7 февраля памятный день не только для украинской, но и для мировой авиации в целом: в этом году отмечают 112-ую годовщину со дня рождения гениального авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Его именем названы одни из лучших самолетов в мире, единственное в Украине конструкторское бюро, учреждения и улицы.
Весь модельный ряд самолетов известного конструктора собран в Народном музее им. Антонова на территории ГП «Антонов». В том числе представлены и модели, разрабатываемые под грифом "СЕКРЕТНО". А еще тут есть эскизы авиатехники, зарисовки и пейзажная живопись, книги, которые вышли из-под кисти и из-под пера авиаконструктора. Оказывается, это далеко не все таланты, которыми отличался Олег Антонов. Как говорят, уж если человек талантлив, то талантлив во всем.
1.«Только в таком красивом городе могли быть созданы такие красивые самолеты». Так говорил авиаконструктор о Киеве, где он оказался по воле случая. Именно здесь были частично или полностью созданы его всемирно известные самолеты. Именно здесь было создано конструкторское бюро в 1946 г. - для разработки и производства сомнительной, как казалось тогдашнему руководству и ведущим конструкторам страны, модели самолета. Эта модель в скором будущем пилоты стали звать "Аннушка".
2."Аннушка" в прошлом году отметила свое 70-летие. Можно сказать, самолеты так долго не живут. По крайней мере, ни одна другая марка самолетов в мире не может похвастать подобным рекордом долголетия. АН-2 - самый большой биплан в мире, который до сих пор летает (преимущественно служит в частных авиапарках).
3.Первым делом в конструкторском бюро Антонов построил теннисный корт, чего не было ни на каком другом предприятии в стране. Спортом он занимался всегда, и в КБ поддерживал развитие разных спортивных секций. Долгое время тут работал теннисный комплекс «Антей» и школа юных теннисистов.
4.Свой рабочий стол Олег Константинович спроектировал сам, доведя до автоматизма ежедневную работу с бумажной корреспонденцией, - любил порядок во всем. В процессе работы конструкция стола несколько раз дорабатывалась, постоянно совершенствуясь с упором на максимальную функциональность. Последняя наиболее удачная модель сегодня находится в мемориальном кабинете Антонова на территории ГП «Антонов». Предыдущая модель стола передана сотрудниками КБ в музей ХАИ. Даже по прошествии многих лет это изделие и сегодня может считаться лучшим примером стола руководителя большого предприятия.
5.Две первых буквы славной фамилии - АН - конструктор запечатлел не только в каждой сконструированной модели самолета, но в именах своих детей: АНна, АНдрей, РолАН, АлеНа.
6.Сказки для своих детей Антонов сочинял сам.
7.«Десять раз с начала», «Для всех и для себя», «На крыльях из дерева и полотна» - автобиографические книги авиаконструктора, который был еще немного и поэтом. И это помимо почти двух сотен научных трудов в теме авиации.
8.ВДВ - высокомобильные десантные войска - как элитное подразделение состоялись благодаря Ан-8 и Ан-12. Специализированные десантно-транспортные самолеты были созданы в 1950-х годах в кратчайшие сроки. Эти крылатые машины обеспечивали десантирование личного состава с крупногабаритной боевой техникой и вооружением в зонах боевых конфликтов. АН-12 и сегодня остается в боевом строю.
9.Во время второй мировой войны транспортно-десантные планеры А-7 О. К. Антонова - более 600! - регулярно доставляли солдат, технику, боевое снаряжение на разные участки фронта, использовались для помощи партизанам.
10.«Летающий танк», гибрид планера и танка, - наиболее экстремальный проект Антонова. Построен был А-40 в единственном экземпляре. И в 1942году совершил успешный полет, первый и последний.
11.Международный рекорд по дальности полета на планере - почти 750 км - установлен на спортивном планере конструкции Антонова.
12.Ан-124 Руслан стал последним самолетом, созданием которого руководил генеральный конструктор Антонов. Никто, кроме Антонова, не верил, что такой гигант сможет взлететь. Никто тогда не знал, как это осуществить. Технологии Антонова оказались действительно революционными. И сейчас это самый большой в мире серийный самолет, лидер по перевозке сверхтяжёлых крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Он же стал базой для создания самого большого и единственного самолета в мире Ан-225, известной Мрії.
13.Лучшие идеи конструктору приходили с секатором в руках в его любимом саду (жил Антонов в частном доме, недалеко от Конструкторского бюро, на окраине города).
14.«Если бы я не стал конструктором, то стал бы художником». Рисовать Антонов начал еще в детстве. Сначала карандаш: зарисовки, эскизы будущих планеров и самолетов, авиационные карикатуры. А в зрелом возрасте - живопись, пейзажи и натюрморты, за все время порядка 60 работ. Хотя о своем художественном уровне отзывался весьма скромно, мол, слишком много времени, которое нужно для совершенствования художественных навыков, уделяет проектированию самолетов.
15.Быть конструктором школьник Олег, сын архитектора, даже не мечтал. Его горячим увлечением были полеты. Желание летать подсказывало смышленому мальчугану, что надо построить летающую конструкцию. Конечно, с друзьями. Самая простая - планер, на что сгодились доски и прочие подручные средства. Ну а самые невероятные полеты на собственных конструкциях он совершал на легендарной горе Узын-Сырт близ п. Коктебель. "Мне в жизни не повезло: я хотел стать летчиком, а стал конструктором", - говорил о себе сам Антонов.
Автор: Ирина Стриженюк