери, Стругацких.. Ракеты взлетают и садятся.. Теперь есть надежда дожить до дня, когда появятся гражданские космодромы. Альфа Центавра знаешь? Тамошние мы.
Иван Яковина, журналист
Друзья, я уже несколько лет талдычу, что Украине надо сделать свою возвращаемую ракету.
Ну хотя бы прототип. Хотя бы проект! Хоть что-то, блин! Иначе труба, все будет плохо. Пока еще есть возможность запрыгнуть в уходящий поезд - есть "Днепр" и много чего еще. Но уже послезавтра это будет невозможно. Все устареет к херам навечно. Может, хоть подумать над этим?
UPD. Пока же, если я ничего не путаю, бОльшая часть денег, выделяемая в Украине на космос, идет на оплату кредита, за который сделали спутник (он уже устарел). Причем сам спутник лежит на полке какого-то хранилища в РФ.
Юрий Бутусов, журналист
Гигантский скачок развитию цивилизации - сверхтяжелая ракета, созданная частным предприятием, впервые вывела на орбиту полезный груз. Началась новая эра космических технологий. Что сделал Маск впервые и чем замечателен запуск:
1. Сверхтяжелая ракета Falcon Heavy может вывести на околоземную орбиту 64 тонны груза. Это в два с половиной раза больше, чем может поднять самая тяжелая и применяемая на данный момент ракета «Delta». Такая грузоподъемность позволяет запускать тяжелые космические корабли, станции, снаряжать экспедиции, выводить сразу большие партии спутников на орбиту. Высота Falcon Heаvy - 70 м, диаметр 12,2 м, полная масса 1420 тонн.
2. Это не самая большая в мире сверхтяжелая ракета - американский "Сатурн" стал самым большим, вторая за ним - советская "Энергия". Но эти проекты были сверхдорогими, использовать их для коммерческих запусков было нерентабельно, и потому последний запуск "Энергии" состоялся в 1988 году, и 30 лет сверхтяжелые ракеты не запускались.
3. Революционным изменением конструкции является способность возвращать стартовые ступени ракеты на землю для повторного использования. Это резко удешевляет стоимость. В запуске Falcon Heаvy впервые использовались две ступени, которые ранее уже дважды работали и возвращались при запусках ракеты Falcon-9. Модульная конструкция ракет Маска позволяет использовать одни и те же ступени в двух типах ракет. Эти две ступени вернулись снова и будут подготовлены к повторному применению. Это уникальное техническое достижение.
4. Не все у Маска еще получилось при первом успешном запуске. Центральная разгонная ступень не сумела благополучно приводниться на морскую платформу, и потеряна в океане. Но это первое испытание приземления центральной ступени в истории космоса.
5. В 2017-м году частная компания Маска произвела 18 запусков ракет – это больше, чем все страны мира, за исключением России. Все запуски Маска – успешные. Россия произвела 19 запусков – но успешных столько же – 18. Однако Маск стал лидер мирового рынка по весу выведенной на орбиту полезной нагрузки, ведь он запускал более тяжелые ракеты, чем РФ.
6. В 2017-м году Маск стал лидером рынка запусков тяжелых ракетоносителей. Falcon-9 обрушил цены даже ниже российских, и стал выгоднее, чем российский «Протон». Ни один «Протон» не стартовал в течение всего года.
7. С момента первого запуска ракеты Маском до старта Falcon Heavy прошло всего 12 лет. Маск уже ведет проектирование еще более мощной ракеты. Маск показал, что в самые короткие сроки в современном мире люди способны осуществить инновации планетарного масштаба, которые продвигают вперед цивилизацию. Пример работы проекта Space X - поучителен для всех.
8. Ракета Falcon Heavy, чей первый пуск завершился успешно, запустила в космос спорткар Tesla Roadster, в котором играет песня «Space Oddity» Дэвида Боуи. На момент выхода в космос телеметрия показывала, что машина со скоростью свыше 10000 км/ч направляется к Марсу и скорость растет. Это, на данный момент, безусловно самый быстрый автомобиль в мире. На его бортовом мониторе одна фраза - Dont panic - Не паникуйте.
Дорже Бату, журналист и сотрудник NASA, непосредственный участник событий
Чесно. Ми самого кінця не знали, чи відбудеться запланований старт Falcon Heavy. За пару годин до призначеного часу, на висоті 2,5 – 4 миль сила вітру з напрямком SE зросла до 21mph, що для ракети з такою конструкцією являється критичною межею. Найстрашніше було те, що повітряна маса була різної щільності і пориви були досить сильні.
Було багато проблем. Як на етапі розробок і креслень, так на етапі виробництва і стендових випробувань. Зокрема датчики, котрі робили ми, на етапі збирання спочатку показували різні показники при –30, 0 і +130 градусах, а мали б показувати один і той самий. Потім, після лазерного зварювання їх забирало вгору, або вони взагалі не відповідали. Потім треба було добитись, аби вони показували питомий показник у вакуумі. І щоб цей показник був у рамках. Більше – брак. Менше – брак. Навіть ті, що коливались близько до гранічної межі я відбраковував. Перфекціонізм, звісно, і мудохатись треба було більше, розрізаючі юніт знову і знову, але я про це не шкодую.
Головне, ми знали, що ракета злетить. Злетить у будь-якому разі, за будь-яких обставин. Бо десять тисяч інженерів, проектувальників, випробувачів, десять тисяч по усій країні, протягом п‘яти років працювали над цією ракетою. В нас була мета. Не факт, що ми на етапі виробництва її усвідомлювали. Можу сказати за себе – я просто робив свою роботу, не особливо задумуючись над тим, наскільки глобальною вона може бути. Я просто приходив вранці у лабораторію, вбирав захисний халат, захисні окуляри, і антистатичний браслет, і фігачив зранку до вечора, або з дня до ночі, у залежності від зміни. Те, в що цю роботу буде вкладено побачив і усвідомив вже набагато пізніше, коли через роки, вже працював у іншому штаті на іншій роботі. Напевно, по справжньому я це усвідомив рівно за півхвилини до старту.
У нашому маленькому Командному центрі, всупереч усім строгим правилам, понапхалось з п‘ятьдесять чоловік. Сиділи за своїми місцями тільки я, Франческа, професор Рассел, і у своїх кабінках Трейсі і старший офіцер Баррел. І навіть до них у кабінки напхалось стільки народу, що там стало нічим дихати. Ну ми сиділи, бо ми мали там сидіти за протоколом. Решта стояли. Народу було так багато, що усі стояли як оселедці у бочці. Сара МакКарті майже висіла в мене на шиї. Поряд, на моєму правому плечі сидів заступник командувача, полковник Уолтон. У коридорі стояли ті, кому не вистачило місця всередині.
В нас було одинадцять технічних каналів – п‘ять зі стартового майданчика, два з ЦУПа у Флориді, два з ЦУПа у Ґоторні, один з Г‘юстону, плюс трансляція. Ми бачили, як все розгорталось на наших очах. Стурбовані переговори метеорологічного посту і FCR на Флориді, перемовини майданчика LC39A з Ґоторном і гомін центрального зала, де зібрались працівники SpaceX.
А потім був старт. Чесно, мені важко передати те, що відбувалось з нами. Ми були тільки спостерігачами, але ми сиділи за своїми станціями і було таке враження, що ми також беремо участь у керуванні стартом.
А коли зазвучала музика Боуї, ми заплакали. Я, Франческа і Сара, котру придавили так, що незрозуміло було, від чого вона плаче – чи то від незручної пози, чи то від того, що її любий сержант Маковскі був у цей час на посту, а не поряд з нею. Навіть вусатий еротоман, любитель журналу Playboy, старший офіцер Баррел, змахнув сльозу на стоящего поряд командувача, полковника Ґвінна. Словом, це був якийсь масовий психоз – по технічному каналу ми бачили ЦУП у Ґоторні, де не тільки плакали, але й стрибали, несамовито розмахуючи руками, як на рок-концерті. Джоеля і Маріелу, операторів Dragon не будо видно, бо їхній сектор нам не показували, але підозрюю, що вони також у той момент не у носі колупались.
Поки на Землі вирували пристрасті, чувак сидів собі спокійно у червоному родстері Tesla, праву руку тримаючи на кермі, а ліву поклавши на борт. Зовсім так, як робив це попередній хазяїн автівки у спекотній Каліфорнії.
На той момент було неважливо, чи вдало сів на баржу у Атлантиці центральний блок, і чому перед самою посадкою зник сигнал з бустера і з самого дрону. Чи втратили ми центральний блок, чи ні. Навіть тоді, коли ми дізнались, що центральний блок загинув, для нас це було вже неважливо. Те, чому не спрацювали хімічні ігнітори в двох двигунах гальмування, комісія розбиратиметься пізніше. На той момент важливо було те, що на екрані ми споглядали сюрреалістичну картинку – червона автівка на фоні блакитної планети.
Запуск відбувся успішно. З чим вас і вітаю! Дякую, що були з нами! Тепер треба працювати далі.